Общий список рекомендованной литературы
Основная литература
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 1. Методология и история. – М., 2000.
2. Добреньков В.И., Полякова Н.Л. Методология анализа историко-социологического знания. Принципы периодизации // Вестник Московского университета. – М., 2011. № 1.
3. История социологии XIX – начала ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.
4. Западноевропейская социология XIX в. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
5. Западноевропейская социология XIX – начала ХХ вв. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
6. История социологии: учебник для вузов / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. - М.: Норма, 2009.
7. Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. М.,2015.
8. История социологии в Западной Европе и США. Под ред. Академика РАН Г.В. Осипова. М.,2001.
9. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.,2004.
Дополнительная литература
Учебная
10. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.
11. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.
12. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.
13. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.
Первоисточники
14. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.
16. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.
17. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.
18. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.
20. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.
21. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.
22. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.
23. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.
24. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.socio.msu.ru – сайт социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова («Электронная библиотека» и др.)
http://www.socio.msu.ru/vestnik/ - Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология;
http://sociology.ucoz.com – Журнал «Социология» (Российская социологическая ассоциация);
http://www.jourssa.ru – Журнал социологии и социальной антропологии (Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ);
http://www.isras.ru – Институт социологии РАН;
http://www.vestnik.isras.ru – Вестник Институту социологии РАН
http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;
http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (СОЦИС).
http://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН;
http://ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал «ЭСМ» (экономика, социология, менеджмент);
http://socioline.ru – портал учебников и монографий по социологии;
Приложение
Фонды оценочных средств
Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине | Оценочные средства |
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2) | ЗНАТЬ: основных авторов и их идеи, явившихся основой для возникновения социологии как отдельной дисциплины УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме возникновения социологии | Рефераты, доклады (тема 1,2) |
владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4) | ЗНАТЬ: предмет, методологические установки, основную проблематику социологии классического периода УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме классических теорий социологии | Рефераты и доклады (тема 1) Задание для самостоятельной работы темы 1 (4,5) |
способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9) | ЗНАТЬ: научные биографии, интеллектуальные точки роста социологов классических теорий. УМЕТЬ: анализировать, сравнивать, сопоставлять научное и интеллектуальное саморазвитие социологов классических теорий | Эссе (тема 3,4,6,7) |
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1) | ЗНАТЬ: творческо-инновационные идеи представителей классических теорий социологии УМЕТЬ: творчески подходить научному наследию классических теорий в социологии. Выдвигать самостоятельные гипотезы на основе знания научной социологической традиции. | Доклады на круглом столе (тема 6-7) |
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2) | ЗНАТЬ: альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов УМЕТЬ: использовать полученные знания при исследовании различных социальных проблем современного общества | Доклады и рефераты (тема 7) сообщения с презентацией (тема 4) |
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3) | ЗНАТЬ: основные социологические методы методологические подходы, предложенные в рамках классических теорий в социологии УМЕТЬ: Актуализировать методологию и методы классических теорий в социологии в современных социологических исследованиях, социально-технологических практиках. | Доклад с презентацией (тема 8-10-13); Круглый стол. |
владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии как основой профессиональной деятельности (ПК – 1) | ЗНАТЬ: основные направления социологической мысли в рамках классических теорий в социологии. УМЕТЬ: Анализировать место, роль и значение той или иной социологической школы, направления в современной социологии. | Эссе (тема 8-13) |
владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (ПК – 2) | ЗНАТЬ: основные методологические подходы сложившиеся в истории социологии и социологической теории УМЕТЬ: понимать особенности различных теоретических и эмпирических исследований, их соответствие поставленным целям, задачам, интерпретацию результатов исследования | рефераты и доклады темы (2-6); рефераты и доклады (тема 2-3); рефераты (тема 3) доклады и рефераты (тема 14-15) |
способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4) | ЗНАТЬ: основные научные направления теоретических и эмпирических исследований УМЕТЬ: работать с данными теоретических и эмпирических исследований | Промежуточная аттестация 1 Доклады и рефераты (тема 10-18); |
способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК – 8) | ЗНАТЬ: Взгляды представителей классических теорий в социологии по широкому кругу проблем: социально-политического, культурно-религиозного, экономического характера. УМЕТЬ: Экстраполировать социальную информацию историко-социологической традиции на профессиональные задачи современного социолога | |
способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК – 11) | ЗНАТЬ: тексты, первоисточники, методы интерпретаций и анализа, социально-информационную базу классических теорий в социологии УМЕТЬ: анализировать тексты, информационные источники; давать оценку и интерпретацию информационному материалу; сопоставлять и сравнивать различную информацию | Конспекты первоисточников (по всем темам курса) |