Изобразительно-выразительные средства языка

Модульный контроль - 3

Изобразительно - выразительные средства языка в судебной практике

Подобрать примеры из судебной практики (юридической риторики) риторических троп, стилистических фигур, риторических приёмов, фразеологизмов в виде таблицы (см. приложение). Рекомендуется использовать:

1. Хрестоматию по судебному красноречию (любые издания).

2. Кувакина Н. Н. Основы судебного красноречия. М. : Норма, 2011.

3. «Живую» судебную практику Хабаровских судов.

4. Послание Президента на 2013 г.

Прим.: 1) Один пример = 2-5 баллов.
2) Одинаковые примеры оценки не подлежат.

Троп или фигура Дефиниция Пример
Метонимия - троп      
Синекдоха - троп      
Гротеск - фигура      
Анафора - фигура      
Антитеза - фигура      
и т. д.      

Изобразительно-выразительные средства языка

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

В.Короленко

В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют различные тропы и приёмы. (Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)

1. Метафора - употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (слова - загадки) Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально- авторского видения мира, образа...   Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен час. (А. Блок)  
2. Метонимия -   троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа   ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит... (А.С. Пушкин)
3. Синекдоха -   троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.   Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? (М. В. Лермонтов)  
4. Олицетворение -   перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение предметов признаками и свойствами человека   Помогают передать мысли и чувства автора, его настроение. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия.   Душа поёт, река играет.... Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?  
5. Сравнение -   слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой, уподобление   Помогает, кроме основного признака, выявить ряд дополнительных, что обогащает впечатление от художественного образа. В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин) Принакрылся снегом, точно серебром  
6. Перифраза - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл   Помогает избежать повторения. Придает повествованию выразительность и торжественность.   «царь зверей» - вместо «лев» Вечный город. (Рим)  
7. Гипербола - преувеличение Преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления В сто сорок солнц закат пылал…
8. Литота намеренное преуменьшение Преуменьшение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления Мальчик с пальчик.  
9. Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему   Образно характеризует предмет, явление/ подчёркивает характерное свойство предмета. Передает впечатления автора. Придает тексту яркость, художественную выразительность, образность. Раскрывает или уточняет значение слова в тексте. «...твои небесные черты!» «парус одинокий», «роща золотая».  
Аллегория -   образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа   Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.   Лев – сила, власть; правосудие - женщина с весами.  
Гротеск -   изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.   Используется для характеристики Придает повествованию выразительность   Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина друга? (В. Маяковский)  
Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.   Используется для характеристики. Придает повествованию выразительность. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение   Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев)  

Стилистические фигуры ( приёмы)

Приём - особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания

1. Антитеза   Яркое противопоставление сравниваемых понятий усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов)
2. Анафора   (единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание, выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. Люблютебя, Петра творенье, Люблютвой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)  
3. Инверсия положение членов предложения в особом порядке, нарушающем так называемый прямой порядок, с целью усилить эмоциональность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её применением ставятся стилистические задачи - повышение ности речи. Изумительныйнаш народ! Рукумне подал на прощанье.  
4. Градация   нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).  
5. Умолчание это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин)  
6. Повтор слова   избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету.  
7. Эллипсис намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи. Достигается динамичность и МЫ села – в пепел, грады – в прах, мечи – в серпы плуги (Жуковский) Офицер – из пристолета, Тёркин в мягкое штыком
    сжатость речи, передается напряженная смена действия. (Твардовский)
7. Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). Уметь говорить - искусство. Уметь слушать -культура. (Д.Лихачёв)
8. Риторические !? Р? это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, усиливает эмоциональность высказывания, его выразител ьность. Р !. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью Р. обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. Знаете ли вы украинскую ночь? 0, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).
9. Оксюморон сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А. Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок)
Многосоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн)
Бессоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (Пушкин)
Эпифора вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник! Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Наши рекомендации