Потому что говоришь что Богатый есть и я разбогател и ни [в] чём нужду имею, и не знаешь что ты есть несчастный и жалкий и нищий и слепой и нагой».
Причина, приведшая к отеплению Лаодикийской Церкви, заключалась в самоуверенности членов Церкви в своей самодостаточности, полной удовлетворенности материальными благами и богатством. При этом Лаодикийцы совершенно не заботились о духовном обогащении. Существует мнение, что под богатством в данном случае могут подразумеваться доктрины и предания Церкви.
Возможно, Лаодикийские христиане уклонились от истинного Евангелия и занялись установлением каких-то своих правил и постановлений относительно богослужения. Иногда предания и различные традиции Церкви могут снизить сосредоточенность христианина на прямых отношениях с живым Господом.
Название города Лаодикия соответствует духовной атмосфере царившей в Церкви. В переводе с древнегреческого языка Лаодикияозначает мнение народа, народ суда, суд людской, правящий народ, суд над народом.
Лаодикийские христиане имели свое мнение по многим вопросам, которое совершенно не соответствовало Божьим требованиям. Многим из них казалось, что в своей жизни они уже достигли всего, чего можно было только достичь. Им казалось, что они уже совершенны и им ничего отныне не нужно. Возможно, что некоторым из них не нужен был и Сам Бог.
В глазах Христа Лаодикийская Церковь выглядела несчастной, жалкой, нищей, слепой и нагой. Иисус перечислил пять составляющих полнейшего духовного разорения. Число пять символизирует славу Божью. Слава Божья обеспечивает отношения человека с Богом, спасая и усовершенствуя его. Пять основных составляющих Божьей славы: счастье в Господе (блаженство), красота и любовь Божья (совершенство), духовные богатства (дары Святого Духа), духовное видение (мудрость), духовное облачение (праведность, святость, спасение и защита).
Всего этого Лаодикийская Церковь в полной мере не имела.
Откр.3:18: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
Уточненный, расширенный перевод:
Советую тебе купить у Меня золото, раскалённое из огня, чтобы ты разбогател, и одежды белые, чтобы ты оделся и не был сделан явным позор наготы твоей, и коллурий намазать глаза твои, чтобы ты видел».
Благодаря хорошо развитой торговле и банковскому делу, Лаодикия была одним из самых богатых городов Римской империи. Горожане просто купались в роскоши. И даже среди Лаодикийских христиан было много материально богатых людей. Но именно им Христос советует купить у Него наичистейшее и самое дорогое золото — огнем очищенное. Возникает вопрос, для чего им оно? Ведь у них уже есть немалое богатство. Дело в том, что Иисус говорит не о буквальном золоте. Золото есть также символ святости, священства, царственности, веры действующей любовью, а так же самого Господа. Поскольку большую часть Лаодикийской Церкви составляли евреи, хорошо знавшие Библейскую символику, они должны были понять, что Господь говорит о нехватке у них духовного богатства. Поэтому им необходимо было купить духовные богатства — обратиться всем сердцем к Господу, и снова стать царственным священством и святым народом (1Пет.2:9), коих и символизирует это золото. То, что золото очищено огнем, означает, что самое ценное, что может быть в жизни человека — это святость и отношение с Господом. Огонь символизирует испытания и искушения, для обретения святости и поддержания отношений с Господом необходимо проходить различные жизненные испытания и трудности достойно, во всем полагаясь на Бога (1Пет.5:7). Вера же христианина испытывается так же, как и огнем испытывается золото (1Пет.1:6,7).
«…и белую одежду, чтобы одеться»,— одним из источников богатства жителей Лаодикии было изготовление туник из черной шерсти. В окрестностях Лаодикии разводили уникальных для того времени овец с черно-фиолетовым окрасом шерсти. Из них в Лаодикии изготовляли туники, называемые тримитами. Благодаря редкому и красивому цвету, тримиты ценились очень дорого. Известны они были практически во всей Римской империи. Тримиты настолько прославили Лаодикию по всей империи, что в их честь Лаодикия получила свое второе название — Тримитария. Зная об этой особенности обогащения Лаодикийцев, Иисус предлагает Лаодикийской Церкви купить белую одежду. Белая одежда символизирует праведность, святость и славу Божью (Откр.3:5). Поэтому совет Господа должен быть рассмотрен исключительно как иносказание. У Лаодикийских христиан были материальные богатства, но им недоставало, ни святости, ни праведного образа жизни. В глазах Лаодикийских христиан святость и праведность не ценились, не были ценными, словно простая белая шерстяная туника. Напротив, роскошная и аморальная жизнь ценилась ими также как и черно-фиолетовая туника. Но для Господа ценны белые туники — праведная и святая жизнь, облачение человека в Его славу. И именно праведность и святость Господь предлагает им купить.
В соответствии с Библейской символикой черный цвет символизирует смерть, зло и греховность, а овечья шерсть символизирует аспект Христа Господа, представленного в Писании как агнца Божьего (Ин.1:36). Таким образом, черно-фиолетовая шерстяная туника символизирует сочетание всего греховного и злого с праведностью Христа.
Любовь Лаодикийских христиан к этим туникам иносказательно выражает их ошибочные и ложные представления об учении Христа. Учение Лаодикийской Церкви представляло собой смешение мирской философии с истинным учением Христа. Так называемое «удобное христианство» было компромиссом между мудростью мира сего и истиной Божьей. Такая форма христианства есть не что иное, как заведомо безуспешное служение двум господам (Мф.6:24; Лк.16:13), — попытка следовать за Господом, не отводя Ему первого места в своей жизни и не борясь с грехами. К сожалению, подобное часто можно встретить и в наше время в современных церквях.
«…чтобы не видна была срамота наготы твоей»,— несмотря на то, что черная туника покрывала тела Лаодикийских христиан, придавая им, богатый с точки зрения мира вид, в глазах Иисуса Христа они были духовно нагими. Как физическая, так и духовная нагота олицетворяла собой величайший позор и срам (Быт.9:22,23; 2Цар.10:4; Ис.20:4; Наум.3:5). Духовная нагота — это лишение славы Божьей, — самое страшное, что может быть. Возлюбив все мирское, и сделав его своим идолом, Лаодикийцы лишились славы Божьей, заменив Божью истину мирской ложью (Рим.1:23,25).
«…и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть», — помимо торговли, банковского дела и изготовления туник в Лаодикии была развита медицинская школа, занимавшаяся производством мази для лечения глаз (коллирий). Эта мазь экспортировалась практически по всей Римской империи и очень ценилась. Зная об этом, Иисус предлагает Лаодикийским христианам помазать свои глаза мазью, чтобы видеть, подразумевая под мазью Божью мудрость, позволяющую иметь духовное видение и смотреть на мир через призму Божьего слова.
Итак, Лаодикийским христианам было необходимо купить золото — обрести духовное богатство (веру действующую любовью), обрести Самого Бога, белую одежду (тунику) — праведность, святость и славу Божью и помазать мазью глаза — обрести духовное видение. Все это они должны были именно купить. Купить у Господа золото и белую одежду. В качестве платы Господь требует покаяния во всех грехах. Даже бедная духовно Лаодикийская Церковь может купить все необходимое для духовной жизни (Ис.55:1). Аналогичный смысл содержится в притче о жемчужине (Мф.13:45,46).