Примерные темы курсовых работ
- Классическая логика о структуре аргументации.
- Доказательство и аргументация.
- «Новая риторика» Х. Перельмана.
- Ст.Тулмин и его концепция аргументации.
- Обзор современных подходов к аргументации.
- Теория аргументации и диалогическая логика (формальная диалектика).
- Проблемы формализации в логике речевых актов. Иллокутивная логика.
- Диалектика в античной философии.
- Психологические и рациональные средства убеждения.
- Прагма-диалектический подход к аргументации.
- Спор, полемика и дискуссия. Их место и роль в научной и общественной жизни.
- Эристика.
- Классификация ошибок рассуждения.
- Правила рациональной дискуссии.
- Основы теории речевых актов Дж. Остина.
- Дж. Серль о речевых актах.
- Логические методы в прагматике.
- Убеждение и аргументация.
- Взаимосвязь риторики и аргументации.
- Проблема истины в риторике и в аргументации.
Примерные темы рефератов
Раздел 3.4 в данной программе отсутствует.
3.5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
- Проблема истинности и ошибка «предвосхищение оснований» в логике и в аргументации.
- Закон тождества и несовместимость суждений в логике и в аргументации.
- Модель аргументации Ст.Тулмина.
- Прагма-диалектический подход к анализу аргументации. Основные принципы.
- Споры простые и сложные, единичные и множественные, смешанные и несмешанные. Единая классификация споров.
- Дж. Остин о перформативных речевых актах.
- Дж. Остин о структуре речевого акта и его коммуникативных характеристиках. Речевой акт как локуция, иллокуция и перлокуция
- Дж. Серль о конституирующих правилах.
- Специфические характеристики и конституирующие правила аргументативного речевого акта.
- Имплицитные и косвенные речевые акты.
- Стратегия максимально аргументативной интерпретации и принцип максимальной релевантности в интерпретации речевых актов.
- Логический минимум и прагматический оптимум в анализе имплицитных аргументов.
- Множественная и составная, сочинительная и подчинительная аргументации.
- Семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция.
- Пресуппозиция и презумпция в аргументации.
- Приемы уклонения от обязанностей доказывания.
- Нападки на личность и условия их допустимости.
- Перенесение обязанности доказывания в несмешанных и смешанных дискуссиях.
- Аристотель о трех классах аргументов: logos, ethos, pathos. Их использование в аргументации и в риторике.
- Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.
- Ссылка на авторитет, явная и скрытая.
- Аргументация с точки зрения возможных последствий.
- Необходимые и достаточные условия приемлемости высказываний.
- Правила поведения пропонента и оппонента на завершающей стадии дискуссии.
- Ошибки, основанные на использовании неясных выражений.
- Ошибки, связанные с неправильным перенесением свойств с целого на часть и наоборот.
- Ошибки и приемы искажения точки зрения. Цитирование.
- Ясность выражений: соотношение мысли и словесной формы. Ответственность слушателя за смысл сказанного.
- Контекстуальная природа слова.
- Взаимосвязь и взаимодействие аргументации и риторики.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео-фильмов.
На лекциях используется программный пакет Reason!Able. Он же должен быть доступен студентам для выполнения самостоятельной работы.
Активные методы обучения
Все лекции курса сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала в форме презентаций, в ряде лекций используется программный пакет ReasonAble и Rational. Это же ПО используется и студентами в ходе выполнения самостоятельной работы по построению аргументационных моделей (карт аргументации). Студенты в течение семестра должны выполнить две самостоятельные работы: 1) аргументативный анализ данного текста; 2) аргументативный анализ и построение карты аргументации произвольного текста. Все работы выполняются в письменной или электронной форме по согласованию с преподавателем, а последняя - с использованием соответствующего ПО.