Правительственный закон Речи Посполитой

Правительственный закон Речи Посполитой

Принят 3 мая 1791 года.

Станислав Август, божьей милостью и по воле народа Король польский,Великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жмудский, киевский, волынский, подольский, подляский, инфлянтский, смоленский, северский и черниговский вместе с объединенными сословиями с удвоенной силой представляющими польский народ.

Признавая, что судьба всех нас зависит исключительно от укрепления и совершенствования польских законов, а также убедившись на собственном долгом опыте в застаревших пороках нашей системы правления и желая воспользоваться тем периодом, в котором находится Европа, и тем угасающим временем, которое вновь сделало нас самими собой; свободные от принуждения унизительного чужеземного ига, ценя превыше жизни, выше личного счастья политическое существование, внешнюю независимость и внутреннюю свободу народа, судьба которого вложена в наши руки, а также желая заслужить благословение и благодарность ныне живущих и будущих поколений, несмотря на препятствия, которые нам могут чинить наши страсти, для общего блага, для утверждения свободы, для спасения отечества нашего и его границ, с величайшей твердостью духа мы принимаем настоящую конституцию и провозглашаем ее святой и нерушимой, до тех пор, пока народ в предусмотренный законом момент явно изъявленной волей своей не признает необходимым изменить в ней какую-либо статью. Все последующие законы нынешнего сейма должны во всем соответствовать этой конституции.

I. Господствующая религия

Господствующей польской религией есть и будет святая римская католическая вера со всеми ее законами. Переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество. Но поскольку эта же святая вера повелевает нам любить ближних наших, мы должны обеспечить спокойствие в вере и государственную опеку для всех людей любых вероисповеданий. Поэтому мы гарантируем свободу всех обрядов и религий в польских землях в соответствии с местными законами.

II. Шляхта. Землевладельцы

Чтя память предков наших, как основателей свободного правления, мы торжественнейше гарантируем шляхетскому сословию все свободы, вольности, исключительные права и приоритеты в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гарантируем и признаем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и законно уделенные этому сословию Казимиром Великим, Людовиком Венгерским, Владиславом Ягелло и Витольдом, братом его, Великим Князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягеллонами, братьями Яном Альбертом, Александром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Высокое звание шляхетского сословия в Польше признаем равным всем шляхетскими званиями, где-либо принятым. Признаем равными между собою всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, честь, славу и выгоду приносящих, но также в отношении равного пользования привилегиями и исключительными правами, принадлежащими шляхетскому сословию, а особенно же правом личной безопасности, личной свободы и правом земельной и движимой собственности, поскольку они издревле каждому благочестиво служили, желаем, чтобы они были сохранены нерушимо и сохраняем их. Торжественно обещаем, что не допустим в законе никаких изменений или изъятий, направленных против собственности. Напротив, высшая государственная власть и установленное ею правительство не будут предъявлять каких-либо претензий на имущество граждан, как в частности, так и вообще, под предлогом jurium regalium (исключительных прав монарха) или под каким-либо другим предлогом. Поэтому личную безопасность и всякую собственность, кому-либо по праву принадлежащую, мы уважаем, обеспечиваем и утверждаем как истинный стержень общества, как основу личной свободы граждан и хотим, чтобы они были уважаемы, обеспечены и нерушимы также в будущем.

Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Поручаем добродетели, чувству гражданства и чести каждого шляхтича уважать святость ее, оберегать ее прочность, как единственного оплота отечества и наших свобод.

III. Города и мещане

Закон, принятый настоящим сеймом под заглавием «Города наши Королевские, свободные в землях Речи Посполитой», хотим полностью сохранить и объявляем частью настоящей конституции, как право свободной польской шляхты, дающее новую, истинную и действенную силу для охраны ее свобод и целостности общего отечества.

IV. Крестьяне (хлопы)

Крестьянское население, в руках которого находится самый щедрый источник богатства страны, которое составляет самую многочисленную часть населения, и, следовательно, является самой могучей силой страны, по справедливости, из чувства христианского долга, а также учитывая наш собственный, хорошо понятый интерес, мы берем под покровительство закона и государственного правительства, устанавливая, что отныне любые свободы, жалованные грамоты или договоры, аутентично заключенные между помещиками и крестьянами, со всей громадой или отдельно с каждым жителем деревни, должны быть общей и взаимной обязанностью, в соответствии с точным значением условий и описаний, заключенных в указанных жалованных грамотах и договорах, находящихся под защитой государственной власти. Такие договоры и истекающие из них обязанности, добровольно принятые одним владельцем земли, являются обязательными не только для него самого, но и для его наследников или правопреемников, с тем что они никогда не будут вправе самовольно их изменить. С другой стороны, крестьяне какого-либо поместья не могут уклониться от добровольно принятых договоров жалованных грамот и повинностей, в них оговоренных, иначе как в порядке и с условиями, предусмотренными в этих договорах, которые обязывают их либо навечно, либо до определенного срока.

