Суннитское толкование аята

Большинство суннитов толкуют аят об обладателях власти не в том значении, в каком толкуют его шииты, так как в суннитском вероучении отсутствует убежденность в том, что обладателями власти являются безгрешные имамы из рода Посланника Аллаха. Сами суннитские ученые не имеют общего мнения относительно того, кто же на самом деле подразумевается в этом аяте под обладателями власти. Поэтому в качестве толкования ими предлагаются различные варианты: 1. Каждый правитель, имеющий власть в исламском государстве; 2. Сподвижники; 3. Ученые; 4. Предводители войска и др.

Правота шиитов вытекает как из существования большого количества хадисов, разъясняющих 59-ый аят суры «Женщины», так и после внимательного изучения смысла аята. Помимо того, что в аяте говорится о подчинении обладателям власти, в нем еще указывается на их безгрешность и защищенность от ошибок. Как уже было сказано ранее повиновение обладателям власти в этом аяте абсолютное и беспрекословное, такое же, как повиновение Аллаху и Его Посланнику. Каждый, кому верующие обязаны повиноваться подобным повиновением, должен быть защищен от грехов и ошибок в своих предписаниях. Он должен быть непорочным и безгрешным, никто и ничто не должно воздействовать на него и на его приказы ни снаружи, ни изнутри. В противном случае, если допустить, что обладатель власти не защищен от грехов и ошибок, он может дать ошибочное повеление. И получается, что Аллах приказал мусульманам подчиниться ошибочному повелению, которое противоречит Исламу. Таким образом, если обладатель власти незащищен от грехов и ошибок, то высока вероятность того, что с одной стороны от Аллаха и Посланника будет исходить одно повеление, а с другой стороны от обладателя власти будет исходить другое повеление, противоречащее первому. В результате выходит, что в данном аяте Всевышний Аллах приказывает повиноваться одновременно и истине, и лжи. А подобное просто невозможно, ибо не согласовывается ни с разумом, ни с шариатом.

Никто из людей, перечисленных суннитами в качестве обладателей власти, не является безгрешным и непорочным. Ни сподвижники, ни ученые, ни правители. Таковыми являются лишь Посланник Аллаха и имамы из его семейства, и только они полностью соответствуют внешнему смыслу данного аята. Всевышний Аллах удалил от них внешнюю и внутреннюю скверну, полностью очистил их от грехов и ошибок, сделав их непорочными. Об этом свидетельствует отрывок из 33-его аята суры «Сонмы»:«О ахль аль-бейт! Аллах желает лишь вас избавить от скверны и очистить вас полностью».

Известный суннитский толкователь Корана Фахр Рази в своем труде «Мафатих аль-гейб» этим же путем доказывает, что обладатель власти должен быть непорочным и безгрешным. Но далее он говорит: «Данный аят несомненно указывает на непорочность обладателя власти, но так как непорочного не существует, то аят подразумевает общее мнение ученых, знающих шариат. Если они придут к общему и единогласному мнению, то это мнение является непорочным и безошибочным».

Если, как говорит Фахр Рази, непорочного не существует, то каким образом общее мнение ученых, не являющихся непорочными и защищенными от ошибок, может быть безошибочным и непогрешимым? Да, подобным способом (советом ученых) можно решить некоторые из трудностей исламской общины. Но существуют множество вопросов, в которых ученые никогда не придут к общему мнению. Вопросы власти, внутренней и внешней политики, экономики, национальные проблемы, а также множество других вопросов. Всегда существует вероятность того, что они не придут к общему мнению, а если и придут, то их решение будет ошибочным. В качестве наглядного примера выступает история Ислама и современное состояние мусульман. Всегда среди ученых было множество противоречащих друг другу мнений во всех областях религии, вплоть до того, что даже основные положения Ислама трактуются по-разному. Никогда ученые не приходили к общему и единогласному мнению, с которым согласились бы все стороны. Этот печальный факт присутствует и в наше время, и это является наилучшим свидетельством того, что утверждение о непорочности и безошибочности единодушного мнения ученых не больше чем утопия.

Аят об обладателях власти можно верно истолковать, дополнив его некоторыми пророческими хадисами, имеющимися в авторитетных сборниках. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил:«Я оставляю среди вас двух халифов – Коран и мой род. Они никогда не отделятся друг от друга и присоединятся ко мне возле райского источника».[267]

В другом его хадисе сказано: «Эта религия будет стойкой, пока будут править двенадцать халифов».[268]

Также Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто повинуется мне, повинуется Аллаху. Тот, кто не подчиняется мне, не подчиняется Аллаху. Тот, кто повинуется Али, повинуется мне. Тот, кто не подчиняется Али, не подчиняется мне».[269]

14. Аят «Послание»

Аятом «Послание» называют 67-ой аят суры «Трапеза», в котором сказано:«О Посланник! Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей».

