Огюст Конт – основатель социологии
Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году во Франции, в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем – в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя, точнее частного репетитора точных (или “естественных“) учебных дисциплин – математического анализа, механики, геометрии, астрономии. В течение семи лет был ближайшим сотрудником и личным секретарем Сен-Симона.
В 1824 г. О. Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им “Социальной физикой”. Спустя 14 лет в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология. Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления.
Закон интеллектуальной эволюции: “Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная”.
Теологическая (или фиктивная) стадия: человеческий ум пытается объяснить все окружающие его явления – и природные, и социальные – воздействием сверхъестественных сил.
Эта стадия интеллектуальной эволюции начинается с фетишизма, когда всем внешним телам приписывается жизнь, аналогичная человеческой. Затем наступает политеизм: он выражается в том, что материальные предметы и явления лишаются одушевленности, которая теперь переносится на различные вымышленные (как правило, невидимые обычному человеческому взгляду) существа. Высшей фазой этой стадии становится монотеизм, когда главным и единственным источником всего сущего признается некое верховное существо – всемогущее и единое, устанавливающее мировой порядок.
Далее наступает метафизическая (или абстрактная) стадия. Она вытесняет сверхъестественные факторы в объяснении законов окружающего мира – природы и общества – сущностями или олицетворенными абстракциями. Здесь человек “взывает к абстрактным сущностям, таким как природа”[1]. Задача этой стадии – главным образом, критическая и подготавливающая наступление третьей.
Научная (позитивная, реальная) стадия: Логика и суть этого метода научного познания, коротко говоря, состоит в том, чтобы применить к изучению социальных явлений приемы и методы, разработанные и зарекомендовавшие себя в точных (или естественных) науках. Мы не можем устанавливать законы развития природы и общества, а можем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явлений и фактов, никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины их возникновения. Поэтому дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять определенные закономерности.
Конт утверждает, что эти три состояния, – каждое из которых является господствующим в свое время, – пронизывают все стороны общественной жизни и образуют основу социальной организации.
Базовые принципы позитивизма:
1) Признание универсализма всех законов природы и общества.
2) Признание необходимости и целесообразности использования методов естественных наук в исследовании общества.
Закон иерархии наук размещает научные дисциплины в своеобразной “пирамиде”. Перемещаясь по этой пирамиде от основания к вершине, мы отмечаем нарастание сложности объектов, подлежащих изучению этой наукой; спускаясь от основания к вершине, наблюдаем уменьшение сложности этих объектов и одновременно – расширение общности, т.е. диапазона применимости наук к изучению различных явлений окружающего мира. Чем проще материя, тем легче ее познавать, размышляя о ней позитивным образом. Каждая последующая наука опирается на предыдущую и использует накопленные в ней знания. Каждая последующая (при движении вверх) наука является очередной ступенькой в познании окружающего нас мира.
Возрастание Возрастание
общности сложности (объекта)
социология
биология
химия
физика
астрономия
математика
Социальная статика. Понятие статики означает такой подход к изучению социальных явлений, при котором особое внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и той роли, какую они играют в сохранении общества как единого целого. В социальной статике рассматривается типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, а также социальных институтов, их функционального соответствия и т.п. Таким образом, главный для социальной статики вопрос: какова природа социальной связи?
Элементарная клетка социального организма – не человек, не индивид, поскольку пока человек один, никакой социальной связи мы наблюдать не можем. Поэтому ячейка общества – семья. К тому же научный подход требует, чтобы каждая система состояла из себе подобных элементов.
В основе связи в семье лежит подчинение (без субординации невозможен порядок) двоякого рода – подчинение полов и подчинение возрастов. Аналог на более высоком социальном уровне – подчинение одних родов занятий другим, то есть общественное разделение труда.
Социальная динамика:такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание акцентируется на изучении процесса изменения этих явлений с течением времени, обусловленности этого процесса, его направленности и последствий, к которым он приводит. Главный вопрос социальной динамики: какова природа социального изменения? Ответ на этот вопрос, по мнению Конта, дает закон интеллектуальной эволюции. В каждый данный исторический момент состояние любого общества – его социальная структура, общественное устройство, формы правления и т.д. – определяется “господствующим состоянием умов” людей, составляющих это общество. А изменения, происходящие со временем в этом обществе, вызывает к жизни дальнейшее развитие интеллектуальной революции.
Например, военно-авторитарный режим возможен лишь при господстве теологического типа мышления. Поэтому центральными фигурами социальной структуры на этой стадии являются воин т священнослужитель. На метафизической стадии это место занимают юристы. Центральными фигурами в обществах, достигших позитивной стадии интеллектуальной эволюции становятся ученые и промышленники (то есть все те, кто занят в индустрии и определяют ее развитие). Социально-политической формой, в наибольшей мере соответствующей такому мышлению, является индустриальное общество. Его особенности (по Конту):
· промышленность в нем базируется на проникновении науки во все ее отрасли, на научной организации труда;
· благодаря повсеместному применению науки, человечество в колоссальной степени приумножает свои возможности и раскрывает заложенный в нем потенциал;
· развитие индустрии неизбежно ведет к концентрации рабочей силы на фабриках и других крупных предприятиях, отсюда – быстрый рост городов как промышленных центров, что является неизбежным результатом концентрации капиталов и средств производства в относительно немногих руках (что неизбежно и соответствует основной тенденции, наблюдаемой в истории человечества).