Понимающая социология” Макса Вебера

Социологический метод

Вебер считал, что позитивизм неприемлем для изучения общественных явлений. Причина: в социальных дисциплинах способы познания должны с необходимостью отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно, это сознание – человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать, помимо этого, еще и понимание внутреннего мира – чувств, мотивов, интересов этих людей.

Центральное понятие “понимающей социологии”социальное действие.

Вебер: “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Действие может быть названо “социальным” в том случае, если оно:

• ориентировано на других людей (с целью вызвать их ответную реакцию)

• имеет смысл (соотносит цель действия со средствами ее достижения)

Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя – в качестве теоретической схемы изучаемого явления – и выступает как своеобразный “эталон”, сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

Идеальные типы социальных действий

Учитывая, что социология изучает обобщенное поведение людей – как если бы оно протекало в неких идеальных условиях, – Вебер создает систему идеальных типов социальных действий.

Идеальные типы социальных действий

Идеальный тип Цель Средства Общая характеристика
Целерациональное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной – иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения


Одна из стержневых идей веберовской социологии – идея о последовательной рационализации социальной жизни. Суть этой идеи: калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету.

Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя:

1) в экономической сфере – организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;

2) в религии – развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью; (3) в праве – эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;

4) в политике – упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;

5) в моральном поведении – больший акцент на дисциплину и воспитание;

6) в науке – последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;

7) в обществе в целом – распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.

Социология господства

Отношения господства-подчинения основаны на взаимных экспектациях:

- со стороны управляющего – того, кто отдает распоряжения, – ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено;

- со стороны управляемых – ожидание, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений.

Главное – легитимность!

В зависимости от характера легитимности, Вебер выделяет три идеальных типа социального господства:

Легально-рациональное господство:люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают.

Традиционное господство: основано на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими; приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику.

Харизматическое господство:приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику; харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин.

Важнейшая форма управления при легально-рациональном господстве – бюрократия. Вебер уделяет исследованию этого феномена настолько серьезное внимание, что его иногда считают основоположником социологической теории бюрократии.

Важные черты бюрократической организации:

• Эффективность, достигаемая благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов. • Иерархизация власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих сотрудников.

• Формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям и не допускающая неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений.

• Безличностность (формализованность) административной деятельности.

• Эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.

• Администрирование, основанное на письменных документах.

• Рекрутирование персонала на основе способностей и технических знаний, полученных с помощью специального образования.

• Долгосрочная служба.

• Продвижение на основе старшинства или заслуг.

• Фиксированное жалование с разделением приватного и официального дохода.

Социология религии

Основная идея: экономическое поведение людей существенно зависит не только от характера производственных отношений (как утверждает марксизм), но и от мировоззрения, общих взглядов людей на окружающий мир. А религиозные догмы, укоренившиеся в головах людей и их истолкование – это и есть важнейшая составная часть их общего видения мира. Поэтому, например, на рынке христианин будет вести себя совсем не так, как мусульманин или буддист.

Вебер задумывается о том, что капитализм как экономическая, политическая и культурная система добился наибольших успехов в тех странах, где господствующим было протестантское вероисповедание.

Центральная мысль этики протестантизма: делай свое земное дело как можно лучше – только этим ты можешь быть угоден Богу.

Одна из идей, выражающих, по Веберу, “дух капитализма”: “Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями”. Кроме того, более быстрому развитию капитализма существенно содействовала норма протестантской этики, выражающая самоограничение в потреблении материальных благ с целями капиталистического накопления: “Произвести как можно больше и потребить как можно меньше”.

Вебер указывает, что и в других цивилизациях (например, в китайской) можно было найти немало рациональных предпосылок к развитию капиталистического хозяйственного строя, однако в них отсутствовал религиозный (а следовательно, нравственно-этический) фактор.

Протестантизм много дал для культурного содержания раннего капитализма – индивидуализм, мотивацию к достижениям, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, законность предпринимательского призвания, сопротивление магии и суеверию, стремление к организации и расчету в общественной и личной жизни.

ГЛОССАРИЙ

вновь введенных терминов и понятий

Аномия(Э. Дюркгейм) – социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием, или такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Закон интеллектуальной эволюции (О. Конт) – установление необходимой, устойчивой, повторяющейся связи между умственным развитием человека в филогенезе и онтогенезе.

Исторический материализм (К. Маркс) – научный метод, основанный на том, что среди множества отношений, в которые вступают между собою члены общества, главное предпочтение отдается отношениям по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.

Механическая солидарность (Э. Дюркгейм) – тип социальной связи, присущий архаическим обществом, складывающийся на основе сходства членов общества.

Надстройка(К. Маркс) – совокупность всех общественных отношений “за вычетом” производственных отношений.

Органическая аналогия(Г. Спенсер) – научный метод, основанный на том, что целый ряд свойств, присущих живому (биологическому) организму, приписывается обществу (социальному организму).

Органическая солидарность (Э. Дюркгейм) – тип социальной связи, присущий продвинутым обществам, возникающий на основе углубления разделения общественного труда.

Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) – ведущее направление в социологии 19 века; в основе его лежит научный метод, основанный на отказе от умозрительных представлений и спекулятивного социально-философского теоретизирования. Базовые принципы: признание универсализма всех законов природы и общества; признание необходимости и целесообразности использования естественнонаучных методов для изучения общества.

Производительные силы (К. Маркс) – соединение работников (личностные элементы или представители живого труда), обладающих определенными знаниями, умениями и навыками, со средствами производства (вещественные элементы), которые включают в себя как материалы, подлежащие дальнейшей обработке, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется.

Производственные отношения (К. Маркс) – отношения, возникающие между людьми (и большими и малыми группами людей), по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.

Секуляризация –процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают прежнее социальное значение.

Социальное действие (М. Вебер) – действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Социальный факт (Э. Дюркгейм) – факт, являющийся результатом взаимодействия множества людей.

Способ производства(К. Маркс) – единство производительных сил и производственных отношений в совокупности с присущей им надстройкой, характерных для определенного исторического этапа развития данного общества.

Эволюция (Г. Спенсер) – интеграция материи, сопровождаемая связыванием движения, в течение которой вещество переходит из состояния неопределённой, бессвязной разнородности в состояние определённой связной разнородности, а сохранённое материей движение претерпевает аналогичное превращение.

[1] Арон Р. Огюст Конт // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.89.

[2] Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. С.235. Мы позволили себе заменить приведенное в оригинале перевода слово “разсеяние” (по тогдашней, дореволюционной орфографии) более точным по смыслу “связывание”, а понятие “вещества” на более широкое – “материя”.

[3] Spenser H. Autobiography. L., 1926. Vol.1. Р.277.

[4] Обращаем внимание студентов на то, что различные аспекты этого вопроса данной темы будут “разбросаны” по всему курсу общей социологии. В частности, это такие вопросы темы, как: 1) марксистской интерпретации классовой структуры общества; 2) марксистской концепции социальной революции; 3) теории общественно-экономических формаций. Этот момент следует учесть при подготовке к экзаменам ()

[5] Если вспомнить, что, например, в английском языке слово solid означает твердый (т.е. не жидкий и не газообразный, а также имеет смысл сплошного, единого целого), то станет ясно, что термином “солидарность” следует обозначать стремление отдельных частиц, составляющих некое твердое тело, к вхождению в единый монолит. Наиболее близкое по значению русское слово – сплоченность.

[6] Дюркгейм проделал этот анализ первым из социологов, благодаря чему его называют “пионером социальной статистики в социологии”

[7] Профан (от лат. profan) – непосвященный.

Наши рекомендации