Данный аят был ниспослан после завершения обрядов единственного хаджа, который Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) совершил в своей благословенной жизни. Это событие произошло за несколько месяцев до его ухода в мир иной, поэтому этот аят Корана, который был ниспослан уже в конце пророческой миссии, должен стать объектом пристального внимания всех мусульман. Под фразой «Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа» подразумевается приказ Всевышнего Аллаха своему Пророку официально провозгласить руководство Имама Али и остальных имамов из пророческого рода (да будет мир над ними всеми). Повинуясь божественному повелению, 18-ого зуль-хиджа Посланник Аллаха в местечке Гадир Хум перед всеми мусульманами объявил, что после его смерти исламской общиной будет управлять Имам Али и что все мусульмане обязаны подчиняться безгрешным имамам. Посланник Аллаха произнес в тот день очень важную проповедь. В частности он сказал: «Я оставляю вам две драгоценности – Книгу Аллаха и мой род. Всевышний Аллах известил меня, что эти две драгоценности никогда не разъединятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне возле райского источника. Не опережайте их и не отставайте от них, ибо тогда вы погибните». Также в тот день Пророк Ислама, подняв руку Имама Али, обратился ко всем мусульманам: «Воистину, Аллах мой повелитель, а я повелитель правоверных, и я для правоверного выше чем он сам. Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем. Слушайте люди и повинуйтесь, Али ваш имам и повелитель. После него до судного дня имамы и руководители из его потомства».[270]

В этот день исламская религия достигла совершенства, ибо после ухода последнего Пророка обрела непорочных руководителей, которые являются светом наставления для всех верующих. Множество суннитских ученых указали в своих трудах, что данный аят Корана был ниспослан в связи с событиями в Гадир Хуме.[271]

Фраза «Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа» не является здесь указанием на разъяснение принципов единобожия, будущей жизни, молитвы, закята и других практических положений религии. Сура «Трапеза» является последней ниспосланной сурой, а данный 67-ой ее аят был ниспослан в конце жизни Пророка Ислама. Посланник Аллаха уже довел религию до людей, разъяснил все принципы исламского вероучения, жители большей части Аравии уже были мусульманами. Но вместе с тем, то, что должен был передать Пророк мусульманам, было настолько важным и значительным, что Господь приравнивает донесение этой вести ко всей пророческой миссии. Всевышний Аллах заявляет, что недонесение этой вести подобно недонесению всего пророческого послания, всех трудов Пророка на протяжении 23-ех лет: «Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания». Именно имамат и руководство мусульманской общиной после смерти Пророка Ислама являются той важной и значительной вестью, о которой говорится в этом аяте, и которую Посланник Аллаха донес до мусульман. Имамат и божественное руководство гарант сохранности исламской религии от искажений и схождения мусульман с верного пути. Всевышний Аллах уделил огромное значение вопросу власти, ибо без достойного божественного руководителя мусульманская община не сумеет в полной мере сохранить и использовать наследие последнего божьего Пророка.

15. Аят «Совершенство»

Аятом «Совершенство» называют 3-ий аят суры «Трапеза», в котором сказано«Сегодня я довел до совершенства религию для вас, завершил вам свою милость, и удовлетворился Исламом как религией».

Данный аят был ниспослан 18-ого зуль-хиджа в 10-ом году лунной хиджры после того, как в местечке Гадир Хум Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) официально перед всеми мусульманами объявил о руководстве Имама Али и остальных безгрешных имамов из пророческого рода (да будет мир с ними). После этого события завершилось разъяснение основ веры, а исламская религия достигла полного совершенства. Это второй из группы коранических аятов, имеющих непосредственное отношение к событиям в Гадир Хуме и имамату.

В «Аль-кафи» приводятся слова Имама Бакира (да будет мир с ним): «Обязательные предписания религии ниспосылались последовательно друг за другом, руководство Имама Али было ниспослано последним. После этого Всевышний Аллах послал аят «Совершенство».[272]

Хатыб Багдади, знаменитый суннитский историк, пишет в своем труде: «18-ого зуль-хиджа Пророк поднял руку Али ибн Аби Талиба и обратился к мусульманам: «Не я ли являюсь вашим повелителем?» Все ответили: «Да, Посланник Аллаха». Затем он сказал: «Для всякого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем». Умар ибн Хаттаб сказал, обращаясь к Али: «Поздравляю сын Абу Талиба, ты стал повелителем каждого мусульманина». После этого был ниспослан аят «Совершенство».[273]

Наши рекомендации