Гарантировав таким образом землевладельцам все выгоды, полагающиеся им от крестьян, и желая наиболее действенным образом поощрить рост населения страны, провозглашаем для всех людей, как вновь прибывающих, так и тех, кто сначала покинул родину, а затем пожелал вернуться назад, полную свободу, причем в такой степени, что любой человек, прибывший или вернувшийся в государство Речи Посполитой, как только ступит ногой на польскую землю, получает полное право заниматься своим трудом, как и где ему угодно, заключать договоры об оседлости, найме или оброке как угодно и на любой срок, свободен селиться в городе или в деревне, жить в Польше или уехать в любое государство, предварительно выполнив обязательства, добровольно принятые на себя.

VIII. Судебная власть

Судебная власть не может осуществляться ни законодательными органами, ни королем, но должна осуществляться магистратурами, установленными и выбираемыми специально для этой цели. Она должна быть приближена к местам с тем, чтобы каждый человек близко к себе мог найти справедливость, чтобы преступник всегда видел над собой грозную руку государственной власти. Поэтому устанавливаем: I. Суды первой инстанции для каждого воеводства, земли и повета (уезда), судьи которых будут избираться на сеймиках. Суды первой инстанции должны быть всегда бдительны и готовы обеспечить справедливость тем, кто в ней нуждается. От этих судов идут апелляции к главным трибуналам, которые должны быть для каждой провинции и которые должны также состоять из лиц, избираемых на сеймиках. I. Эти суды как первой, так и последней инстанции будут земскими судами для шляхты и для всех землевладельцев, с кем-либо в делах права и факта. II. Обеспечиваем всем городам судебные юрисдикции в соответствии с законом нынешнего сейма «О свободных королевских городах». III. Для каждой провинции утверждаем отдельные референдарские суды для рассмотрения дел свободных крестьян, которые отнесены к этим судам прежними законами. IV. Сохраняем задворные, асессорские, реляционные и курляндские суды. V. Исполнительные комиссии будут иметь суды по вопросам, касающимся их администрации. VI. Кроме судов по гражданским и уголовным вопросам для всех сословий, будет еще верховный суд, называемый сеймовым, состав которого будет выбираться при открытии каждого сейма. В компетенцию этого суда будут входить дела о преступлениях против народа и короля, т. е. государственные преступления.

Повелеваем, чтобы специально выделенные сеймом лица составили новый кодекс гражданских и уголовных законов.

IX. Регентство

Стража Законов будет являться одновременно регентским советом во главе с королевой, а в случае ее отсутствия — примасом. Регентство может иметь место только в следующих трех случаях: 1) во время малолетства короля; 2) во время болезни, вызывающей длительное помешательство; 3) в случае, если король взят в плен на войне. Малолетство будет продолжаться только до полных восемнадцати лет, а болезнь, вызывающая длительное помешательство, не может быть объявлена, а только подтверждена готовым сеймом, большинством голосов объединенных палат не менее трех к четырем. В этих трех случаях примас польской короны должен созвать чрезвычайный сейм, а если примас не выполнит эту обязанность, то маршал сейма выдаст циркуляры для послов и сенаторов. Готовый сейм определит очередность заседания министров в регентском совете и утвердит королеву к выполнению обязанностей короля. А если король в первом случае достигнет совершеннолетия, во втором – возвратится к полному здравию, а в третьем – возвратится из плена, то регентский совет должен предоставить ему отчет о своих действиях и отвечать перед народом за время своего правления, как это предписано о Страже Законов, на каждом ординарном сейме, лично и своим имуществом.

Правительственный закон Речи Посполитой

Принят 3 мая 1791 года.

Станислав Август, божьей милостью и по воле народа Король польский,Великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жмудский, киевский, волынский, подольский, подляский, инфлянтский, смоленский, северский и черниговский вместе с объединенными сословиями с удвоенной силой представляющими польский народ.

Признавая, что судьба всех нас зависит исключительно от укрепления и совершенствования польских законов, а также убедившись на собственном долгом опыте в застаревших пороках нашей системы правления и желая воспользоваться тем периодом, в котором находится Европа, и тем угасающим временем, которое вновь сделало нас самими собой; свободные от принуждения унизительного чужеземного ига, ценя превыше жизни, выше личного счастья политическое существование, внешнюю независимость и внутреннюю свободу народа, судьба которого вложена в наши руки, а также желая заслужить благословение и благодарность ныне живущих и будущих поколений, несмотря на препятствия, которые нам могут чинить наши страсти, для общего блага, для утверждения свободы, для спасения отечества нашего и его границ, с величайшей твердостью духа мы принимаем настоящую конституцию и провозглашаем ее святой и нерушимой, до тех пор, пока народ в предусмотренный законом момент явно изъявленной волей своей не признает необходимым изменить в ней какую-либо статью. Все последующие законы нынешнего сейма должны во всем соответствовать этой конституции.

