Социологический реализм” Эмиля Дюркгейма
1. “Социологизм” как социальная теория. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый “социологизм”, который считают одной из разновидностей социологического реализма. Исходная идея: общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это “реальность, существующая сама по себе”.
Центральное понятие социологизма – социальный факт. В отличие от фактов природных, социальный факт – это результат взаимодействия множества людей. Основные характеристики социальных фактов:
1) Объективное, т.е. независимое ни от одного отдельно взятого индивида, существование.
2) Способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида (принудительная сила), а значит, детерминировать его (или ее) действия.
Две основные группы социальных фактов: морфологические и духовные. К морфологическим, образующим своеобразный “материальный субстрат” общества, можно отнести, например, плотность населения (физическую и моральную), доминирующий характер поселений, в которых живут члены общества, количество и качество путей сообщения и др. Духовные социальные факты – это “коллективные (или общие) представления”. “Совокупность верований и чувств, – утверждает Дюркгейм, – общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием”.
2. Проблема социальной связи. Красной нитью проходит через все исследования Дюркгейма. Он считает необходимым различать две формы социальной солидарности[5], которые он называет механической и органической.
Механическая солидарность преобладает в архаических или примитивных обществах. Это, пользуясь его собственной терминологией, солидарность вследствие сходства.
Органическая солидарность характерна для более продвинутых, развитых обществ. Это результат дифференциации функций его членов, больших и малых социальных и профессиональных групп, углубления разделения общественного труда.
При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение же человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. Сравнение двух типов солидарности позволяет выявить основные направления развития человеческих обществ.
Одна из самых известных работ французского социолога – “Самоубийство”. Анализ статистических данных за многие годы по нескольким европейским странам[6] приводит Дюркгейма к выявлению целого ряда закономерностей:
• в городах удельный вес самоубийств выше, чем в сельской местности;
• самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики;
• холостяки более склонны к самоубийствам по сравнению с семейными людьми, причем, особенно высок этот процент среди разведенных;
• женщины реже совершают самоубийства, чем мужчины;
• число самоубийств существенно сокращается в периоды войн и вообще бедствий национального масштаба;
• среди различных профессиональных групп чаще других кончают с собой профессиональные военные др.
Единственной наукой, способной удовлетворительно объяснить эти закономерности является социология (отсюда подзаголовок книги – “социологический этюд”).
Самоубийство – это социальный факт. Любое самоубийство индивида является результатом ненормального изменения социальной связи. В соответствии с направлениями этой связи Дюркгейм выделяет три типа самоубийств:
• Эгоистическое самоубийство. Причины: ненормальное ослабление или даже разрыв социальной связи индивида с окружающей его социальной средой.
• Альтруистическое самоубийство. Причины: ненормально сильная связь со своим социальным окружением, то есть самоубийство во имя групповых интересов.
• Аномическое самоубийство. Причины: резкое изменение иерархии социальных норм (типичное для эпохи реформирования).
3. Социология религии. Базовое религиозное убеждение, по Дюркгейму, состоит в том, что весь мир делится на две категории: священное (сакральное) и не-священное (профаническое[7]). Любой религии с необходимостью присущи два важнейших элемента, образующих ее суть:
• Ритуал – священное действо, процедура, посредством которой люди должны вводить себя в мир тех вещей, которые они считают священными.
• Сакральные символы – предметы, знаки, изображения, выражающие идею того, что является священным для данной группы людей, разделяющих общие верования.
Характеристики материального существа, которое мы могли бы назвать Богом:
• Оно всемогущее.
• По его воле мы приходим в этот мир и по его воле покидаем его.
• Оно “вдувает” в нас душу, то есть пробуждает сознание.
• Это существо вездесущее.
Данная реальность не относится ни к природе, ни к метафизике.
Это само общество.