А) разбор вопроса - есть ли у действий Аллаха начало, а также есть ли начало у бытия или оно извечно и безначально (тасальсуль хауадис).

Слушать: https://youtu.be/tq3ul6AR1xw

Читать: https://jpst.it/TaD0

[Примечание не из урока]: Этот урок очень сложный, поэтому внимательно читайте, и также желательно прослушайте урок, далее обязательно читайте и слушайте следующий урок 19 (б), так как там уже приводятся доводы на мнения ахли Сунна, и разрушаются доводы мутакалимов, в этом уроке приводятся разные термины и разграничения, но доводов как таковое не приводят. Так что человек может запутаться и не понять почему так. [Конец примечания].

Продолжаем тот вопрос, который начали на прошлом уроке. Общий важный итог, с урока прошлого. Заключается он в том, что матуридиты и ашариты решили, что с людьми безбожия, такими как атеисты, и им подобные, невозможно разговаривать языком Корана и Сунны. Ашариты и матуридиты сказали нет смысла доказывать безбожникам аятами из Корана и хадисами из Сунны о существовании Аллаха, так как они не верят в Коран и Сунну, и скажут, что всё это сказка древних, мы в это не верим. Поэтому мы должны доказать им существование Аллаха, с точки зрения разума.

Их общая логика в этом вопросе является правильной, то есть тот, который не внимает Корану и Сунне, нет ему смысла изначально доказывать этот вопрос доводами из Корана и Сунны. Но ошиблись они в том, что не поняли того, что дорога Корана доказывание различных вопросах, не только дорога доказывания этого контекстами, но также дорога доказывания этого разумом. То, что безбожник не верит в Коран и в Сунну, это не означает, что ему нельзя приводить доводы из Корана и Сунны, так как в Коране и Сунне содержаться также доводы разума на существование Аллаха. Например: Всевышний Аллах сказал: "Или (неужели) они сотворены от ничего [без Творца], или они сами творцы (самих себя)?" (Сура 52 Ат-Тур (Гора), 35-й аят). Всё это аргументы разума, аргументы логические.

Поэтому ошибка ашаритов и матуридитов в этом вопросе то, что они не догадались, что, не смотря на это необходимо идти дорогой разума, но той дорогой разума, которая проложена в Коране и в Сунне.

Если бы они пошли дорогой разума в споре с этими людьми, но той дорогой разума, которая проложена в Коране и в Сунне, а не той дорогой разума, которая проложена джахмитами, мутазилитами и прочими заблудшими течениями, многие из представителей которых являются вообще неверующими. То если бы они сделали так, то они пошли бы по правильному пути, но их ошибкой было то, что они отвернулись от Корана и Сунны и от его пути, и пошли путём своим, который они выдумали сами.

И последнее, что мы взяли из прошлого урока, это то, что мы поняли связь того, как вытекает вопрос извечности и безначальности этого мира, то есть, есть ли у этого мира начало, как он вытекает из вопроса доказывания существования Всевышнего Аллаха. Это мы поняли. Если мы всё это поняли и вспомнили, тогда продолжаем далее.

Необходимо понять три термина, которые мы будем использовать в течении нашего урока. Правильное их понимание, от этого зависит твоё понимание вопроса в общем.

1. «аль Хавадис»у негоесть два смысла у этого термина, то есть при нашем разговоре.

Первый смысл «аль хавадис», в смысле махлюкъ (что то, сотворенное), когда мы говорим о предмете этот предмет "хадис", имеется виду сотворенный, то есть тот, которые появился после того, как его не было, предмет, который был опережен небытием, отсутствием.

Второезначение слова «аль-хавадис», - множественное слово «аль-хадис». Так второй смысл у этого слова – обновление - появляется одна за другим по дороге обновления. То есть когда произошло что то, то есть после старого вида, обновилось в новый вид, вот это обновление "таджаддуд", от слова "джадид" новый, происхождения обновления тоже называется хаадис, в той терминологии, которую мы используем в нашем вопросе.

Вот когда мы имеем виду под словом хаадис "таджаддуд", здесь уже не имеется виду "махлюкъ". Поэтому мы говорим, что не каждый хаадис является махлюкъ. Махлюкъ это то, что сотворено, под словом хаадис может подразумеваться махлюкъ, то, что сотворено, но также может подразумеваться не обязательно махлюкъ, то, что сотворено, но может подразумеваться таджаддуд, обновление чего либо. Так вот обновление чего либо, не обязательно бывает сотворенным, это у нас придет далее. Из этого, ты понимаешь, почему ашариты и матуридиты столь упорно в своих книгах пытаются вбить в головы людей то, что каждый хаадис это махлюкъ. То же самое упоминалось в диспуте с матуридитами. Они говорят, что хаадис это и есть махлюкъ, то есть каждый хаадис это и есть что-то сотворенное, не бывает хаадис, кроме как он сотворен. Мы говорим, нет, на самом деле это не правильно.

