Структурные компоненты уроков русского языка
Н а ч а л о урока обычно носит подготовительный характер. Войдя в класс, учитель
выясняет: все ли дети на своих местах, приготовлены ли тетради, ручки, учебники, словари и пр., успокоились ли дети после шумной перемены. Учитель приветствует детей, объявляет тему и цель урока. С целью организации внимания нередко в начале урока проводится орфографическая минутка, или чтение образцового текста, на который следует равняться в культуре речи, или запись небольшого отрывка – афоризма, пословицы и пр. Это введение в урок.
Учитель отмечает отсутствующих. Дежурные ученики докладывают о готовности класса к уроку (от 2 до 5 мин).
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я : учитель просматривает тетради, проходя вдоль рядов парт. Выборочная устная проверка письменного упражнения; устные ответы учащихся по теоретическому материалу; проверка правописания нескольких слов, в которых были допущены ошибки; к доске в то же время могут быть вызваны 2–3 ученика для выполнения письменных заданий по карточкам. Может использоваться методика самопроверки или взаимопроверки письменных работ или выполнение учащимися упражнения, аналогичного тому, которое выполнялось дома. Используется также прием построения модели, схемы, таблицы по материалу предыдущего урока, или учащиеся сами составляют задание для своих воображаемых учеников.
Обычно на данном этапе урока учитель вызывает 2–3 человек для развернутого ответа по материалу предшествующих уроков. Обычно такой устный ответ сопровождается небольшим письменным заданием у доски.
Если учитель работает с отметками, то выставляется заслуженный балл. В школе применяется так называемый поурочный балл, который не должен быть основной формой оценки знаний и умений, он выполняет вспомогательную роль,
В проверке домашней работы уместны игровые приемы, особенно в I–II классах. На этот компонент урока отводится до 15 мин.
П о д г о т о в к а к н о в о м у м а т е р и а л у . Необходимо заинтересовать детей, создать положительную мотивацию. Высшая степень такой мотивации – создание проблемной ситуации. Она подготавливается логическим повторением предыдущих тем, выяснением неизвестного, постановкой познавательной задачи. Так, если тема «Суффикс», то логично повторение корня и приставки (если последняя изучалась до суффикса). Составляется модель морфемного состава слова, например под-снеж-ник:
Приставка Корень ???
под- -снеж- -ник
Другие варианты психологической подготовки к новому:
игра-соревнование: придумывание, подборка слов по модели «приставка + корень».
Выбирается слово, к которому может быть добавлен суффикс, например подъем + -ник = подъемник.
При удачной подготовительной работе переход к новому может оказаться не только логичным, но даже почти незаметным. На основе построенной модели слова дети легко усваивают и название, и роль, и место суффикса в слове.
После первого знакомства с суффиксом на подступах к формированию понятия 2–3 мин затрачиваются на письменную работу – запись ряда слов, имеющих суффикс: под-свеч-ник, пере-воз-к-а, вы-брос-ил, на-конеч-ник, вы-бег-а-ю и т. п.
Далее – формирование понятия, т. е. подведение нового понятия «суффикс» под ближайший род «часть слова» и выделение существенных признаков:
Дальнейший шаг к новому – формулирование грамматического определения, сверка его с тем определением, которое дано в учебнике, проверка полученного определения на различных примерах.
На новый материал уходит до 20 мин.
З а к р е п л е н и е (первичное): чтение текста, обнаружение в нем слов с суффиксами, отбор доступных случаев, их устный анализ и запись в три столбика:
Даны корни: -сад-, -вод-, -город-.
Образовать слова с любыми суффиксами; возможны приставки и окончания. Предположим, что дети образуют слова садовый, садовник, подводник, городок, городской, приго-родный и пр.
Попутно идет проверка орфограмм, их объяснение.
Закрепление обращено преимущественно к знаниям, т. е. к теории; на первичном этапе проверяются признаки суффикса:
а) стоит после корня – проверяется стык корня и суффикса; учитель для этого случая подбирает более или менее трудные слова: лун-н-ый, скольз-к-ий, корова Крас-авк-а, спут-ник, передок, числ-итель и т. п.;
б) с помощью суффикса образуются новые слова – в этом дети убеждаются сами, образуя эти новые слова;
в) суффикс придает слову новое значение – школьники дают толкование каждого слова, все они имеют вполне самостоятельные значения. Если же образовать несколько слов с одинаковым суффиксом, то нетрудно заметить сходство их значений: дом-ик, нос-ик, ключ-ик; плот-ник, огород-ник, печ-ник и т. п. Так в процессе закрепления вводятся новые знания, новые варианты материала.
Приемы закрепления бесконечно разнообразны, особенно на продвинутых этапах изучения темы, когда происходит закрепление практических умений и навыков, в частности по орфографии: десятки видов заданий при списывании, при языковом анализе, при орфографическом комментировании, в видах диктанта, других упражнений. Как всегда, высшей формой закрепления служит самостоятельное выражение мысли в речевых формах, т. е. сочинение, изложение, другая письменная творческая работа.
