Изобразительно-выразительные средства русского языка

I. Тропы

(слова и выражения, используемые автором текста в переносномзначении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример
Эпитет Это образное определение, отвечающее на вопрос какой?   Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она.
Олицетворение Уподобление неживых предметов человеку   Спит земля в сиянье голубом.
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.
Метафора Скрытое сравнение   Горит восток зарею новой…
Гипербола Излишнее преувеличение свойств предмета   В сто тысяч солнц закат пылал…
Литота Чрезмерное преумень- шение свойств предмета   Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
Ирония Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова)
Перифраза Замена названия предмета описательным оборотом   Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные)
Метонимия Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь   Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран)
Синекдоха Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот Пуще всего береги копейку (то есть деньги)

II. Фигуры речи

(особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример
Антитеза Резкое противопоставление(используются антонимы) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!
Инверсия Обратныйпорядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)
Оксюморон Сочетание несочетаемых понятий Сладкая горечь воспоминаний.
Градация Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах.
Парцелляция Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Анафора Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Эпифора Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Риторический вопрос Вопрос, который не требует ответа Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!
Эллипсис   Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм Мы села – в пепел, грады – в прах.
Лексический повтор Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака!
Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.
Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки Были это веселые, сильные и смелые люди!

III. Звукопись

(игра звуками для усиления выразительности)

Ассонанс Повторение одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
Аллитерация Повторение одинаковых согласныхзвуков Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

Наши рекомендации