2. «Ат-тасальсуль», - цепь чего либо, цепь событий, от слова сильсиля, то есть цепочка, замкнутая цепь, то есть та, у которой нет ни начала ни конца. Когда звенья цепи соединены между собой, это слово сильсиля. Так вот определения слова тасальсуль, это накладывания одного дела на другое дело без конца. Пример с этим "цепь в будущем", - то что это бытьё не прекратит своего существования в будущем. То есть, если будет происходить какое-то благо в раю, и если оно будет заканчиваться, оно будет заменяться следующим благом. То есть Всевышний Аллах не будет переставать творить одно благо рая за другим благом, то есть даже если единицы будут погибать из благ рая, единицы этого благо будут погибать, но взамен этим единицам будут приходить другие единицы. То есть, если ты съешь гранат в раю, он будет заменен другим гранатом, этот съешь другой гранат и так далее бесконечно, без конца, так, что этому конца не будет. Если ты представишь последний элемент из этой цепи, знаешь, что после этого последнего элемента есть дальше ещё последний элемент и так без конца. Это то, что называется тасальсуль, цепная реакция, то есть бесконечность. Теперь вопрос, почему тасальсуль назван этим словом? Потому что между бесконечностью и между цепью, звенья которых соединены есть схожесть. Какая? То, что у бесконечности, будь то в будущем, или будь, то в прошлом нет конца и можно добавлять цепи бесконечно, то есть можно добавлять звенья в будущем бесконечно без конца, то же самое, в прошлом, если мы говорим о значении слова тасальсуль. Также как в цепи, то есть ты можешь разорвать эту цепь, добавить еще одно звено, потом еще одно звено и еще одно звено, то есть от этого структура этой цепи не нарушиться, поэтому слово бесконечность названа в арабском языке словом тасальсулям, от слова цепь, звенья которой соединены.

3. «Аль-къыдам», то есть древность чего либо. Когда мы говорим аль къыдам, мы имеем ввиду извечность, изначальность. То есть аль къыдам по сути, это тот же самый тасальсуль, только в прошлом, извечность, безначальность, то есть то, что у предмета нет начала и он извечен был всегда, вечно был. Когда мы говорим тасальсуль, мы не ограничиваем его только прошлым, мы говорим бесконечность как в прошлом так и в будущем, но когда мы говорим «аль-къыдам», от словом Къодим (древний), то есть бесконечный, не имеющий начала в прошлом, древний с прошлого, этим словом извещается об Аллахе. Есть разногласие, можно ли описывать Всевышнего Аллаха атрибутом аль Къыдам (Древность). Это не наш вопрос, который мы сейчас разбираем, суть не в этом, но суть в том, что можно о Всевышнем Аллахе извещать что Он Къодым (Древний), - в том смысле, что у Него нет начала, Его никто не опередил, то есть Он был всегда. Значит аль Къыдам - это то, что не опережено отсутствием, Он всегда был, никогда не было такого, что Он отсутствовал. Всевышний Аллах никогда не отсутствовал, Он всегда был - это то, что называется аль Къыдам. Къодым - древний, къыдам - древность, то есть бесконечность в прошлом.

Важнейший момент, который является сердцевиной нашего урока. Аль къыдам - древность, в нашем разговоре она бывает двух видов.

Первый вид, «Къыдам» - такая древность, которую не опередила отсутствие, как например Сущность Всевышнего Аллаха и Его Сущностные атрибуты, как Жизнь, Возвышенность, Могущество, это Сущностные атрибуты Всевышнего Аллаха. Сам Всевышний Аллах со Своими атрибутами когда был кем-то опережен, был опережён отсутствием? Нет, Всевышний Аллах с этими Своими Сущностными атрибутами был всегда.