I. Господствующая религия

Господствующей польской религией есть и будет святая римская католическая вера со всеми ее законами. Переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество. Но поскольку эта же святая вера повелевает нам любить ближних наших, мы должны обеспечить спокойствие в вере и государственную опеку для всех людей любых вероисповеданий. Поэтому мы гарантируем свободу всех обрядов и религий в польских землях в соответствии с местными законами.

II. Шляхта. Землевладельцы

Чтя память предков наших, как основателей свободного правления, мы торжественнейше гарантируем шляхетскому сословию все свободы, вольности, исключительные права и приоритеты в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гарантируем и признаем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и законно уделенные этому сословию Казимиром Великим, Людовиком Венгерским, Владиславом Ягелло и Витольдом, братом его, Великим Князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягеллонами, братьями Яном Альбертом, Александром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Высокое звание шляхетского сословия в Польше признаем равным всем шляхетскими званиями, где-либо принятым. Признаем равными между собою всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, честь, славу и выгоду приносящих, но также в отношении равного пользования привилегиями и исключительными правами, принадлежащими шляхетскому сословию, а особенно же правом личной безопасности, личной свободы и правом земельной и движимой собственности, поскольку они издревле каждому благочестиво служили, желаем, чтобы они были сохранены нерушимо и сохраняем их. Торжественно обещаем, что не допустим в законе никаких изменений или изъятий, направленных против собственности. Напротив, высшая государственная власть и установленное ею правительство не будут предъявлять каких-либо претензий на имущество граждан, как в частности, так и вообще, под предлогом jurium regalium (исключительных прав монарха) или под каким-либо другим предлогом. Поэтому личную безопасность и всякую собственность, кому-либо по праву принадлежащую, мы уважаем, обеспечиваем и утверждаем как истинный стержень общества, как основу личной свободы граждан и хотим, чтобы они были уважаемы, обеспечены и нерушимы также в будущем.

Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Поручаем добродетели, чувству гражданства и чести каждого шляхтича уважать святость ее, оберегать ее прочность, как единственного оплота отечества и наших свобод.

III. Города и мещане

Закон, принятый настоящим сеймом под заглавием «Города наши Королевские, свободные в землях Речи Посполитой», хотим полностью сохранить и объявляем частью настоящей конституции, как право свободной польской шляхты, дающее новую, истинную и действенную силу для охраны ее свобод и целостности общего отечества.

IV. Крестьяне (хлопы)

Крестьянское население, в руках которого находится самый щедрый источник богатства страны, которое составляет самую многочисленную часть населения, и, следовательно, является самой могучей силой страны, по справедливости, из чувства христианского долга, а также учитывая наш собственный, хорошо понятый интерес, мы берем под покровительство закона и государственного правительства, устанавливая, что отныне любые свободы, жалованные грамоты или договоры, аутентично заключенные между помещиками и крестьянами, со всей громадой или отдельно с каждым жителем деревни, должны быть общей и взаимной обязанностью, в соответствии с точным значением условий и описаний, заключенных в указанных жалованных грамотах и договорах, находящихся под защитой государственной власти. Такие договоры и истекающие из них обязанности, добровольно принятые одним владельцем земли, являются обязательными не только для него самого, но и для его наследников или правопреемников, с тем что они никогда не будут вправе самовольно их изменить. С другой стороны, крестьяне какого-либо поместья не могут уклониться от добровольно принятых договоров жалованных грамот и повинностей, в них оговоренных, иначе как в порядке и с условиями, предусмотренными в этих договорах, которые обязывают их либо навечно, либо до определенного срока.

Гарантировав таким образом землевладельцам все выгоды, полагающиеся им от крестьян, и желая наиболее действенным образом поощрить рост населения страны, провозглашаем для всех людей, как вновь прибывающих, так и тех, кто сначала покинул родину, а затем пожелал вернуться назад, полную свободу, причем в такой степени, что любой человек, прибывший или вернувшийся в государство Речи Посполитой, как только ступит ногой на польскую землю, получает полное право заниматься своим трудом, как и где ему угодно, заключать договоры об оседлости, найме или оброке как угодно и на любой срок, свободен селиться в городе или в деревне, жить в Польше или уехать в любое государство, предварительно выполнив обязательства, добровольно принятые на себя.

Наши рекомендации