Закон эмоциональности речи.
Закон эмоциональности речи. Говорящий должен творить речь эмоциями, не только рассудком. Принцип Полианы – тон должен удовлетворять критериям оптимистичного настроения, коммуникативности.
Речевое общение успешно лишь тогда, когда доступно сотрудничество. Постулаты Грайса: способ – ясно, количество – не менее и не более. Результат – коммуникативное сотрудничество.
Принцип гармонизации дискурса. Коммуникативно-речевая ситуация конкретна, ее структура должна быть учтена.
Виды слушания: рефлексивное (обратная связь), нерефлексивное (не вызывает реакции).
Этапы подготовки речи.
Риторический канон и его использование.
Риторический канон и современное красноречие.
Риторический канон – этапы подготовки публичной речи, воплощающие мысль в слова (античность). Сейчас – парадигмы мыслительной и речевой деятельности.
Пять этапов:
1) Инвенция – изображение
2) Диспозиция – структурирование
3) Элокуция – оформление.
4) Меморио – запоминание
5) Акцио – произнесение
Современная инвенция – выбор темы, работа с источником, накопление материала, микротемы и доказательства. Девять топов Ломоносова и свидетельство, образ действия, этимология, от противного.
Диспозиция – структурное расположение элементов, получаемых в результате инвенции. Это работа над основными частями и более мелкое дробление. Классическое деление: введение, основная часть, заключение; введение, речь, разработка речи, вывод. Направление вступления, диспозиции и вывода. Хрия – рассуждение, доказывающее или разъясняющее один тезис. Ее виды:
1) прямая-строгая – восемь этапов структуры (приступ-начало, парафразис-объяснение тезиса, причины-верность теезиса, противное-доказательство от противного, подобие, пример, свидетельство, заключение).
2) прямая-свободная – меньше частей, возможно их перемещение.
3) обратная (сократовская, искусственная) – приступ, доказательство, связка, тезис, заключение.
Элокуция – редакция текста, проверка ошибок, стилистическое украшение речи. Троп – слово, употребляемое в переносном значении для достижения большей выразительности. Гипербола – преувеличение. Литота – приуменьшение. Метафора – сравнение. Метонимия – переименование. Синекдоха – метафора, изменение числа. Ант…..ия – имя собственное как нарицательное. Дисфемизм – огрубление. Эвфемизм – преукрашение. Оксюморон – сочетание несочетаемого. Риторические фигуры – синтаксические конструкции, придающие образность. Эпифора – вынесение одинаковых слов. Вопрос-ответ. Парцелляция – деление предложения на отрезки. Антитеза – противопоставление.
Меморио. Восемь часов. Есть и другие способы подготовки речи: применение специальных средств, внутренний аспект, вера, энергия.
Акцио. Например, знаки интонационной транскрипции.
Особенности и виды красноречия.
Связь с поэзией и актерским мастерством. Его можно считать искусством только в узком смысле.
Ранняя классификация по Аристотелю: политическая, судебная. По Цицерону еще эпидектическая.
От качества речи: сдержанное, возвеличивающее.
По Фортадзе: судебное, рассуждение, торжественное.
В XX и XXI веках дифференцируется по родо-видовой разбивке.
Род характеризуется наличием определенного объема и специальной разбивкой речи. Виды, жанры – внутреннее деление рода. Признаки деления: тема, предмет, содержание, цель, терминология, эмоциональность, ситуация и так далее.
Современная общая классификация:
1) Социально-политическое
2) Академическое
3) Судебное – обвинительное, защитное, самозащитное
4) Социально-бытовое (тост, поминальная речь, похвальная, богословско-церковная)
Иная: деловое, педагогическое, диалог с собой.
Судебное красноречие.
Марк Порций Катон Старший – основоположник римского судебного красноречия.
Структура: вступление, изложение обстоятельств, собственные доводы, опровержение доводов противника, заключение.
Луций Красс, Цицерон, Марк Антоний и так далее.
Развитие данного типа красноречия связано с реформацией суда. XIX век в России.
Российское судебное красноречие (с 1864 года).
Суд присяжных, гласность процесса.
Черты периода: противоречия общественного строя, гражданская позиция, высокоинтеллектуальность.
Основные представители: Кони, Плевако, Урусов, Спасович, Карабчевский, Пассовер.