Второй вид древности, в том смысле, что какая-то вещь происходит за какой-то вещью, а эта вещь ещё за какой-то вещью, но в прошлое, то есть, как это понять? Какой бы мы предмет не представили, перед ним есть другой предмет, перед этим есть еще другой предмет и так без конца. Чтобы легче представить в прошлом, представь это в будущем. Как мы сказали, райские наслаждения никогда не закончатся, какой бы предмет не исчез, он будет заменён другим предметом, какой бы не исчез, после него другой предмет, и то же самое в прошлом. Это уже отличие, то есть древность не такая как древность Сущности Всевышнего Аллаха с Его Сущностными атрибутами. То есть Жизнь Всевышнего Аллаха, про неё нельзя сказать, что часть её была, до неё ещё одна часть, до неё ещё одна часть, то есть про Жизнь Всевышнего Аллаха и про Всевышнего Аллаха так не говорят. Здесь мы говорим о другом виде древности. Когда один предмет, опережается другим предметом, этот в свою очередь опять опережается другим предметом, и так без начала и так без конца. Это тоже описывается словом аль къыдам - древним. Так вот, что это означает? Чтобы понять второй вид тебе необходимо уяснить то, что каждый отдельный предмет из этой цепочки второго вида древности опережен отсутствием. То есть представим себе три яблока в прошлом. Мы говорим, какое бы ни было яблоко, перед ним есть другое яблоко, перед ним есть еще одно яблоко. Теперь вопрос, каждый из этих трех яблоко, они хаадис - том смысле, что оно появилось после того как его не было или нет? Мы говорим да, оно появилось после того, как его не было, то есть этого яблока сначала не было, а потом оно появилось, но перед ним было еще одно яблоко, которого тоже сначала не было, но оно появилось, то есть единицы этой цепи, вот эти звенья, которые являются единицами цепочки, мы не говорим то, что они без вечные, но каждый из них имеет начало, но вид этой цепи начало не имеет, потому что вид этой цепи создании и предметов строится на том, что Всевышний Аллах действовал всегда. Если мы говорим, что Всевышний Аллах Живой или нет? Мы говорим, что Всевышний Аллах Живой. Чем отличается живой, от мёртвого? Живой от мёртвого отличается действием, то что живой действует. Отсюда ты берешь то, что Всевышний Аллах, так как Он был Живой (всегда), Он постоянно действовал, без начала. Теперь, каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет начало или нет? Да, каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет начало, но вид Его действия, то есть вообще действие Всевышнего Аллаха начала не имеет, в том смысле, что Всевышний Аллах всегда действовал без начала. Если тебе трудно это понять, то попробуй это понять на будущем, то есть на будущем человеку понять легче. Мы говорим, каждое отдельное наслаждение в раю конец имеет или нет? Имеет конец, то есть оно когда-то погибнет, каждый фрукт, который есть в раю погибает (его съедают) и заменяется другим фруктом, но вид наслаждений продолжается, и никогда не заканчивается. Значит, что ты отсюда понял? Что есть понятие вид, и есть понятие единицы. Значит вид не имеет конца в будущем, но каждая единица этого вида конец имеет. Еще один легкий пример. Время, время продолжается и не заканчивается, время продолжается уже сотни тысяч лет, но это время состоит из дней, состоит из частей. Каждый день исчезает, каждый день имеет начало и имеет конец, он когда начался и закончился, после него пришел сразу другой день, который тоже начался и сразу же закончился. На примере будущего тебе легче понять, что такое вид и что такое единица. Теперь тебе понятно, что значит единица предмета имеет конец в будущем? Каждая единица имеет свой конец, но вид этого предмета, то есть, если мы скажем наслаждение рая, вид наслаждения рая конец не имеет, всегда будет наслаждение в раю, но каждая единица из которой состоит этот вид, имеет конец. То же самое, смотри, что такое наслаждение в раю? Допустим гранаты, яблоки, дворцы и тому подобное, что это такое? Это результат действия Всевышнего Аллаха, то есть Кто сотворил это яблоко? Сотворил это яблоко Всевышний Аллах. Теперь вопрос, действие Всевышнего Аллаха по сотворению этого яблока, имеет начало или нет? Мы говорим да, имеет начало, Всевышний Аллах сотворил это яблоко, то есть произвел действие, которого сначала не было. Так вот вопрос, действие Всевышнего Аллаха, они имеют конец или нет? Мы говорим, что каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет конец, то есть Он произвел действие и всё, прекратил, но вид действий Всевышнего Аллаха конца не имеет, то есть Всевышний Аллах всегда творит, всегда действует и всегда будет действовать, бесконечно, вместе с тем, что вот этот вид Его действий состоит из отдельных действий, каждый из которых имеет начало и имеет конец.

Вот теперь, тоже самая плоскость, которую ты понял, теперь перемести на прошлое. Действие Всевышнего Аллаха в прошлом, тоже самое вид действий Всевышнего Аллаха не имеет начало, в том смысле, что Всевышний Аллах всегда действовал, так же как Он будет всегда действовать в будущем бесконечно, также Он всегда действовал в прошлом бесконечно, но каждая единица действия Всевышнего Аллаха имеет начало и, соответственно, будет иметь конец. Теперь вопрос, действие Всевышнего Аллаха в прошлом, за ними следовал какой-то результат или нет? Следовал, говорим, если Он что-то создал, то создалось какое-то создание, так вот вопрос, у этого созданного создания, есть начало или нет? Мы говорим да, есть, у каждой единицы созданной в прошлом есть своё начало, но у вида созданий начала нет, почему? Потому что вид созданий следует за видом действий, раз у вида действий Всевышнего Аллаха нет начала, так как Он всегда действовал без начала в прошлом, соответственно, и результат этих действий как вид, не имеет начало, хотя каждая единица начало имеет. У нас три понятия, фа`иль, фи`иль и маф`улюн бихи, фа`иль - это Всевышний Аллах, Он Извечен, то есть не было такого, что Его сначала не было, а потом Он появился, Он бесконечен в прошлом, теперь вопрос, от Всевышнего Аллаха происходит действие, вопрос, действия Всевышнего Аллаха бесконечно или нет? Они начало имеют или нет? Мы говорим, они начало не имеют, они бесконечны, в том смысле, что вид действий Всевышнего Аллаха, вот вид этих действий не имеет начало, потому что Всевышний всегда действовал, но единицы этих действий начало имеют или нет? Да, начало имеют, каждое действие Всевышнего Аллаха в отдельности, имеет своё начало и имеет свой конец. Теперь вопрос, если есть у нас действующее лицо (фа`иль), и есть действие, за этим следует что? Маф`улюн - то, что произошло в следствии этого действия, то есть создание (махлюкъат), то, что мы говорили один из видов хаадиса. Вот эти вот творения, которые были сотворены они бесконечны, или нет? Мы говорим, что вид их бесконечен. Потому что они следуют за действием Всевышнего Аллаха, вид которого бесконечен, но каждая единица этого творения имеет своё начало, также как оно имеет свой конец. То есть каждое отдельное творение, оно когда-то было создано, то есть не существует такого творения, которое было первым творением, что бы до него не было никакого творения, которое было бы создано. Смотри, каждое творение сотворено, создано, сначала его не было, потом оно появилось, но такого, чтобы какое-то из творений было абсолютно первым и до него не было никакого творения, такого нет. Потому что, если мы скажем, что есть какое-то творение, которое было первым, и до него не было никакого творения, получится, что Всевышний Аллах до этого творения не действовал, тоже самое, если мы скажем, что есть какое-то действие Всевышнего Аллаха, до которого нет никаких действий, то получится, что Всевышний Аллах до этого действия ничего не делал, и начал действовать с этого действия. Но это не правильно, потому что Всевышний Аллах действовал бесконечно, у вида Его действий нет начала, Он действовал всегда, потому что Он Живой, Живой Всевышний Аллах был всегда? Да, был всегда. Живой действует, или не действует? Чем отличается живой от мертвого? Живой отличается от мертвого тем, что он действует, а раз Всевышний Аллах всегда бесконечно был Живой, соответственно, Он всегда бесконечно действовал, но мы не говорим, что каждая отдельная единица действия Всевышнего Аллаха бесконечна, нет. У каждого отдельного действия Всевышнего Аллаха есть начало, но у вида действия начала нет. Это и есть бесконечность в прошлом. То же самое как в будущем. Мы говорим, каждое действие отдельное Всевышнего Аллаха имеет конец, но как вид действия, не имеет конца, Всевышний Аллах всегда будет Живой, соответственно, Он будет всегда действовать без конца. Что такое бесконечность? Бесконечность это, если ты представишь какой-то предмет, знаешь, что после него обязательно есть еще какой-то предмет. Если ты дойдешь до стены и представишь последний предмет, знай, что последнего предмета нет, дальше опять есть предмет, после него есть еще предмет, это и есть бесконечность в будущем, и вот такая же бесконечность в прошлом.

