Цели и задачи уроков русского языка ( «Обучение грамматике»)

Место грамматики в системе обучения русскому языку. Герберту Спенсеру принадлежат справедливые слова: «Основная цель образования – это не знания, а действия на основе полученных знаний». Эту мысль можно в полной мере отнести к проблемам, касающимся обучения грамматике.

Грамматика (греч. gramma – письменный знак, черта, линия) – 1) раздел лингвистики о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений; 2) строй языка, система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.

Связь грамматики и лексики заложена в самом функционировании языка: отношения между словами могут выражаться как грамматическими, так и лексическими средствами, в ряде случаев только лексические средства могут выражать обобщенное грамматическое значение.

Письмо –продуктивный вид речевой деятельности, связанный с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо возникло на основе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний, опыта, традиций, культуры. Если звучащая речь существует около полумиллиона лет, то письмо – сравнительно недавнее средство общения: ему не более пяти тысяч лет.

Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений

Задачи обучения письму:

1. Научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой; придерживаться строки; соблюдать поля.

2.Развитие каллиграфических навыков и скорости письма (правильно писать буквы, из каких элементов они состоят и как пишутся) ;

3.Развитие навыков фонетико-графического письма. Что в свою очередь предполагает развитие умений устанавливать звуко -графические соответствия в словах во время письма. Эти навыки формируются на зрительно –моторной основе.

4.Обучение употреблению букв, специфических для русской графики.

5.Формирование понятия о несоответствии произношения и написания в русском языке.

6.Развитие орфографической зоркости.

7.Формирование умений и навыков применения отдельных орфографических правил.

Задачи обучения письменной речи состоят в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки:

1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;

2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;

3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;

4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;

5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;

6) логически последовательно излагать письменное высказывание.

Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.

Этапы начального обучения письму соответствуют этапам начального обучения чтению:

-письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской орфографии;

- написание слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике;

- совершенствование навыков письма.

Материал для письма – буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты.

Основной вид работы – списывание, которое сопровождается или предваряется четким проговариванием («как пишем») слова, а также письмо под диктовку слов, в которых нет расхождений между произношением и написанием. Что в свою очередь способствует формированию навыков письма без пропусков, замены, перестановки букв.

Приемы работы по формированию каллиграфических навыков и развитию скорости письма:

-каллиграфические минутка;

-поэлементный анализ буквы;

-показ образца написания буквы;

-взаимопроверка учащимися написанного с точки зрения оформления («Найди буквы, написанные товарищем неправильно»; «Проверь, все ли соединения букв правильны», «Объясни товарищу, в чем его ошибка»);

- письмо «под счет» учителя;

-списывание на скорость;

- замеры скорости письма при списывании ( норма на конец года -20-25 знаков в минуту).

Приемы работы по формированию навыка правописания:

-параллельное орфоэпическое и орфографическое проговаривание (вначале читают по правилам произношения, рассматривают для запоминания особенностей правописания, после этого проговаривают орфографически);

-запоминание написания слов;

- письмо по памяти( учитель диктует материал, соблюдая правила произношения, дети заучивают и пишут по памяти, полушепотом проговаривая слово так, «как его пишут»);

-самостоятельное списывание с предварительным орфоэпическим и орфографическим проговариванием;

- отработка отдельных правил;

-графические сравнения (с целью предупреждения ошибок в смешении русских и украинских букв :и/і ,ы/и)

- конструирование слов из букв;

- заполнение пропусков в словах и предложениях;

- орфографические игры (кроссворды, загадки);

- диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).

Наши рекомендации