Достоинства и недостатки метода.

1. Объём вычислений невелик, практически совпадает с объёмом вычислений при ОМС по двум звездам.

2. Точность данного способа за счет более точного измерения высот Солнца (mh Достоинства и недостатки метода. - student2.ru = ±0,5' - 0,7', а у звезд mh* = ± 1,0' - 1,2') сопоставима с точностью ОМС по 2-м звездам.

1. Но, чтобы достигнуть такую точность обсервации необходимо грамотно планировать свои наблюдения.

2. Ограниченность этого метода ВЛП по широте. Для определения места судна по Солнцу в малых широтах необходимо знать и применять способы соответствующих высот и ОМС по высотам более 88°.

3. Т.к. измерения разнесены во времени, то расчеты надо выполнять в два этапа, что создает определенные неудобства. Однако, при благоприятных погодных условиях вычисления 1-х и будущих 2-х измерений можно произвести параллельно, применяя метод предвычисления.

Определение широты по меридиональной высоте светила.

· Теория метода.

· Порядок наблюдений и вычислений.

· Достоинства и недостатки метода.

Теория метода.

Если светило находится на меридине наблюдателя (чаще всего это происходит в момент верхней кульминации), то его высота является меридиональной H. В этом случае легко получить широту. Напоминаем, что высота h наименование не имеет. Но если светило находится на меридиане наблюдателя, то меридиональная высота H одноименно с точкой (N или S), над которой измеряется высота. В этом же случае зенитное расстояние Z = 90 - H разноименно с H. Рассмотрим на следующем рисунке несколько вариантов кульминации светила и выведем формулу для нахождения широты.

Светило Широта и склонение Меридиональная высота H Зенитное расстояние Z Широта
С1 Достоинства и недостатки метода. - student2.ru и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru одноименны, но Достоинства и недостатки метода. - student2.ru < Достоинства и недостатки метода. - student2.ru HS ZN Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N = ZN + Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N
C2 Достоинства и недостатки метода. - student2.ru и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru разноименны HS ZN Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N = ZN - Достоинства и недостатки метода. - student2.ru S
C3 Достоинства и недостатки метода. - student2.ru и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru одноименны, но Достоинства и недостатки метода. - student2.ru > Достоинства и недостатки метода. - student2.ru HN ZN Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N = Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N - ZS
C4 Достоинства и недостатки метода. - student2.ru и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru одноименны, но Достоинства и недостатки метода. - student2.ru > 90 - Достоинства и недостатки метода. - student2.ru Светило незаходящее Hвк верхняя кульминация   Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N = Hвк - Достоинства и недостатки метода. - student2.ru
C5 Достоинства и недостатки метода. - student2.ru и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru одноименны, но Достоинства и недостатки метода. - student2.ru > 90 - Достоинства и недостатки метода. - student2.ru Светило незаходящее Hнк нижняя кульминация   Достоинства и недостатки метода. - student2.ru N = Hнк + Достоинства и недостатки метода. - student2.ru

Достоинства и недостатки метода. - student2.ru


1. Снять с карты примерно на Тс = 12ч00м приближенную долготу Достоинства и недостатки метода. - student2.ru Достоинства и недостатки метода. - student2.ru 48°45'W
2. Рассчитать судовое время кульминации Солнца. Достоинства и недостатки метода. - student2.ru
Для этого из МАЕ по дате выбирается время кульминации. Достоинства и недостатки метода. - student2.ru Долготу переводим в часовую меру при помощи таблицы в МАЕ на 288 странице. Достоинства и недостатки метода. - student2.ru Необходимо стараться эту операцию производить в уме, зная следующие соотношения: 15° = 1ч; 1° = 4м; 15' = 1м.
На этом же этапе планирования наблюдений, зная гринвичское время кульминации, по МАЕ необходимо выбрать склонение Солнца.
3. Приблизительно за 5 минут до момента кульминациик выйти на наблюдения и начать измерение до тех пор пока высота не начнет уменьшаться, за меридиональную принять максимальную из измеренных, при этом заметить над какой точкой горизонта были произведены измерения (N или S). Необходимо так же указать измеренный край диска, записать поправку индекса и инструментальную поправку секстана, высоту глаза, а также если высота менее 30°, то температуру и давление воздуха. ОС Достоинства и недостатки метода. - student2.ru мер = 64°18,5' S i + s = -2,3' e = 18,0 м
4. Расчитать широту в три этапа: 1. Произвести исправление высоты соответствующими поправками и получить обсервованную меридиональную высоту. Меридиональной высоте дать наименование той точки, над которой измерена высота (N или S). 2. Получить зенитное расстояние Z = 90° - H. Присвоить наименование Z, которое всегда противоположно H. 3. По формуле Достоинства и недостатки метода. - student2.ru = Z ± Достоинства и недостатки метода. - student2.ru найти широту, причем, если Z и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru одноименны, то они складываются, если Z и Достоинства и недостатки метода. - student2.ru разноименны, то из большей величины вычитаем меньшую и широте приписываем наименование большей величины. Достоинства и недостатки метода. - student2.ru
     

Наши рекомендации