Теперь ты понял два вида къыдам (древности), которую мы сейчас написали. Первый вид древности, который касается Сущности Всевышнего Аллаха и атрибутов Его Сущности. Какие это атрибуты Сущности Всевышнего Аллаха? В которых, нет смысла действия. К примеру Жизнь, Могущество, Возвышенность Всевышнего Аллаха. Это всё атрибуты Сущности. Можно ли сказать относительно этих атрибутов, что у них есть вид и у них есть единицы? Нет такого, то есть Жизнь Всевышнего Аллаха, нельзя сказать, что Жизнь Всевышнего Аллаха это вид и какие-то единицы, но Жизнь, Могущество, Возвышенность это то, что не делится на единицы, но те атрибуты аль Ихтиярия, в которых есть элемент действия, вот про них уже можно сказать, вид и единицы. Всевышний Аллах всегда творил, как вид, но каждый отдельный Его процесс творения имеет начало, но как вид начало не имеет. Это то, что касается аль Къыдам (древности).

Теперь следующий вопрос, который тебе необходимо понять, это виды тасальсуля. Какие виды бесконечности бывают. Нас волнует, третий и четвертый вид, который мы сегодня разберём. Но мы упомянем также и первый и второй, просто для общего сведения. Но если ты первый и второй не поймешь не беда. Главное тебе понять сегодня третий и четвёртый вид тасальсуля, то есть бесконечной цепи действий, или бесконечной цепи явлений.

Первый вид, тасальсуля называется «тасальсуль филь муассирин», от слова асар (след). Аль муассир - это тот, который оставляет след, который оказывает влияние на что-то. Так вот тасальсуль филь муассирин, бесконечность относительно действующих лиц, можно так по русский перевести, бесконечность действующих лиц, что это такое? Перед нами действующее лицо, у этого лица есть тот, кто оказал на него действие, а у этого в свою очередь тоже есть тот, кто оказал на него действие и так бесконечно. Например, когда нам говорят, откуда ты появился? Появился сам по себе или нет? Мы говорим, нет, у каждого человека есть папа и мама, у папы и мамы тоже есть свои папа и мама. Папа и мама в данном случае являются «Муассир» - тот, который оказывает влияние на предмет, на тебя оказали влияние? Да оказали, кто оказал на тебя влияние? Папа и мама, дальше на них в свою очередь кто-то влияние оказал, какой-то муассир есть на них? Тоже говорим, что есть перед ними, тоже есть муассир, на них оказал влияние такой же папа и мама, и так папы и мамы до первого человека Адама алейхи ссалям. Теперь вопрос, на Адама кто-то влияние оказал? Мы говорим, что Всевышний Аллах оказал. Теперь вопрос, а на Всевышнего Аллаха влияние кто-то оказал? Мы говорим, что нет, на Всевышнего Аллаха влияние никто не оказал. Значит тасальсуль, бесконечность в этом виде не возможна сама по себе, и довод на это из Сунны.

В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» со слов Абу Хурайры приводится хадис о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Шайтан может явиться к любому из вас и спросить: "Кто создал это? Кто создал это?" - и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не скажет: "Кто создал твоего Господа?" - и когда он дойдет до этого вопроса, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит [думать об этом]» (Сахих аль-Бухари. - т.6. - с.336. - № 3277. Сахих Муслим, -т.1. - с. 120. - № 134).

Значит, бесконечность относительно действующих лиц (тасальсуль филь муасирин), так что у лица есть тот, кто оказал на него влияние, у этого есть, соответственно, ещё один, кто на него влияние оказал, этот тасальсуль невозможен, исходя из этого контекста, который перед нами.

