Культуры и искусств имени м.матусовского

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

К семинарским занятиям

для студентов направления подготовки «Менеджмент»

(специализация «Реклама и связи с общественностью»)

Составитель Е. А. Лобовикова

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

рекламы и PR-технологий

(протокол № 2 от 15.09.2016 г.)

Луганск

УДК 316

Ответственная за выпуск

О. Б. Левченкова

  Социология : метод. указ. к семинарским занятиям для студ. направления подготовки «Менеджмент» (специализация «Реклама и связи с общественностью») / сост. Е. А. Лобовикова; Луган. гос. академия культуры и искусств им. М.Матусовского. – Луганск : Изд-во ЛГАКИ им. М.Матусовского, 2016. – 22 с.

В методических указаниях приведены рекомендации и основные положения по проведению семинарских заданий по дисциплине «Социология». Содержат планы семинарских занятий, контрольные вопросы, список литературы.

Указания предназначены для студентов вузов культуры и искусств направления подготовки «Менеджмент» (специализация «Реклама и связи с общественностью»).

УДК 316

© Лобовикова Е. А.,составитель, 2016

© Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского, 2016

СОДЕРЖАНИЕ с.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………................................................4

1.​ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................6

2.​ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО «СОЦИОЛОГИИ»………………………………………………………...…….…12

Литература…………………………….…………………………………..…21

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире задача социологии состоит в выработке научных представлений об обществе и его устройстве, о взаимоотношении общества и личности, об источниках и движущих силах социальных и политических преобразований, о соотношении намерений субъектов социальных действий с ближайшими и отдаленными последствиями этих действий. Возрастает значимость социологии и в нашей молодой Республике. Сложность преподавания социологических дисциплин заключается в системном осмыслении подготовки и организации самой системы вузовского образования, включающей как понимание общих вопросов преподавания в вузе, так и специфику методов преподавания общественных наук.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты, нисколько не снижается роль семинарских занятий по социологическим дисциплинам в формировании потребности в творческом отношении к учебной и научно-исследовательской деятельности. Методика преподавания на семинарах строится на активном привлечении студентов к проведению каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д. Множество различных форм и методов активизации семинарских занятий преследуют одну цель - поднять уровень активности студенческой аудитории до такой степени, которая бы обеспечивала состояние и атмосферу коллективной дискуссии, поскольку только в полемике рождаются новые мысли и идеи, что и есть желаемый результат активизации научно-теоретической деятельности.

Семинарские занятия предназначены для углубления и закрепления полученных на лекциях знаний, поиска дополнительной информации об изученных вопросах, а также для формирования потребности в творческом отношении к учебной и научно-исследовательской деятельности.

Если вести речь о средствах активизации теоретической деятельности в высшей школе, то этот процесс с необходимостью должен распространяться на всю систему субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Другими словами, процесс активизации теоретической деятельности должен распространяться как на сферу отношений профессионалов-преподавателей между собой, так и на отношения преподавателей со студентами. Диалогические формы педагогики сотрудничества в учебном процессе, несомненно, приводят к интеллектуальному и духовному взаимообогащению обучающих и обучаемых. Причем, уровень этого взаимообогащения во многом зависит от того, насколько и в какой мере активны сами методы и средства обучения.

Цель: ознакомить студентов с основными направлениями современной социологической мысли; привести общие основания и взаимосвязи различных теоретических концепций, а также специфику каждой из них; тенденции и проблемы, центральные и периферийные темы современных социальных теорий.

Задачи:

·​ дать студентам знания о классических и современных подходах к пониманию сущности социологии;

·​ выявить особенности социологического исследования актуальных проблем общества;

·​ продемонстрировать внутреннюю связь в развитии различных отраслей социологического знания.

Вопросу разработки методик преподавания социологии посвящены исследования российских и украинских социологов М.Д.Бершадской, А.Ю. Чепуренко, В.Тарасенко, В.Чепак, А Ткаченко, К.М Оганян, К.К. Оганян и др. Нетрадиционные методы преподавания социологических дисциплин были предложены украинскими исследователями А.Н. Горбач, И.Д. Ковалевой, О.А. Редько, Ю.Г. Сорокой, Т. Марценюк и др. В имеющейся на сегодняшний день литературе по методике преподавания социологии, будем считать, в достаточной мере освещены вопросы усвоения студентами отдельных содержательных сторон теоретических проблем. При этом мыслится, как правило, такая структурная схема организации семинара, исходит от преподавателя. Студентам же отводится привычная и не всегда приятная для них роль «ответчиков», экзаменуемых на зрелость их познавательных способностей, и на уровень уже приобретенных социологических знаний. На занятии, как правило, все же не возникает ситуация и состояние дискуссии в подлинном смысле этого слова, когда ею «заражены» все, когда подавляющее большинство студентов академической группы принимают активнейшее участие в решении поставленных и выносимых (возникающих) на семинаре теоретических проблем.

Наши рекомендации