Изобразительно-выразительные средства языка
Модульный контроль - 3
Изобразительно - выразительные средства языка в судебной практике
Подобрать примеры из судебной практики (юридической риторики) риторических троп, стилистических фигур, риторических приёмов, фразеологизмов в виде таблицы (см. приложение). Рекомендуется использовать:
1. Хрестоматию по судебному красноречию (любые издания).
2. Кувакина Н. Н. Основы судебного красноречия. М. : Норма, 2011.
3. «Живую» судебную практику Хабаровских судов.
4. Послание Президента на 2013 г.
Прим.: 1) Один пример = 2-5 баллов.
2) Одинаковые примеры оценки не подлежат.
Троп или фигура | Дефиниция | Пример |
Метонимия - троп | ||
Синекдоха - троп | ||
Гротеск - фигура | ||
Анафора - фигура | ||
Антитеза - фигура | ||
и т. д. |
Изобразительно-выразительные средства языка
Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.
В.Короленко
В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют различные тропы и приёмы. (Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)
1. | Метафора - | употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (слова - загадки) | Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально- авторского видения мира, образа... | Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен час. (А. Блок) |
2. | Метонимия - | троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле | Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа | ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит... (А.С. Пушкин) |
3. | Синекдоха - | троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. | Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа | - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? (М. В. Лермонтов) |
4. | Олицетворение - | перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение предметов признаками и свойствами человека | Помогают передать мысли и чувства автора, его настроение. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. | Душа поёт, река играет.... Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? |
5. | Сравнение - | слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой, уподобление | Помогает, кроме основного признака, выявить ряд дополнительных, что обогащает впечатление от художественного образа. В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин) Принакрылся снегом, точно серебром |
6. | Перифраза - | замена одного слова описательным выражением, передающим смысл | Помогает избежать повторения. Придает повествованию выразительность и торжественность. | «царь зверей» - вместо «лев» Вечный город. (Рим) |
7. | Гипербола - | преувеличение | Преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления | В сто сорок солнц закат пылал… |
8. | Литота | намеренное преуменьшение | Преуменьшение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления | Мальчик с пальчик. |
9. | Эпитет - | образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему | Образно характеризует предмет, явление/ подчёркивает характерное свойство предмета. Передает впечатления автора. Придает тексту яркость, художественную выразительность, образность. Раскрывает или уточняет значение слова в тексте. | «...твои небесные черты!» «парус одинокий», «роща золотая». |
Аллегория - | образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа | Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии. | Лев – сила, власть; правосудие - женщина с весами. | |
Гротеск - | изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. | Используется для характеристики Придает повествованию выразительность | Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина друга? (В. Маяковский) | |
Ирония - | выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. | Используется для характеристики. Придает повествованию выразительность. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение | Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев) |
Стилистические фигуры ( приёмы)
Приём - особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания
1. | Антитеза | Яркое противопоставление сравниваемых понятий усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. | Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов) |
2. | Анафора | (единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание, выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. | Люблютебя, Петра творенье, Люблютвой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин) |
3. | Инверсия | положение членов предложения в особом порядке, нарушающем так называемый прямой порядок, с целью усилить эмоциональность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её применением ставятся стилистические задачи - повышение ности речи. | Изумительныйнаш народ! Рукумне подал на прощанье. |
4. | Градация | нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин). |
5. | Умолчание | это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. | Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин) |
6. | Повтор слова | избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету. | |
7. | Эллипсис | намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи. Достигается динамичность и | МЫ села – в пепел, грады – в прах, мечи – в серпы плуги (Жуковский) Офицер – из пристолета, Тёркин в мягкое штыком |
сжатость речи, передается напряженная смена действия. | (Твардовский) | ||
7. | Параллелизм | - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). Уметь говорить - искусство. Уметь слушать -культура. (Д.Лихачёв) |
8. | Риторические !? | Р? это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, усиливает эмоциональность высказывания, его выразител ьность. Р !. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью Р. обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. | Знаете ли вы украинскую ночь? 0, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). |
9. | Оксюморон | сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. | Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А. Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок) |
Многосоюзие | стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн) | |
Бессоюзие | стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. | Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (Пушкин) | |
Эпифора | вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев: | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник! Почему именно титулярный советник? (Гоголь). |