Второй вид тасальсуля, называется «тасальсуль филь иляль аль фаиля» (бесконечность в действующих причинах). Первая бесконечность была - бесконечность в действующих лицах, а эту можно назвать как - бесконечность в действующих причинах. Как это понять? В смысле, чтобы вещь была до её создания. Этот тасальсуль возможен или нет? Может ли вещь существовать, до того, как она существует? Мы говорим, что нет, такого невозможно, поэтому этот вид тасальсуля тоже является невозможным сам по себе. Какой можно привести для этого пример? Смотри, обладатели знания из имамов этой общины использовали невозможность, относительно этого тасальсуля в вопросе доказательства того, что слова Всевышнего Аллаха не сотворены, как они использовали? Читая слова Всевышнего Аллаха:"Его приказ, если Он захочет чего-то, это вещь сказать "Будь" и оно бывает", этим самым аятам, используя невозможность этого тасальсуля, имамы Сунны доказали, что слова Всевышнего Аллаха не сотворены в противоречия джахмитам и мутазилитам. Как они это доказали? Сказали что из этого аята понимается, что если Всевышний Аллах хочет что-то сотворить, Он перед этим говорит "Будь", и потом происходит творение, отсюда берется, что слово "Будь" не сотворено, потому что если бы оно было сотворено, его творения требовало бы еще одного слово перед ним "Будь", потому что ничего не творится, кроме как со словом "Будь", а если бы этот "Будь" тоже был сотворен, перед ним опять нужно было бы сказать "Будь" и так до бесконечности, а это говорят невозможно, поэтому слова Всевышнего Аллаха не сотворены. Значит слово "Будь" не сотворено, а раз слово "Будь" не сотворено, значит и всё остальные слова Аллаха не сотворены. Этот вид называется тасальсуль в действующих причинах. Видишь, причина действует или нет? Есть у нас причина, после которого происходит какое-то творение или происходит какое-то явление, эта причина действующая или нет? Она действует, Аллах говорит "Будь", и что-то бывает, происходит действие. Теперь вопрос, тасальсуль (бесконечность) подобных действующих причинах, то есть в прошлое невозможно, то есть получается замкнутый круг, а замкнутый круг невозможен.

Третий вид,называется«тасальсульфиль аф`аль», бесконечность в действиях. Так вот под действиями мы имеем виду, действия Всевышнего Аллаха. Теперь вопрос, бесконечность действий Всевышнего Аллаха в прошлое возможно или нет? Это то, что мы уже разобрали выше, мы говорим, что неправильно сказать, возможно, но и не правильно сказать невозможно, но ответ какой? Вид действий, его тасальсуль не только возможен, но уаджиб (обязательный), а что касается единиц действия Всевышнего Аллаха, то про него мы не говорим, что он возможен, потому что у каждого действия, у каждой единицы действия Всевышнего Аллаха есть начало, то есть оно (действие как вид) не является бесконечным в прошлом, но как вид действия Всевышнего Аллаха, вид действия Всевышнего Аллаха бесконечен. Тасальсуль, происходит бесконечность в прошлое. Значит этот вид тасальсуля, уаджиб. Значит мы будем говорить, что этот тасальсуль уаджиб, имея ввиду под аф`аль - действиями, имея ввиду вид действий, а не какие-то конкретные единицы действия.

Еще раз повторим. «тасальсульфиль аф`аль», бесконечность в действиях Всевышнего Аллаха в прошлое возможно или нет? Мы говорим, что этот вопрос необходимо разобрать глубже, что ты имеешь виду под действиями? Если ты имеешь в виду вид действий Всевышнего Аллаха, то мы говорим, что не только возможен, он обязателен. Потому что Всевышний Аллах был всегда Живым, соответственно, живой действует, и Он всегда действовал без начала, бесконечно в прошлое, но каждая единица действия Всевышнего Аллаха, она не бесконечна, у каждый единицы действий есть своё начало, и перед этой единицей есть своя единица, перед этой есть еще своя единица и так бесконечно, это и есть понятие вид единиц. В смысле вида действий, действия Всевышнего Аллаха бесконечны, а в смысле единиц, они не бесконечны, у каждой отдельной единицы есть своё начало.

Четвертый вид, называется «ат тасальсуль филь асар», то есть бесконечность в результате. Третий вид был - бесконечность действий, за действием следует результат или нет? За действием следует результат. Теперь вопрос, тасальсуль относительно результатов возможен или нет? Опять мы смотрим результаты, то есть творения, которые были сотворены с точки зрения вида и с точки зрения действий. Вид творений бесконечен, почему? Потому что он следует за действием Всевышнего Аллаха, поэтому его бесконечность в прошлое возможно, но каждое отдельное творение было создано, то есть нет ни одного творения, которое было со Всевышним Аллахом бесконечно никогда не создано, каждое отдельное творение создано, нет ни одного творения, которой не было создано, но как вид бесконечно, почему? Потому что вид творений вытекает из действий Всевышнего Аллаха, а действия Всевышнего Аллаха бесконечны, значит и вид результатов этих действий тоже бесконечен, но тут необходимо оговориться то, что действия Всевышнего Аллаха бывают Лязима и Мутааддия. Лязима- то, что не касается кого-то другого. Мутааддия - то, что касается кого то другого. Так вот, поэтому обладатели знания говорят, то, что тасальсуль, относительно асар, относительно результатов, мы про него не говорим уаджиб (обязателен) бесконечно в прошлое, как действие. Мы говорим, про третий вид тасальсуля в действиях Всевышнего Аллаха, то мы говорим, что он уаджиб, бесконечно в прошлое обязательно. Потому что если мы скажем, что это не обязательно, получится, что Всевышний Аллах когда-то не действовал, а потом стал описываться действием, после того как Он не описывался действием. Но что касается результатов, то мы не говорим, что этот тасальсуль уаджиб, но говорим, просто возможен. Потому что действие Всевышнего Аллаха не обязательно относятся к кому-то, кроме Него, но бывают из Его действий, действия Лязима, действия, которые касаются только Его, не касаются творений, поэтому мы говорим, бесконечность творений в будущем, даже его вида не является уаджибом, но является возможным, потому что не обязательно, чтобы Всевышний Аллах всегда действует и Его действия всегда касаются каких-то творений, но возможно, что какие-то из Его действий не касаются Его творений, но касаются только Его Самого. Как например Вознесся над троном, это действие не касающаяся рабов. Поэтому про третий вид тасальсуля, относительно вида действия Всевышнего Аллаха говорят уаджиб, а про четвёртый вид, относительно результатов, говорят, что он не уаджиб, но он возможен.

