Список рекомендованной литературы

1. Леонов В.Е. Экология. Учебное пособие. Новосибирск: НГАВТ, 1999. – 133с.

2. Лєонов В.Є. Патент на корисну модель “Спосіб переробки сірководню на паливо для суднових енергетичних установок”. Патент України на корисну модель № 66509, від 10.01.2012, Опубл. 10.01.2012, Бюл. № 1.

3. СНиП 23-01-99. Строительная климатология. - Взамен СНиП 2.01.01-82; Введ. 01.01.2000. - М.: Изд-во стандартов, 1982. - 50 с.

4. Дмитриев В.И., Леонов В.Е., Химич П.Г., Ходаковский В.Ф, Куликова Л.Б. Обеспечение безопасности плавания судов и предотвращение загрязнения окружащей среды. Монография/под ред. В.И. Дмитриева, В.Е. Леонова. - Херсон: ХГМА, 2012-397 с.: рос.мовою.

5. Леонов В.Е, Ходаковский В.Ф., Куликова Л.Б. Основы экологии и охрана окружающей среды: Монография. / Под редакцией д.т.н., профессора В.Е. Леонова. – Херсон: Издательство Херсонского государственного морского института, 2010. – 352 с.: рос. мовою.

Приложение 1

Таблица 2 - Выбросы вредных компонентов отработанных газов

Компоненты Сiдт – выброс вредных компонентов отработанных газов дизельного топлива, кг/т Аi – показатель относительной опасности вредного компонента i- го вида, усл.т/т Сi к - выброс вредных компонентов отработанных газов дизельного топлива после каталитического нейтрализатора, кг/т
Монооксид углерода (СО) 1,0
Оксид азота (NOx) 41,0
Оксид серы (SO2) По расчёту 22,8 По расчёту
Углеводороды (СНХ) 3,16
Твёрдые частицы (сажа) 1,0

Приложение 2

Исходные данные к выполнению работы на тему «Расчёт предотвращённого ущерба от отработанных газов судновых энергетических установок (СЭУ) при работе на разных видах топлив»

Масса используемого топлива, Q, т/год. Геометрическая высота выхлопной трубы от выхода из СЭУ до устья выхлопа, h, м
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

Практическое занятие № 2

Тема: Предотвращение загрязнения морской среды от соединений тяжёлых металлов и нефтепродуктов

Введение

При эксплуатации судов и контакте их металлических поверхностей с морской средой протекают электрохимические процессы, в результате которых в морскую среду поступают ионы тяжёлых металлов. Последние ингибируют жизнедеятельность морепродуктов, приводят к нарушениям биохимических процессов морской среды, и, как результат, к уменьшению биопроизводства сине-зеленых водорослей (источника кислорода на Земле) и биопланктонов, разрушают морские экосистемы.

В процессе эксплуатации судов образуются отходы, которые можно разделить на две группы:

1)отходы, образующиеся вследствие неполноты выгрузки судов, обработки водой палуб, трюмов и танков;

2)отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (хозяйственно-бытовые, фекальные стоки и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (подсланевые, нефтесодержащие воды, отработанные газы СЭУ, шум, вибрация, ЭМП, твердые отходы).

Нефтесодержащие воды (льяльные воды) – образуются вследствие не герметичности трубопроводов, арматуры, насосов, через обшивку корпуса и донную арматуру, при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры. Нефтесодержащие воды образуются и вследствие попадания под слани воды, использованной при промывке деталей, механизмов, пропарке топливных и масляных цистерн, а также в результате аварийных протечек, конденсации паров воды на внутренней поверхности корпуса судов в машинно-котельном отделении.

Цель работы

1. Освоить методику определения уровня экологической опасности морской среды при загрязнении её соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, углеводородами;

2. приобрести практические навыки выполнения расчётов с определением уровня экологической опасности морской среды;

3. рассчитать концентрации соединений тяжёлых металлов, нефтепродуктов в морской среде;

4. выполнить санитарно-гигиеническую оценку морской среды при загрязнении её соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, углеводородами;

5. разработать технические предложения по снижению уровня экологической опасности морской среды в процессе её загрязнения соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами при эксплуатации судов.

Наши рекомендации