Общий список рекомендованной литературы

Основная литература

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 1. Методология и история. – М., 2000.

2. Добреньков В.И., Полякова Н.Л. Методология анализа историко-социологического знания. Принципы периодизации // Вестник Московского университета. – М., 2011. № 1.

3. История социологии XIX – начала ХХ века / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.

4. Западноевропейская социология XIX в. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.

5. Западноевропейская социология XIX – начала ХХ вв. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.

6. История социологии: учебник для вузов / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. - М.: Норма, 2009.

7. Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. М.,2015.

8. История социологии в Западной Европе и США. Под ред. Академика РАН Г.В. Осипова. М.,2001.

9. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.,2004.

Дополнительная литература

Учебная

10. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.

11. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.

12. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.

13. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.

Первоисточники

14. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.

16. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.

17. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.

18. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.

20. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.

21. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.

22. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.

23. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.

24. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.

Интернет-ресурсы

http://www.socio.msu.ru – сайт социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова («Электронная библиотека» и др.)

http://www.socio.msu.ru/vestnik/ - Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология;

http://sociology.ucoz.com – Журнал «Социология» (Российская социологическая ассоциация);

http://www.jourssa.ru – Журнал социологии и социальной антропологии (Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ);

http://www.isras.ru – Институт социологии РАН;

http://www.vestnik.isras.ru – Вестник Институту социологии РАН

http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;

http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (СОЦИС).

http://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН;

http://ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал «ЭСМ» (экономика, социология, менеджмент);

http://socioline.ru – портал учебников и монографий по социологии;

Приложение

Фонды оценочных средств

Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине   Оценочные средства
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2)   ЗНАТЬ: основных авторов и их идеи, явившихся основой для возникновения социологии как отдельной дисциплины УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме возникновения социологии Рефераты, доклады (тема 1,2)
владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4) ЗНАТЬ: предмет, методологические установки, основную проблематику социологии классического периода УМЕТЬ: ориентироваться в научном информационном поле по проблеме классических теорий социологии   Рефераты и доклады (тема 1)   Задание для самостоятельной работы темы 1 (4,5)
способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9) ЗНАТЬ: научные биографии, интеллектуальные точки роста социологов классических теорий.   УМЕТЬ: анализировать, сравнивать, сопоставлять научное и интеллектуальное саморазвитие социологов классических теорий Эссе (тема 3,4,6,7)
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1) ЗНАТЬ: творческо-инновационные идеи представителей классических теорий социологии УМЕТЬ: творчески подходить научному наследию классических теорий в социологии. Выдвигать самостоятельные гипотезы на основе знания научной социологической традиции.   Доклады на круглом столе (тема 6-7)
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2) ЗНАТЬ: альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов УМЕТЬ: использовать полученные знания при исследовании различных социальных проблем современного общества Доклады и рефераты (тема 7)   сообщения с презентацией (тема 4)
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3) ЗНАТЬ: основные социологические методы методологические подходы, предложенные в рамках классических теорий в социологии УМЕТЬ: Актуализировать методологию и методы классических теорий в социологии в современных социологических исследованиях, социально-технологических практиках. Доклад с презентацией (тема 8-10-13); Круглый стол.
владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии как основой профессиональной деятельности (ПК – 1) ЗНАТЬ: основные направления социологической мысли в рамках классических теорий в социологии. УМЕТЬ: Анализировать место, роль и значение той или иной социологической школы, направления в современной социологии. Эссе (тема 8-13)
владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (ПК – 2) ЗНАТЬ: основные методологические подходы сложившиеся в истории социологии и социологической теории УМЕТЬ: понимать особенности различных теоретических и эмпирических исследований, их соответствие поставленным целям, задачам, интерпретацию результатов исследования рефераты и доклады темы (2-6); рефераты и доклады (тема 2-3); рефераты (тема 3)     доклады и рефераты (тема 14-15)
способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4) ЗНАТЬ: основные научные направления теоретических и эмпирических исследований УМЕТЬ: работать с данными теоретических и эмпирических исследований Промежуточная аттестация 1   Доклады и рефераты (тема 10-18);
способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК – 8) ЗНАТЬ: Взгляды представителей классических теорий в социологии по широкому кругу проблем: социально-политического, культурно-религиозного, экономического характера. УМЕТЬ: Экстраполировать социальную информацию историко-социологической традиции на профессиональные задачи современного социолога  
способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК – 11) ЗНАТЬ: тексты, первоисточники, методы интерпретаций и анализа, социально-информационную базу классических теорий в социологии     УМЕТЬ: анализировать тексты, информационные источники; давать оценку и интерпретацию информационному материалу; сопоставлять и сравнивать различную информацию   Конспекты первоисточников (по всем темам курса)


Наши рекомендации