На самом деле виды тасальсуля много, то есть у этих больных людей, матуридитов, ашаритова и т.д., у них много видов тасальсуля, они там придумывают сидят, то есть занимаются всякой философией, такой вид тасальсуля, такой вид... у них конца нет этому, но нас волнуют вот эти четыре вида тасальсуля, особенно третий и четвёртый вид.

Мы сказали, что третий вид тасальсуля уаджиб, а четвертый вид тасальсуля возможен (мумкин), это мнение ахли Сунны, это не означает, что все люди придерживаются этого мнения.

Теперь запишите, какого мнение людей, относительно тасальсуля, конкретно третьего и четвёртого вида, у тех людей, которые относят себя к Исламу, есть несколько мнений.

В этом вопросе есть три мнения.

Первое мнение то, что тасальсуль (бесконечность) невозможна, как в прошлом, так и в будущем. Это мнение тех людей, которые говорят, что рай и ад не бесконечны, но когда то исчезнут. Они говорят, что бесконечность невозможна, как и в будущем, так и в прошлом. Это мнение джахмитов и некоторых мутазилитов. Что касается джахма ибн сауфана, то он считал, что рай и ад исчезнут. Что касается мутазилита, которого звали Абу Хузейл, один из больших лидеров мутазилита своего времени. Он говорил, что рай и ад не исчезнут, но всё застынет и прекратит движение. Сказал, что люди не исчезнут, они будут, но они застынут как бы без движения и всё прекратится. Огонь, рай, всё будет гореть до определенной точки, а потом всё застынет.

Второе мнение в этом вопросе то, что тасальсуль возможен в будущем, но в прошлом невозможен. Это мнение большинства мутазилитов, а также ашаритов, кулябитов, матуридитов. Матуридиты и ашариты говорят, что бесконечность в прошлом невозможна, но в будущем возможна. Рай и ад говорят они, что никогда не исчезнут. Они говорят, что в будущем бесконечность возможна, но что касается прошлого, то бесконечность невозможна. Как это понять? Имеют виду, что было такое творение, которое Всевышний Аллах создал первым, а до этого Всевышний Аллах ничего не делал, то есть Он был один, ничего не было с Ним, и Он не производил никаких действий определённое время, а потом начал делать, потом начал создавать, потом начал прощать, миловать, награждать, наказывать и другие атрибуты Господства Своего. Это второе мнение в этом вопросе.

Третье мнение,мнение имамов Сунны и мнение сподвижников, и мнение приверженцев Сунны сначала и до конца, это то, что бесконечность возможна как в прошлом, так и в будущем, относительно вида действий Всевышнего Аллаха, она не только возможна, но и обязательна, а относительно видов результатов этих действий, то она возможна. Что касается будущего, то, тоже самое. Мнение приверженцев Сунны, что бесконечность в смысле бесконечность видов действий Всевышнего Аллаха обязательна как в будущем, так и в прошлом. Всевышний Аллах всегда действовал, и всегда будет действовать без начала и без конца, но каждая единица действия Всевышнего Аллаха имеет начало и имеет конец. Значит, приверженцы Сунны подошли к этому вопросу со стороны разделения вида и вопроса единиц. Поэтому приверженцы Сунны говорят относительно слов, разговора, речи Всевышнего Аллаха, что Речь Всевышнего Аллаха древний вид, но обновляющиеся единицы, вот это и есть это значение, то, что ты сейчас понимаешь. Теперь ты понял, что значит Речь Всевышнего Аллаха древний вид, но обновляющиеся единицы, то есть Всевышний Аллах всегда разговаривал, никогда не переставал разговаривать, но каждое Его отдельное слово и отдельный Его разговор, имеет начало.

Четвертое мнение, то это то, что бесконечность возможна в прошлом, но невозможна в будущем. Вот четвертого мнения никто вообще не придерживался, поэтому мы его не выделяем, как отдельное мнение. Это мнение, возможно предположить, чтобы предположить все виды, которые могут быть, то есть какие могут быть деления, относительно бесконечности, если мы возьмем прошлое и будущее. Что оно есть и в прошлом и в будущем, что его нет и в прошлом и в будущем, что оно есть в прошлом, но нет в будущем, и что оно есть в будущем, но нет его в прошлом. То есть вот эти вот четыре мнения возможны. Три первых мы назвали, четвёртое, то что бесконечность возможна в прошлом, но невозможна в будущем, мы не выделяем как отдельное мнение, потому что его никто не придерживался.

