Эволюционистская социология Герберта Спенсера

Философа и ученого Герберта Спенсера справедливо считают одним из основоположников позитивизма. Он основательно углубил этот научный метод, разработанный Контом.

Спенсер родился в 1820 году в английском городе Дерби. Получил в целом традиционное для своего социального круга инженерно-ремесленное образование: изучал (хотя и поверхностно) гуманитарные науки и более углублённо – математику и механику. После четырех лет работы на железной дороге в качестве инженера-путейца Спенсер переходит к профессиональной журналистской работе, активно сотрудничает с прессой. А в 1853 году, получив приличное наследство, он покидает службу и начинает жизнь независимого исследователя и публициста.

Часто говорят о сильном влиянии, которое оказали на Спенсера идеи Чарльза Дарвина. Однако и сам Ч. Дарвин признавал серьезное влияние, которое оказали на него работы Спенсера. В свою очередь, идеи Спенсера послужили толчком к возникновению и развитию новых течений в социологии, в частности, именно этим идеям была обязана своим возникновением школа социального дарвинизма (виднейший представитель – один из основоположников американской социологии – У. Самнер).

Сущность эволюции по Спенсеру. Шкалой, при помощи которой Спенсер намеревался измерять прогресс, была степень сложности общества. Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Эволюция это всегда переход от простого к сложному, восходящее движение, противостоящее, прежде всего, процессу разложения, распада.

Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах – интеграция (то есть объединение, слияние) и движение. При этом необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела – дезинтеграции – входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения. Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер иллюстрирует многочисленными примерами процессов перехода самых разнообразных форм материи из однородного (гомогенного) состояния в неоднородное (гетерогенное).

э в о л ю ц и я

Эволюционистская социология Герберта Спенсера - student2.ru простое сложное

неопределенная определенная

бессвязная связная

однородность разнородность

Шкала эволюции по Спенсеру

Определение эволюции: “Эволюция есть интеграция материи, которая сопровождается связыванием движения, в течение которой вещество переходит из состояния неопределённой, бессвязной разнородности в состояние определённой связной разнородности, а сохранённое материей движение претерпевает аналогичное превращение”[2].

Органическая аналогия.Суть любого умозаключения, совершаемого по аналогии (от греч. analogía – соответствие, сходство) состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой объект, менее изученный, но сходный с первым по своим существенным свойствам, качествам – по принципу подобия. Такого рода умозаключения являются, вообще говоря, одним из главных источников научных гипотез. В частности, исследователи давно подметили множество сходных черт у человеческих общностей с живыми организмами и пытались использовать это сходство.

Можно считать, что органическая аналогия в социальных науках некоторым образом противостоит школам механистической аналогии: первая из них склонна относиться к обществу так же, как к природному явлению, которое существует и развивается независимо от человеческих желаний, намерений и планов; вторая же стремится рассматривать общество как продукт творения человеческого разума.

Спенсер: “Мы имеем право смотреть на общество как на особую сущность; ибо, хотя оно и складывается из дискретных единиц, тем не менее, постоянное сохранение в течение целых поколений и даже веков известного общего сходства в пределах занимаемой каждым обществом местности указывает на определенную конкретность составляемого ими агрегата”[3].

В чем же выражается аналогия социальных и общественных организмов? Таких схожих черт можно обнаружить достаточно много. К главным из них относятся следующие:

1) Точно так же, как и биологический организм, общество, по мере своего развития, увеличивается в своих размерах, растет (с неорганическими агрегатами такого не происходит).

2) По мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение.

3) И в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций различных их органов.

4) Одновременно, в ходе эволюции второго и третьего процессов, развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех органов, составляющих общую структуру.

5) И в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. В то же время, пока не произошло никакой катастрофы, сокращающей жизнь агрегата, жизнь целого бывает гораздо продолжительнее жизни отдельных составляющих его единиц.

В то же время Спенсер указывает, что отождествлять биологические и социальные организмы никоим образом нельзя, поскольку между ними имеются серьезные различия:

1) Организм конкретен, а общество дискретно.

2) Связь между составными частями в биологическом организме носит чисто физический характер. В обществе же отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством надорганических – интеллектуальных и эмоциональных – проводников взаимодействия (главным из таких проводников выступает членораздельная речь).

3) В биологическом (точнее животном) организме сознание (или нечто эквивалентное ему) сконцентрировано в одной, сравнительно небольшой части целого агрегата. В социальном же сознание распределено по всему агрегату, все его единицы обладают приблизительно одинаковой или схожей способностью ощущать как счастье, так и несчастье.

Факторы социальных процессов. Мы не можем назвать обществом те переменчивые, случайные скопления людей, которые могут образовывать, например, дикие (первобытные) племена, и применяем это название только там, где достаточно длительная оседлая жизнь приводит к какому-то постоянству внутреннего распределения составляющих его частей и взаимоотношений между этими частями.

Не следует сравнивать человеческие общества с агрегатами “общественных” насекомых – муравейниками, термитниками, пчелиными ульями, поскольку:

· они не представляют собою соединений самостоятельных индивидов, независимых друг от друга в смысле родства; все они являются объединениями детей одной матери;

· они не могут покинуть свой муравейник или улей и присоединиться к другому – там их ждет немедленная смерть;

· они не могут образовывать отдельные небольшие группы или жить в одиночку.

Среди факторов (т.е. движущих сил) социальных процессов Спенсер выделяет первичные (климат на занимаемой данным обществом территории, характер рельефа поверхности, флора и фауна, а также интеллектуальные и эмоциональные качества индивидов, составляющих общество) и вторичные – те, что порождены самим процессом социальной эволюции. Один из наиболее важных факторов социальной эволюции – размеры общества: чем они больше, тем глубже может развиваться разделение труда.

3. Карл Маркс и марксистская социологическая школа[4]

Наиболее важные – в социологическом смысле – теоретические области, охваченные в работах Маркса:

1) В своих ранних работах Маркс проявлял интерес к понятию отчуждения; эта тема в том или ином контексте проходит и через многие его последующие работы.

2) Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической жизнью и другими социальными институтами.

3) В основе его интересов лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности обществ, организованных в социальные классы.

4) Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, “двигателем истории”; эта идея настолько глубоко пронизывает творчество Маркса, что марксистскую теорию в западной социологии именуют иногда просто “теорией конфликта” (conflict theory).

5) Маркс был теоретиком преимущественно капиталистического общества.

Отчуждение– особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. На поверхности они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими (или составлявшими) его собственную сущность. Наиболее отчетливо суть отчуждения проявляется, например, в отношениях частной собственности и в отношениях рыночного обмена.

Научный метод марксизма – исторический материализм. Суть: среди всех отношений, в которые вступают люди, Маркс отдает главное предпочтение отношениям по поводу производства, распределения и потребления материальных благ. Их называют производственными отношениями. По своей сути это то же самое, что экономика.

Наши рекомендации