О. Конт как основатель социологии.

Отцом-основателем социологии, как специальной науки об обществе, принято считать французского философа О. Конта (1798-1857). Конт был одним из первых ученых, кто заявил, что общество - это реальность, (а не просто наименование для обозначения множества индивидов, как тогда считали многие), что эту реальность можно изучать методами естественных наук и определил место социологии в общем ряду наук: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Этим он сразу дал понять, что социология - сложнейшая из известных наук.

Зачем нужна новая наука социология? - для достижение всеобщего согласия, единства ценностей и норм! Конт искренне полагал, что достаточно понять, по каким законам развивается общество, обучить правителей и дать народу социологическое знание, которое должно заменить религию. Тогда и наступит всеобщее согласие…

Предметом социологии, по Конту, является общество в его целостности и взаимосвязанности. Общество первично, а индивид - вторичен! Индивид - есть абстракция, слепок общества.

Основные методы социологии - наблюдение, эксперимент, сравнение (различных обществ между собой и выяснение сходства и различия, сравнение различных последовательных состояний общества).

Социологическая теория, по Конту, должна состоять из 2-х частей:

- социальной статики - “теории социального порядка, организации и гармонии”. Здесь изучают, как общество устроено, и как оно функционирует.

- социальной динамики - “теории социального прогресса”. Здесь изучают законы развития и изменения общества, факторы социального прогресса.

Главные факторы социального прогресса по Конту: духовное и умственное развитие. Вторичными факторами выступают: климат, раса, разделение труда и пр.

Виды социального прогресса по Конту:

а) материальный (изменение условий жизни),

б) физический (изменения человеческой природы),

в) интеллектуальный (Закон 3-х стадий: общество развивается от доминирования религии, к метафизике, далее к позитивизму),

г) моральный (развитие коллективизма, нравственности).

Социология Г. Спенсера.

Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, также считается одним из основателей современной социологической науки.

Он оказал огромное влияние на возникновение и формирование европейской и, особенно, американской социологии. На его взгляды повлияло знакомство с трудами видных экономистов А.Смита и Т.Мальтуса. Высоко оценил он "Происхождение видов" Ч.Дарвина и взял на вооружение некоторые идеи последнего.

Весьма серьезное влияние на мировоззрение Спенсера оказали работы О.Конта.

В начале шестидесятых годов ХIХ века, Спенсер предпринял грандиозную попытку создать систему социологии, объединяющую все теоретические науки того времени. Социология у него становится всеобъемлющей наукой, включающей в себя и анропологию, и этнографию, и общую теорию исторического развития.

Спенсер привнес в социологию два исходных принципа, которые оказали существенное влияние на все ее развитие: понимание общества как живого организма и идею социальной эволюции (органицизм и эволюционизм).

По Спенсеру - общество не просто скопление индивидов, а реальная сущность, особый социальный организм, имеющий сходство с биологическими созданиями. Общество как и организм, растет и увеличивается в объеме, в процессе эволюции усложняется в структуре, каждая часть общества выполняет определенную функцию. Как и в живом организме, в нем дифференциация структуры и функций его отдельных частей сопровождается развитием их взаимодействия и т.д.

Но Спенсер говорит и об отличиях биоорганизма от организма социального. Так составные части биоорганизма соединены неразрывно в единое целое, тогда как в обществе живые элементы более независимы; в биоорганизмах способность мыслить и чувствовать сосредоточена лишь в определенных его частях, а в обществе все единицы способны на это; в живом организме элементы существуют ради единого целого, а в обществе наоборот.

Кстати, их последнего тезиса следует, что для Спенсера, в отличие от Конта, индивид первичен, а общество вторично!

Эволюционизм, является вторым исходным принципом теории Спенсера. Эволюция для него это всеобщий единый процесс развития. Социальная эволюция - противоречивый, но равномерный, постепенный, автоматический процесс. Вмешательство в этот процесс недопустимо! Оно приведет лишь к ухудшению существующего положения.

Взгляды Спенсера нашли огромное признание уже при его жизни. Своим пониманием общества как саморегулирующейся системы и анализом взаимосвязи социальных функций со структурой общества он предвосхитил многие положения структурного функционализма. Он первым в социологии начал систематически употреблять понятия "социальная система", "социальная структура", «функция", "институт". Одним из первых он попытался разграничить понятия эволюция и прогресс.

К. Маркс как социолог.

Карл Маркс (1818-1883) не считал себя социологом. Более того, он не признавал и ненавидел Конта с его социологией, но случилось так, что значение идей Маркса для развития социологии оказалось весьма велико и общепризнанно социологической общественностью.

Выделяют такие его ключевые социологические идеи:

- он показал влияние экономических факторов (производительных сил и производственных отношений) на объективное и поступательное (т.е. независимое от воли и сознания отдельных личностей в истории) развитие общества. Более того, показал, что их воля и сознание определяется естественно-историческим процессом;

- он создал концепцию отчуждения труда, которую социологи с успехом используют и сегодня;

- он показал роль социальных противоречий и конфликта в развитии общества. На этом основании, К.Маркса называют основоположником конфликтологической парадигмы в социологии.

- он выдвинул мысль о существовании "исторического интереса эпохи" и его влиянии на "ценностные предпочтения" ученых, результаты их деятельности, и, соответственно, их влияние на развитие общества. Отсюда - признание Марксом возможности и даже необходимости активного вмешательства в эволюцию развития общества, даже насильственного.

Таким образом, в целом, подход Маркса был историчен, человек рассматривался им не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный изменять свою среду. Для тогдашней социологии также имел большое значение акцент Маркса на изучение не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества и конкретного человека.

Однако, большинство социологов не принимали и не приемлют мысли Маркса о том, что люди с помощью насилия могут вмешиваться в эволюцию.

Вопрос.

М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои Действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цеди и т. д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую, безусловно, собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

Социология Э. Дюркгейма.

С его именем связывают становление классической социологии.

Основные принципы классической социологии Дюркгейма:

- социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет специфических социальных законов

- методы социальных исследований должны быть такими же точными, строгими, как в естествознании.

- важнейшим критерием научности является объективность содержания знания.

Следовательно, социология должна строиться по образу естественных наук, все социальные явления должны быть описаны количественно, социологическое знание не должно содержать субъективных суждений или умозрительных рассуждений, должно описывать социальную действительность независимо от нашего к ней отношения, т.е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий!

Для Дюркгейма, предмет социологии - "социальные факты" – это то, что появляется в результате коллективной деятельности людей, далее уже существует объективно и даже оказывают давление на людей. Между социальными фактами могут быть отношения причинности, познавая их, можно формулировать постоянные законы функционирования и развития общества.

Источник социальных фактов всегда находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов. Чтобы возник социальный факт, нужно чтобы, по крайней мере, насколько индивидов объединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Поскольку этот синтез происходит вне сознания людей и образуется из их взаимодействия, постольку и появляются новые, теперь уже объективно существующие образцы поведения, способы действия, идеи, ценности и т.п. Общество в целом - автономная система, управляется по своим законам, не сводится к сознанию или действию каждого индивида;

Наши рекомендации