Достоинства и недостатки метода.

Достоинства научного наблюдения: богатство собираемых сведений, сохранение естественных условий деятельности, допустимость использования разнообразных технических средств, необязательное получение предварительного согласия испытуемых.

Недостаткинаучного наблюдения: субъективность (результаты зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, работоспособности наблюдателя и т.д.); отсутствие возможности контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения; требует большого количества времени из-за пассивности наблюдателя.

Метод беседы

Беседа (интервью) — исследовательский метод, предполагающий получение информации в процессе непосредственного речевого общения.

Основные требования к применению метода.

1. Общение должно проходить в доверительной обстановке.

2. Следует четко сформулировать цель беседы и в соответствии с этим оставить ее план.

3. Беседа должна включать в себя правильно разработанные и корректно сформулированные вопросы респонденту (интервьюируемому).

4. Необходимо четко фиксировать (документировать) процесс и результат беседы.

Достоинства метода беседы:

·возможность подстройки под индивидуальные особенности каждого обследуемого;

·возможность выявить и прояснить проблемы глубоко интимного характера (в случае гарантии конфиденциальности);

·способствует снятию межличностных барьеров;

·часто имеет психотерапевтический эффект.

Недостатки:

Один из наиболее субъективных методов научного познания; в нем очень велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения из-за:

податливости собеседника реальному или воображаемому давлению опрашивающего; склонности испытуемого к выражению социально одобряемых мнений; неотчетливого осознанияиспытуемым собственных мнений, позиций, отношений; незнания опрашиваемым каких-либо фактов или ложной информированности; антипатии к исследователю; сомнений в конфиденциальности; по причине сознательного обмана, либо умолчания; в связи с ошибками памяти; недостаточной квалификации интервьюера.

Основные виды интервью классифицируются:

1. По цели организации: исследовательское; диагностическое; клиническое – психотерапевтическая беседа.

2. По форме общения:

·Свободное – когда исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность и структуру вопросов.

·Стандартизированное – проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Не разрешается менять формулировки, порядок вопросов, задавать новые вопросы.

·Полустандартизированное – когда используются два вида вопросов: обязательные (основные), задаваемые каждому опрашиваемому и уточняющие («подвопросы», дополнительные), которые применяются в зависимости от ответов испытуемого на основные вопросы.

Этапы организации беседы.

Различают три основных этапа: подготовительный, коммуникативный и аналитический.

1.Подготовительный этап включает:

·определение предмета и объекта опроса, постановку исследовательской задачи, выбор той или иной разновидности интервью.

·сбор формальных данных об обследуемом: возраст, пол, образование /класс, курс/, профиль учебного заведения, отношение учащегося к процессу обучения, индивидуальные особенности. Они должны быть получены до проведения основной беседы, т.к. они могут существенно повлиять на содержание вопросов и направление беседы;

·проектирование инструментария беседы: составление плана, формулирование вопросов, подготовка технических средств регистрации и обработки данных.

2.Коммуникативный этап.

Это собственно исследование методом беседы. Успех здесь во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сможет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Однако создание доброжелательной атмосферы вовсе не предполагает установления панибратских отношений с респондентом, способным затруднить дальнейшее управление диалогом. Нежелание ответить на вопрос должно восприниматься с уважением, что, однако, не предполагает вернуться к нему в дальнейшем в измененной формулировке. Нецелесообразно резко обрывать монолог респондента, пытаясь перейти к следующему вопросу или демонстрировать равнодушие. Сохранение взаимного доверия ценнее экономии времени. Весь процесс беседы целесообразно фиксировать (конспектировать, стенографировать, записывать при помощи любого технического средства). Причем фиксация разговора должна производиться аккуратно, не привлекая внимания обследуемого и с предварительного его согласия на запись беседы.

3. Аналитический этап.

