Особенности структуры уроков русского языка по картине.

Уроки по картине я простраиваю на основе дифференцированного и индивидуального подхода, на основе интерактивных методов и приемов. Система уроков предполагает грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень и т.д.), они закрепляют основы зрительской культуры, умение чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его. На таких уроках я сочетаю все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо при одновременном рассматривании репродукции картины. Для себя определила следующую структуру таких занятий:

-подготовка учащихся к восприятию картины (мое вступительное слово);

-рассматривание картины;

-анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);

-словарно-стилистическая и орфографическая работа;

-чтение искусствоведческого текста;

-анализ искусствоведческого текста;

-составление схемы и плана речевого произведения;

-устное или письменное сочинение;

-анализ письменных работ.

А теперь представлю некоторые наработки из опыта проведения таких уроков. Например, подготавливая к эмоциональному восприятию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», зачитываю строчки стихотворения В.Рождественского «Сирень»: «Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь - дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь». Более глубокому пониманию замысла художника, передающего свое любовное отношение к деревенским ребятишкам («Летом», «Первый снег»), способствует высказывание А.Пластова: «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть, цвета, приближающиеся по краске к звукам. Писать ребятишек – наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребенка все как на тарелке». А при раскрытии основной мысли картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка » часто использую рассказ о том, как художник долго не мог найти натуру для главного героя. И вот однажды, когда он шел по двору, вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы – самый подходящий типаж для героя! После школы он еще не успел забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях – такой портфель был тоже отличной находкой для картины (О.Туберовская).

Анализ картины обычно провожу в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы. Например, по картине А.А.Пластова «Летом» задаю такие вопросы: « С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня?». «Нравится ли вам контраст такого натюрморта?»- при работе над пейзажем. Или «О чем нам рассказал натюрморт?». Главное, чтобы вопросы способствовали организации наблюдений у учащихся; путем сравнения, сопоставления, обобщения, установления причинно-следственных связей активизировали мышление и речь.

Для успешности проведения словарно-стилистической работы мне помогают толковые словари и другие справочники в кабинете. Также в ходе коллективной работы осуществляется поиск слов, для более полного и яркого описания картины, подбираются образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова. При работе над картиной «Сирень» пятиклассники в ходе совместной работы употребили «цветовые» и оценочные прилагательные: белая, розовая, бледно-розовая, красная, темно-красная, фиолетовая, ярко-красная, замечательная, любимая.

Я убеждена, что важным компонентом на уроке по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста. Такие тексты подбираю из специальных справочников.

«В картине А.Пластова «Полдень», как и во многих других его работах, зритель чувствует тепло, свет, видит любовь художника к человеку, к жизни. От картины «Полдень» веет ароматом сухих трав, полевых цветов, исходит жаркое дыхание летнего солнца. Человек на фоне природы – это то, что изобразил художник на первом плане. В картине «Полдень», сочетая яркую зелень травы с огненно-желтыми вспышками цветов, теплые розовые тона загорелых человеческих тел, прозрачную голубизну родниковой воды и белоснежную ткань платья, художник не только добился живописной красоты произведения, но и расширил его содержание. В радостном сочетании красок нашла выражение безграничная влюбленность Пластова в жизнь, его светлая вера в человека.Художник показал в картине разгар дня, блеск солнца, стоящего в зените, полных земной прелести людей, богатство цветущей природы, то есть передал как бы апогей жизни вообще, полный и гармоничный расцвет всех ее сил».

Такой образец помогает глубже понять содержание, усиливает эмоциональное восприятие текста, стимулируются творческие поиски, появляется желание описать картину красиво. В слабом классе иногда практикую написание не сочинения по образцу, а изложения при одновременном восприятии картины (приближаясь к оригиналу услышанного). Только важно помнить, что такой образец может выступать и как элемент совершенствования речи. В таком случае его я использую в конце всей работы, уже после проверки и анализа работы для сравнения с написанным.

Следующий немало важный этап урока – составление плана, композиционной схемы. Обычно мы составляем его коллективно. Сначала – простой, а затем – сложный. При этом всегда учитываю композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, - так как план, в какой – то степени, предопределяет тип и стиль речевого произведения. При подготовке к описанию натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень» пятиклассники составили простой план, предполагающий жанр описания:

1.Сирень (ее цвет, грозди, листья).

2.Банка.

3.Фон натюрморта.

4. « В этом букете все живет, цветет и радуется » ( П.Кончаловский).

Исходя из задач, поставленных перед уроком, после проверки работ строится и анализ. Если была задача – описать природу (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»), то нарушением нередко является то, что учащиеся составляют текст- повествование. Обращаю внимание на нарушение в последовательности мыслей, на бедность языка и т.п.

Наши рекомендации