Важный момент, то что на самом деле, арена борьбы в этом вопросе не сокращается лишь на приверженцев Сунны и матуридитов и ашаритов. Есть еще здесь и третья сторона - это греческие философы, начиная с Аристотеля и тех, кто пошли за ним, они тоже размышляют об этом вопросе, о бесконечности мира. Так вот, этот вопрос очень важный, понять мнение греческих философов в этом вопросе важно. Почему? Потому что матуридиты и ашариты обвиняют шейхуль Исляма ибн Теймию в том, что его мнение совпадает с мнением греческих философов, а мнение греческих философов является явным неверием, они говорят, что поэтому шейхуль Ислям ибн Теймия кяфир (неверующий). Из тех, кто за ним последовал, в том числе и мы, они говорят, что и мы тоже кяфиры. Для этого важно понять, какого мнения придерживались философы. Отметьте у себя, что мнение философов, а лидер их был в этом вопросе Аристотель, их мнение в этом вопросе то, что у этого мира нет начала, смотри, также как говорят приверженцы Сунны, философы тоже говорят, что у этого мира начала нет, но отличие в их мнений от нашего мнения заключается в том, что мы говорим нет начала в смысле у вида творений, или у вида действий Всевышнего Аллаха, а что касается Аристотеля, то он говорит, что нет начала у единиц, то есть, что некоторые из объектов, которые нас окружают, а конкретно они имеют ввиду небесный свод. Аристотель говорит, что небесный свод бесконечен, не имеет начало также как Всевышний Аллах. Вопрос, небесный свод это что такое? Это результат действия Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах его сотворил, это результат действий Всевышнего Аллаха. Вопрос, это результат как вид, или как единица? Как единица, то есть небесный свод это единица, одно из творений Всевышнего Аллаха. Как говорят приверженцы Сунны, у небесного свода начало есть, то есть оно появилось после того, как его не было. Аллах говорит:"Аллах создал небеса и землю", то есть отсюда мы берём, что небес раньше не было, и потом они когда то появились. Так вот, Аристотель, а также остальные философы греки, говорят, что небеса, небесный свод никогда не имел начало, то есть он был бесконечным также как Всевышний Аллах. Теперь они пошли в противоречие самим себе и сказали, но вместе с этим Аллах создал эти небеса. Вопрос, как Аллах создал эти небеса, если вы говорите, что небеса такие же бесконечные, как Аллах? Для того, что бы разъяснить этот вопрос, греки философы говорят, мы называем Всевышнего Аллаха словом "причина действующая", что такое причина действующая? Они говоря, что причина действующая, это Всевышний Аллах. Как это понять? Они говорят, что само существование Всевышнего Аллаха уже обязательно влечёт за собой существование творений, без временного промежутка между ними, то есть приверженцы Сунны как говорят? Говорят, что Аллах произвел действие, и в результате действия появилось творение. Так вот философы говорят, что нет, они говорят Аллах это и есть творение, то есть, как это понять? Само наличие Аллаха, само существование Аллаха, уже обязательно несёт за собой творение, без временного промежутка между ними. То есть они говорят, что без действия, то есть Всевышний Аллах не произвел действия основываясь на Своё Желание и на Свою Мощь. То, что уже Аллах существует, обязательно влечет за собой то, что существует небесный свод, или какие-то из других творений.

Для того, чтобы понять этот вопрос, тебе необходимо понять еще три термина, они в действительности очень лёгкие. Первый термин называется мукарана, второй термин называется таахир, третий термин называется таакиб, если ты поймешь эти три термина, то ты поймешь все три мнений в этом вопросе. Мнение приверженцем Сунны, мнение философов, и мнение ашаритов, матуридитов, кулябитов.

Мукарана - это наличие вещи вместе с другой вещью без временного промежутка между ними, когда ты говоришь, пришёл Ахмад и Мухаммад вместе, то есть когда они зашли в один дом шаг в шаг, что это такое? Мукарана от слова къарн (рога), когда рога животного они вместе или не вместе? Вместе, то есть не так, что один рог сначала вышел, а потом вышел другой рог, но оба рога вышли одновременно вместе, или Ахмад и Мухаммад одновременно зашли в дом, это то, что называется мукарана. Так вот философы говорят, что Аллах и небесный свод существуют по принципу мукарана, то есть без какого-то временного промежутка между Аллахом и между небесным сводом. Как был Аллах бесконечно, так был и небесный свод бесконечным, вместе с этим сами же философы говорят, что Аллах, Тот, Который создал небеса, как это понять? Это является противоречием друг другу. Потому что они объединили действующее лицо, с самим результатом действия этого действующего лица, а это невозможно. Шейхуль Ислям ибн Теймия разъясняя позицию философов, говорит: "Если ты скажешь, что два предмета зашли в дом одинаково, но при этом одно оказало действие на второе, то ты можешь как одного так и другого назвать фаилем (действующим лицом) одинаково справедливо, то есть ты не можешь сказать, что один фаиль, что один предмет из этих двоих обладает правом называться действующим лицом, больше, чем второй, потому что между ними нет никакого промежутка. Если я допустим кинул камень в стекло, я произвел действие, и в результате моего действия разбилось стекло, я и разбивание стекла вместе существуем? Или же разбивание стекла произошло после? Произошло после. Поэтому шейхуль Ислями ибн Теймия говорит, что мнение философов в этом вопросе противоречит самому себе сильно, то есть невозможно собрать это мнение в здоровом разуме человека.