Анализ беседы обычно состоит из двух частей: Сначала отмечают общие характеристики испытуемого, его психологический статус на момент исследования: особенности контакта с исследователем, его заинтересованность в исследовании, эмоциональное состояние в данный момент, работоспособность, скорость переключения с одной темы на другую, темп работы, характеристики речи — оживленность, последовательность, обстоятельность и пр. Далее следует анализ информации, полученной исследователем, который строится по определенной схеме, выбранной им же по собственному усмотрению: по порядку поступления информации, от простых проявлений к сложным или, наоборот, от причин к поведенческим проявлениям или в обратном порядке.

4.Подведение итогов

Метод опроса

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

Достоинства метода анкетирования:

Высокая оперативность получения информации, возможность массовых обследований, сравнительно малая трудоемкость, отсутствие влияния личности исследователя на респондента.

Недостатки метода анкетирования:

Не всегда достаточная достоверность полученных данных, не гибкость из-за жесткой, формализованной процедуры.

Структура анкеты. Анкета состоит из трех частей:

1. Вводная часть. Здесь помещается обращение к опрашиваемому, указываются цели и задачи исследования, важность роли респондента для решения этих задач, гарантии анонимности анкеты, описание техники ее заполнения и выражение благодарности (авансом) за сотрудничество. Главная функция этой части – возбудить желание отвечать на вопросы.

2. Основная часть. Главная функция – получение нужной исследователю информации. Первые вопросы обычно составляют максимально легкими и интересными. После контактных вопросов идут основные, отвечающие цели исследования. Простые вопросы постепенно усложняются и подготавливают респондента к наиболее сложным ответам. На последнее место ставятся заключительные вопросы. Их главная цель – снять напряжение, дать почувствовать, что сделана большая, важная работа.

3. Формальные характеристики испытуемого (ФИО, пол, возраст, соц.статус и т.д.)

Составление анкеты.

Конструирование любого опросника начинается с определения характера, информации, которую планируется получить в исследовании. После формулирования темы исследования необходимо определить исследуемые (программные, «цeлевые» т.е. наиболее значимые) вопросы. В программных вопросах выражена задача исследования. Следующий шаг – перевод программных вопросов в анкетные, содержащие тексты вопросов в том виде, в каком они предлагаются респондентам. Причем одному программному вопросу может соответствовать от одного до нескольких десятков анкетных. Анкетные вопросы раскрывают в доступном для респондентов виде сложный, научно сформулированный программный вопрос.

Виды анкетных вопросов.

·Закрытый вопрос, содержащий полный набор возможных ответов.

·Полузакрытый вопрос, кроме перечня ответов содержит графу «другие ответы» и несколько пустых строк.

·Открытый вопрос, когда ответ формулирует сам респондент.

Этапы анкетирования.

1. Анализ темы и выделение программных вопросов.

2. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.

3. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов.

4. Уточнение формулировок, инструкций и содержания вопросов.

5. Анкетирование.

6. Обобщение и интерпретация результатов.

Метод тестирования

Тестирование – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при выполнении различных практических заданий. Термин происходит от английского слова test – испытание, исследование.

Основные требования предъявляемые к тестам.

1. Единообразие интерпретации – определяется системой теоретических допущений (возрастные, групповые нормы, их относительность; стандартные показатели и др.), относительно предмета тестирования.

2. Надежность (устойчивость) –позволяет судить, насколько можно, доверять данным тестирования. Количественным выражением надежности служит коэффициент надежности.

3. Валидность (от англ. «пригодный», «имеющий силу») – комплексная характеристика теста, указывающая на обоснованность его применения. Это понятие говорит нам о том, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

4. Экономичность – целесообразность применения теста, определяемая соотношением затрат на тестирование и пользы от него.

Достоинства: Тестовые методики можно применять к людям разного возраста, принадлежащим к разным культурам, имеющим различный уровень образования и неодинаковый жизненный опыт.

Недостатки:Испытуемый может сознательно повлиять на получаемые в процессе тестирования результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест или каким образом (по каким параметрам) будет производиться оценка результатов.

Наши рекомендации