Речь и ее виды
Р е ч ь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью я з ы к а – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные, н е в е р б а л ь н ы е с р е д с т в а о б щ е н и я – жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. И само пространство, ситуация участвуют во взаимопонимании.
Термин речь имеет три значения:
а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи, ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;
б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – т е к с т , например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;
в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н. Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.
В речевом общении участвуют, как минимум, двое: говорящий или пишущий (о т п р а в и т е л ь р е ч и , к о м м у н и к а т о р ) и слушающий или читающий (а д р е с а т р е ч и , п е р ц и п и е н т ). В диалоге, т. е. речи двоих или нескольких, роли «говорящий» – «слушающий» все время меняются; в монологе такой смены нет, но адресат речи всегда подразумевается, иногда это сам говорящий (диалог с самим собой).
Неозвученная или ненаписанная речь – это внутренняя, или мысленная, речь, так сказать, речь для себя (играющая, кстати, огромную роль в сознательной жизни человека). Речь, таким образом, подразделяется на в н е ш н ю ю , т. е. речь для других, и в н у т р е н н ю ю – речь для себя.
Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека. В последние десятилетия изучается такой феномен, как «языковая личность», т. е. совокупность всех знаний, умений и предпочтений в области языка (языков) у данного человека, в нашем случае – у ученика начальных классов, в его онтогенезе и филогенезе, индивидуально или в историческом развитии людей.
Внешняя речь, т. е. речь-общение, подразделяется на четыре вида:
г о в о р е н и е , т. е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов – слов, их сочетаний (действие коммуникатора);
с л у ш а н и е ( а у д и р о в а н и е ) – слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т. е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ранее;
п и с ь м о , т. е. выражение мысли в графическом коде (при звуковом, точнее – фонемном, письме – через посредство фонем);
ч т е н и е , т. е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.
Чтение имеет два варианта: прямое перекодирование графически зафиксированного текста на мыслительный код и двойное перекодирование: на мысленный код и на звучащие слова, т. е. на акустический код.
При слушании и чтении отсутствие в памяти эталона может привести к непониманию воспринятой речи, но контекст и понимание ситуации общения создают условия для догадки (антиципации), которая, как правило, сохраняет непрерывность общения.
Первая пара видов речи – говорение и аудирование объединяется под названием устной речи, вторая пара – письмо и чтение как речь письменная; эти виды речи различаются не только своими механизмами или способами порождения, но и языковыми, внешними, признаками:
В повседневной практике последовательность видов речи:
мысленная → устная → письменная.
В развитии речи взаимодействие видов кладется в основу его системы.
В речи, в отдельных речевых актах (высказываниях) реализуются средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики; в этом смысле речь – это прагматика языка. Сам язык, во всей его сложности, выступает как материал речи, кодовая система.
Речь и мышление
Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л., 1934. С. 311). Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем се жестким, четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль, В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий и т. п. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т. е. мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи). Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса.
Но и мысль не может успешно работать без языкового оформления. «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 305). Четкие, ясные, легко осознаваемые языковые конструкции накладываются на аморфную, складывающуюся мысль и дисциплинируют ее. Такова роль синтаксических конструкций, морфологических форм, словообразовательных моделей, стилистических фигур и пр.
Не вполне четкие, смутные мыслительные связи, оформляясь во внутренней и тем более – во внешней речи, должны быть вложены в языковые структуры, и при этом они либо проясняются и оказываются понятными слушателю, либо разрушаются, т. е. самому говорящему становится очевидно, что слушатели его не понимают. Общение – вот лучший критерий и содержания, и языковой формы речи. Такова диалектика связей речи и мышления.
В н у т р е н н я я , м ы с л е н н а я р е ч ь обладает ступенями глубины. Первая ступень глубины наиболее близка к речи внешней. Так, когда мы пишем или составляем какой-либо важный текст, то мы его формируем «про себя», мысленно. В этой ситуации мы тщательно отбираем слова, строим предложения по правилам грамматики, обдумываем даже падежные окончания, орфографию и пунктуацию. Эта первая ступень внутренней речи представляет собой неозвученный и пока не написанный вариант речи внешней.
Вторая ступень глубины: я размышляю сам с собой, без цели записи. Например, обдумываю план и содержание предстоящей лекции. Я придерживаюсь темы, не отвлекаюсь, но текст моей вербальной внутренней речи прерывист, я не слежу за правильностью синтаксических конструкции и тем более за орфографией, я не употребляю служебных слов. Эти ступени каждый может проверить на себе методом самонаблюдения.
Третья ступень глубины: я вспоминаю давно прошедшее, мысль моя неустойчива: отдельные картины... лица, слова... запах костра... песня... в мои воспоминания врывается музыка... Я мыслю не столько словами (вербально), сколько образами, картинами, схемами. Логическое, речевое мышление смешивается с образным мышлением и даже с элементами конкретно-действенного мышления. В мою внутреннюю речь врывается неречевой элемент – то, что Н. И. Жинкин назвал «кодом образов и схем».
