Луганской народной республики
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М.МАТУСОВСКОГО
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания
К семинарским занятиям
для студентов направления подготовки «Менеджмент»
(специализация «Реклама и связи с общественностью»)
Составитель Е. А. Лобовикова
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
рекламы и PR-технологий
(протокол № 2 от 15.09.2016 г.)
Луганск
УДК 316
Ответственная за выпуск
О. Б. Левченкова
Социология : метод. указ. к семинарским занятиям для студ. направления подготовки «Менеджмент» (специализация «Реклама и связи с общественностью») / сост. Е. А. Лобовикова; Луган. гос. академия культуры и искусств им. М.Матусовского. – Луганск : Изд-во ЛГАКИ им. М.Матусовского, 2016. – 22 с. |
В методических указаниях приведены рекомендации и основные положения по проведению семинарских заданий по дисциплине «Социология». Содержат планы семинарских занятий, контрольные вопросы, список литературы.
Указания предназначены для студентов вузов культуры и искусств направления подготовки «Менеджмент» (специализация «Реклама и связи с общественностью»).
УДК 316
© Лобовикова Е. А.,составитель, 2016
© Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского, 2016
СОДЕРЖАНИЕ с.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………................................................4
1. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................6
2. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО «СОЦИОЛОГИИ»………………………………………………………...…….…12
Литература…………………………….…………………………………..…21
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире задача социологии состоит в выработке научных представлений об обществе и его устройстве, о взаимоотношении общества и личности, об источниках и движущих силах социальных и политических преобразований, о соотношении намерений субъектов социальных действий с ближайшими и отдаленными последствиями этих действий. Возрастает значимость социологии и в нашей молодой Республике. Сложность преподавания социологических дисциплин заключается в системном осмыслении подготовки и организации самой системы вузовского образования, включающей как понимание общих вопросов преподавания в вузе, так и специфику методов преподавания общественных наук.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты, нисколько не снижается роль семинарских занятий по социологическим дисциплинам в формировании потребности в творческом отношении к учебной и научно-исследовательской деятельности. Методика преподавания на семинарах строится на активном привлечении студентов к проведению каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д. Множество различных форм и методов активизации семинарских занятий преследуют одну цель - поднять уровень активности студенческой аудитории до такой степени, которая бы обеспечивала состояние и атмосферу коллективной дискуссии, поскольку только в полемике рождаются новые мысли и идеи, что и есть желаемый результат активизации научно-теоретической деятельности.
Семинарские занятия предназначены для углубления и закрепления полученных на лекциях знаний, поиска дополнительной информации об изученных вопросах, а также для формирования потребности в творческом отношении к учебной и научно-исследовательской деятельности.
Если вести речь о средствах активизации теоретической деятельности в высшей школе, то этот процесс с необходимостью должен распространяться на всю систему субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Другими словами, процесс активизации теоретической деятельности должен распространяться как на сферу отношений профессионалов-преподавателей между собой, так и на отношения преподавателей со студентами. Диалогические формы педагогики сотрудничества в учебном процессе, несомненно, приводят к интеллектуальному и духовному взаимообогащению обучающих и обучаемых. Причем, уровень этого взаимообогащения во многом зависит от того, насколько и в какой мере активны сами методы и средства обучения.
Цель: ознакомить студентов с основными направлениями современной социологической мысли; привести общие основания и взаимосвязи различных теоретических концепций, а также специфику каждой из них; тенденции и проблемы, центральные и периферийные темы современных социальных теорий.
Задачи:
· дать студентам знания о классических и современных подходах к пониманию сущности социологии;
· выявить особенности социологического исследования актуальных проблем общества;
· продемонстрировать внутреннюю связь в развитии различных отраслей социологического знания.
Вопросу разработки методик преподавания социологии посвящены исследования российских и украинских социологов М.Д.Бершадской, А.Ю. Чепуренко, В.Тарасенко, В.Чепак, А Ткаченко, К.М Оганян, К.К. Оганян и др. Нетрадиционные методы преподавания социологических дисциплин были предложены украинскими исследователями А.Н. Горбач, И.Д. Ковалевой, О.А. Редько, Ю.Г. Сорокой, Т. Марценюк и др. В имеющейся на сегодняшний день литературе по методике преподавания социологии, будем считать, в достаточной мере освещены вопросы усвоения студентами отдельных содержательных сторон теоретических проблем. При этом мыслится, как правило, такая структурная схема организации семинара, исходит от преподавателя. Студентам же отводится привычная и не всегда приятная для них роль «ответчиков», экзаменуемых на зрелость их познавательных способностей, и на уровень уже приобретенных социологических знаний. На занятии, как правило, все же не возникает ситуация и состояние дискуссии в подлинном смысле этого слова, когда ею «заражены» все, когда подавляющее большинство студентов академической группы принимают активнейшее участие в решении поставленных и выносимых (возникающих) на семинаре теоретических проблем.