Таахир - это происхождения одной вещи после другой вещи с временным промежутком, так, что одна вещь произошла, после другой вещи. Как если ты скажешь, зашел Ахмад, а (сумма) потом Мухаммад. Вот это вот захождение Мухаммада после Ахмада на каком принципе строиться? На принципе таахира. Это на русский язык переводиться как запаздывание. То есть один зашел после второго. Это мнение матуридитов и ашаритов. Они говорят, что Аллах был и не было ничего вместе с Ним, в смысле Он ничего не делал, и не было никаких творений, Он ничего не делал в какое-то время, потом Он начал действовать и появилось творение через какое-то время. При этом, когда мы им говорим, подожди, действие это хаадис или нет? Они говорят да хаадис. Что такое хаадис? Это то, чего сначала не было, а потом появилось. Мы говорим, подожди вы же сами говорите, что Аллах не описывается хаадисом, если Он опишется хаадисом, то значит Он Сам хаадис, значит Он Сам сотворен. То есть получится, что вы сами себе закроете дверь доказыванию существования Всевышнего Аллаха, так как вы на этом принципе доказываете то, что Аллах существует. Они говорят, нет, мы не говорим, что Аллах действовал, мы говорим, что Аллах в начале не действовал, а потом мы не говорим, что Он начал действовать, но появились результаты Его Сущностного атрибута Такуин! Понятно откуда вылез такуин у матуридитов, то есть сначала матуридиты сказали, что Аллах сначала не действовал, потом начал действовать и появились творения. Мы говорим, подожди действия это хаадис или нет? Они говоря да хаадис, то есть то, что сначала не было, а потом появилось. Вы же сами говорите, если предмет или объект описывается чем-то хаадис, то и он сам является хаадисом. Теперь как это так? То есть вы получается противоречите самим себе, после того, как они поняли, что им эту претензию предъявят, они решили выйти из этого тупика, другим образом. Сказали, нет, мы не будем говорить, что Аллах начал действовать после того, как не действовал, или начал творить после того, как Он не творил, но скажем, что вот эти вот творения стали результатом древнего атрибута такуин. Такуин - это тоже самое, как творение, но действие говорят не происходило, то есть Всевышний Аллах никакого действия не делал, но описывался древним атрибутом такуин, а вот эти вот творения не что иное, как результат этого такуина с временным промежутком, то, что называется таахир одно пришло после второго.

Таакиб - это уже то, о чём говорят ахли Сунна уаль Джамаа. Это когда один предмет, после второго, но без временного промежутка, то есть второй приходит в связи с первым. Таакиб - это когда второй приходит после первого, но в связи с первым так, что между ними, то есть между вторым и между первым, нет конкретного временного промежутка. Как это понять? То есть, если ты скажешь: я развел свою жену, и она оказалась разведенной. Вопрос, она оказалась разведенной через какой-то временный промежуток после твоего развода, или вместе с твоим разводом, или в сочетании с твоим разводом? Если мы возьмем философское воззрение, так получиться, что твоя жена оказалось разведенной прямо вместе с твоим разводом, мнение матуридитов, ашаритов, то, что ты развел, через неделю она оказалась разведенной, а мнение ахли Сунны, то есть когда ты развел, она оказалось разведенной. Или еще легкий пример, когда ты кидаешь камень в стекло и происходит разбивание стекла. Вопрос разбивание стекла происходит вместе с попаданием камня в стекло, или вообще без всякого промежутка временного, между камнем и между попаданием, или стекло разбивается через неделю, после попадания камня? Мы говорим, что стекло разбивается сразу после попадания камня без временного промежутка. Это то, что называется таакиб. Как Всевышний Аллах говорит: "Если Всевышний Аллах чего-то захочет, Он говорить "Будь" и оно бывает"вот это вот, "и оно бывает", по принципу чего произошло? По принципу мукарана или таахира или по принципу таакиб? Мы говорим, по принципу таакиб, потому что Всевышний сказал "Будь, и оно бывает", то есть результат Его творения не прямо вместе с Его творением, так что творение и результат в одно время одинаково, но и не через неделю, (не так): «Аллах говорит, будь и потом через неделю появляется предмет», нет. Всевышний не сказал, а потом оно бывает, нет, но сказал «будь и оно бывает». Поэтому этот аят, если кто-то переведет "и Аллах говорит, будь и потом оно бывает", это будет идеологическая ошибка в переводе. Правильно сказать и «Аллах говорит будь и оно бывает». То есть по принципу таакиб, так что приходит первый, а за ним второй в непосредственной связи межу ними так, что между первым и вторым нет временного промежутка. Философы строят взаимоотношение Аллаха и Его творений по принципу мукарана, то, что само существование Аллаха уже влечёт за собой существование творений и каких то объектов и существование Его действий, но приверженцы Сунны говорят, нет, говорят Аллах за ним идет действие, за ним идёт результат этого действия, по принципу таакиб.

Теперь значит, понятна разница, мнения шейхуль Исляма ибн Теймии и мнение философов, если тебе это понятно, то тебе стало понятно несправедливость матуридитов и ашаритов, которые обвиняют шейхуль Исляма ибн Теймию в том, что он в своём мнении совпадает с мнением философов.

Читать и слушать следующий урок по ссылкам:

Слушать: https://youtu.be/E117qrfVdPs

Читать: https://jpst.it/TaD0

https://vk.com/biblioteka.islama?w=wall-42391762_20969

Наши рекомендации