В обычной повседневности человек чаще всего «живет» в мире третьей ступени глубины по этому условному делению. Но в смысле успешного развития речи, ее культуры наиболее важна первая ступень. В то же время языковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.
Высказывание
В ы с к а з ы в а н и е – это единица речи, самостоятельная и относительно законченная. Оно является продуктом речевого действия, или акта. Примеры речевых актов: реплика в диалоге; объяснение учителя на уроке; ответ ученика – объяснение решения задачи; подготовка и написание статьи в журнал; речь на конференции; мемуары ветерана Великой Отечественной войны...
Рассмотрим ступени речевых действий.
1. С и т у а ц и я – это стечение обстоятельств жизни, которые побуждают человека к высказыванию. Ситуация урока побуждает и учителя, и ученика строить высказывания определенного содержания и типа. Журналист побывал на крупной стройке, ему надо осветить возникающие там проблемы. Пожилой человек, много повидавший на своем веку, осознает приближение неизбежного, хочет передать хотя бы частицу своего знания людям...
2. Ситуация порождает м о т и в а ц и ю : возникает потребность высказывания, смутная потребность постепенно осознается, перерастает в ясную цель (цель – осознанная потребность).
3. Речевая и н т е н ц и я (в переводе с лат. – «намерение») – это ряд подготовительных решений: выбор адресата речи, стилевого ключа, определение громкости, тембра голоса, интонаций; прогнозирование вероятных результатов речевого действия (трезвая оценка такой вероятности нередко приводит к отказу от речевого действия).
4. П л а н внутренний, иногда написанный: он четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.
5. Наконец, внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается с е м а н т и к о - г р а м м а т и ч е с к и м с т р у к т у р и р о в а н и е м . Оно складывается:
а) из выбора слов – самое важное;
б) порядка слов в высказывании;
в) грамматического маркирования, т. е. установления связей слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных окончаний частей речи.
Этой ступенью заканчивается докоммуникативный этап подготовки общения: следующие две ступени составляют коммуникативный этап.
Ознакомление со ступенями речевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевым упражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, сообщениям, к ведению дневников, к устному общению в школьных или домашних условиях.
6. Следующая ступень – м а т е р и а л и з а ц и я высказывания, т. е. кодовый переход на акустический код (устная речь) или на графический код (письменная речь). Эти кодовые переходы в течение многих лет тренировки в устной речи и письме, в аудировании и чтении достигают высокой степени автоматизма.
Казалось бы, высказывание состоялось и речевой акт закончен. Но с точки зрения теории речевой деятельности для полного цикла общения (коммуникации) недостает еще двух ступеней: это, во-первых, в о с п р и я т и е высказывания собеседником (адресатом), без чего общение нельзя считать состоявшимся; во-вторых, это о б р а т н а я с в я з ь , т. е. реакция перципиента на принятое высказывание.
Восприятие проходит следующие шаги (в устном варианте):
– прием акустических сигналов в виде ряда звучащих слов;
– сравнение их с хранящимися в памяти эталонами, в результате чего происходит понимание слов;
– антиципация;
– расшифровка грамматических связей в тексте высказывания;
– понимание общего смысла предложения или текста;
– понимание коннотаций, образов, тропов, аллегории, иронии и пр.;
– понимание скрытого смысла высказывания или его отсутствия;
– оценка личности говорящего: его интеллекта, нравственного облика, степени владения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде действий, поведения, определяемого первым высказыванием.
Типы речи (текста)
В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.
В п о в е с т в о в а н и и излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.
В о п и с а н и и нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Примеры тем описаний: «Гроза», «Лес в сентябре», «Колокольчики», «Рожь» – картина Шишкина». Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».
Р а с с у ж д е н и е м называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:
Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям; объяснение причинно-следственных связей явлений: доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа над обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?». Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».
Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также разговорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.
Теории строения текста
В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):
1. Содержательные, событийные, сюжетные связи.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).
Слова я, мальчики и заблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такие мальчики и почему сказано заблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым (мальчики – они). Такую же роль выполняют местоимения меня, я, мы.
Далее у Тургенева:
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.
Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.
Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева: Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)
Обещание автора описать каждого мальчика возбуждает в читателе ожидание и служит внутренним связям текста.
2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я – барин, а мальчики узнали только в указанный момент.
3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение и за черту круга.
4. Синонимические связи: огни, пламя. Антонимические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.
5. Местоименные замены – их в данном тексте много.
6. Наречные замены – около костра и там.
7. Союзы, связывающие предложения.
8. Частицы в роли средств связи: далее, бы, ли, не.
9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.
10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями.
Цепная связь:
Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна...
Последовательное развитие событий:
Цепная связь: возврат к прошлому:
Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Когда‐то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева...
11. Параллельная связь:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.
В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):
Есть люди активные и общительные, искренне почитающие себя альтруистами, благодетелями и знатоками других людей. Они дают советы, поучают... Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что любят, но не умеют любить.
Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незаметные, робкие и застенчивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что он, такой большой и сложный, их благодеяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.
12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.
Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.