Таблица 1. -Темы семинарских занятий по «Социологии»
№ п/п | Название темы | Дневная форма обучения | Заочная форма обучения |
Количество часов | Количество часов | ||
Социология: наука об обществе. | |||
Классическая социология. | |||
История становления социологии. | |||
Общество как целостная социальная система. Социальная структура общества. | |||
Социальные институты и социальные организации | |||
Личность в системе социальных связей. | |||
Культура и общество. | |||
Методика и техника социологических исследований. | |||
Основные методы сбора социальной информации. | |||
Всего: |
Тема 1-2. СОЦИОЛОГИЯ: НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
План семинарского занятия
1 .Обьект и предмет социологии.
2 .Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
3 .Социология в системе социогуманитарных наук. Специфика социологического знания.
4 .Функции социологии в обществе.
5 .Основные методы социологии.
6. Социология и другие области знания.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение социологии.
2. Что выступает объектом и предметом социологической науки?
3. Основные подходы к характеристике структуры и уровней социологического знания.
4. Ключевые функции социологии.
5. Методы социологии.
6. «Социальное» как ключевая категория социологии.
7. Место социологии в системе общественных наук.
8. Социология и общественные стереотипы.
ТЕМА 3-4. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ.
План семинарского занятия
1. Огюст Конт – основоположник социологической науки.
2. Органическая теория общества Г. Спенсера.
3. Социология Г. Зиммеля.
4. Социология М. Вебера.
5.Социология и метод Э.Дюркгейма.
Контрольные вопросы
1. Почему социологию называют «позитивной» наукой?
2. Назовите ученого- основоположника социологической науки.
3. В чем суть органической теории общества Г. Спенсера?
4. Раскройте содержание социологии Э.Дюркгейма.
5. В чем суть социология Г. Зиммеля?
6. Перечислите основные положения социологии М. Вебера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно - методические задачи социологических вузов // Социологические исследования.- 2012. - № 9. - С. 122–130.
2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 667 с.
3. Зырянов В.В. Мониторинг основных образовательных программ по направлению "Социология": проблемы и тенденции /Зырянов В.В., Темнова Л.В., Сайко Е.А. // Социологические исследования.- 2014. - № 5.- С. 139-143.
4. К вопросу о разработке методик преподавания социологии. В.Тарасенко, В.Чепак // Социология: теория, методы, маркетинг.- 2012.- № 2.- С. 170-182.
5. Краткий курс по социологии: учеб.пособие. - М.: Окей-книга, 2015.- 125 с.
6. Лобовикова Е.А. Чернов А.Ю. Проведение семинарских занятий по социально-гуманитарным дисциплинам методом «малых групп» // Сборник материалов региональной конференции аспирантов и преподавателей «Актуальные проблемы гуманитарных наук в контексте современных реформ». – Донецк: Дон-НУЭТ, 2016.- С.93-98.
7. Маерчик М. Интерактивные практики на страницах учебника // Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.195-196.
8. Малес Л. Социокультурные контексты преподавания социологии// Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.188-191.
9. Марценюк Т. Оценивание студентов на социологических курсах как вызов студентоцентрированного преподавания // Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.193-195.
10. Нетрадиционные методы преподавания социологии / А.Н. Горбач, И.Д. Ковалева, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока: Учеб. пособие; под ред. И.Д. Ковалевой – Харьков, 2001. – 328 с.
11. Оганян К.М. Общая социология. Учеб пособие с грифом УМО вузов по классическому университетскому образованию. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 236 с.
12. Оганян К.М., Оганян К.К. Методика преподавания социологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.М. Оганян, К.К. Оганян. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 225 с.
13. Селиверстова Н.А. Социологическое образование: обеспеченность учебной литературой и ее качество// СОЦИС.- 2015.- № 1.-С.128-133.
14. Сорока Ю. Смыслы преподавания социологии: студентоцентрированное образование // - Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.186-187.
15. Танчер В. Актуальные проблемы социологической науки (вступительная лекция к одноименному курсу)// - Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - №2 .- С. 180-189.
16. Ткаченко А.В. Методика преподавания социологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Юрайт, 2015.- 369 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "бакалавр"). [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2673904
Учебное издание
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания
к семинарским занятиямдля студентов
направления подготовки «Менеджмент»
(специализация «Реклама и связи с общественностью»)
Составитель Лобовикова Елена Александровна
Подписано в печать ________. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Гарнитура Times New Roman. Печать RISO. Ус. печ. лист. 1.
Тираж ___. Заказ. № ___
Издательство
Луганской государственной академии
культуры и искусств имени М.Матусовского
91055, ЛНР, г. Луганск, Красная площадь, 7.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