Мученическая гибель имама али 3 страница
Три халифа, правившие поочерёдно исламским обществом на протяжении двадцати пяти лет, как было сказано, обращались за помощью к его светлости при разрешении научных и судебных проблем.
Во время правления его светлости к нему пришли два философа, грек и иудей, и после недолгой беседы покинули его. Греческий философ сказал иудею: "Он знает философию лучше Сократа и Аристотеля." Иудейский мудрец подтвердил: "Он знает о философии всё."[60]
Величайшей наукой является познание мирской и загробной жизни, тайны которых наилучшим и бесподобным образом были разъяснены лишь имамом Али (да будет мир с ним!).
В толковании к хадису о душе и хадису об истине, рассказанному его светлостью в ответ на вопроса Комайла ибн Зиада, богословы и мистики написали множество книг. Человечество пока не в силах надлежащим образом понять речи этого великого человека. Существуют одиннадцать тысяч коротких высказываний Али! (да будет мир с ним!) на умственные, религиозные, социальные и нравственные темы. Его светлость был первым человеком, вникшим в божественную философию Ислама, разъяснив её посредством свободной аргументации и логических доводов. Али (да будет мир с ним!) был также первым человеком, выдвинувшим вопросы, на которые до него не обратил внимание ни один философ мира, и воспитавшим религиозных деятелей и исламских учёных, в числе которых можно назвать таких аскетов и мудрецов как Овейс Карани, Комайл ибн Зиад, Мейсам Таммар и Рашид Хеджри, признанных среди исламских мистиков основоположниками мистики.
Имам Али (да будет мир с ним!) обладал глубокими знаниями и мастерством в области арабской литературы. Именно он заложил основу грамматики арабского языка, в том числе синтаксиса. На самые трудные вопросы его светлость давал быстрые ответы и короткими фразами разъяснял сложные понятия. На любой вопрос, касающийся различных наук, в том числе математических, естественных и др., Али (да будет мир с ним!) отвечал, не задумываясь, и никогда не ошибался. Однажды некто спросил у его светлости наименьшее общее кратное число от одного до десяти, на что Али (да будет мир с ним!) сразу же ответил: "Умножь число дней недели (7) на число дней года (360). Сумму, которую ты получишь (2520), можно будет разделить на числа от одного до десяти."
Скорость мысления и передачи, а также сообразительность имама Али приводили всех в изумление. Так, однажды Умар сказал: "О, Али! Я не удивляюсь твоей осведомлённости во всех научных, судебных и религиозных областях. Меня удивляет то, что ты отвечаешь на любой трудный вопрос сразу же, не задумываясь." Его светлость ответил: "Сколько пальцев на моей руке?" Умар ответил: "Пять пальцев." Тогда Али спросил: "Почему ты ответил на этот вопрос, не задумываясь?" Умар сказал: "Ответ этого вопроса ясен и не требует размышлений." Его светлость промолвил: "Ответы всех вопросов ясны мне так же, как тебе пять пальцев руки!"
Али (да будет мир с ним!) с мудростью взирал на тайны бытия и структуру природы и оставил в память о себе речи о монотеизме, богословии и свойствах потустороннего мира, которые внесены в книгу "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия), а также другие произведения его светлости.
4 - ХРАБРОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Храбрость является одним из основных достоинств человека и означает духовную стойкость в важных и опасных делах. Истинным примером и бесподобным воплощением храбрости был имам Али (да будет мир с ним!).
Хотя в предыдущих главах, рассказывая о военных услугах его светлости и в сражениях великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и в войнах периода халифата эмира правоверных (Джамаль, Сеффейн и Нахрован), мы представили читателю образ храброго и великого воина, что бы ни говорилось или писалось в этой связи, всё будет каплей в море.
Историки описывают внешность имама Али (да будет мир с ним!) следующим образом: он был смугл, с большими красивыми глазами, густыми бровями, сросшимися на переносице, белыми крепкими зубами, похожими на жемчуг. Его руки состояли из сплошных переплетавшихся мускулов и были очень сильны. Он был известен своими сильными руками во всех Аравии. Как будто Господь перемешал его плоть, кожу и кости и затем сотворил из этого месива его руки.
Имам Али (да будет мир с ним!) был среднего роста, крепким, как железо. В целом, его светлость соблюдал равновесие во всём и обладал прочным здоровьем и огромной силой.
Большинство историков убеждены, что храбрость и сила Али (да будет мир с ним!) была бесподобной во всей Аравии.
Его отец Абу Талиб заставлял его бороться с арабскими юношами и его светлость, хотя и был младше их, очень быстро одерживал над ними победу. Со слов Зобейра ибн Аввама повествуют, что он поклялся, что ни в одном сражении не испугался ни одного воина, кроме Али (да будет мир с ним!), от страха перед которым он растерялся. И не только Зобейра охватывал страх перед его светлостью. Все сильные воины и известные богатыри содрогались от страха, думая о борьбе с ним, и не осмеливались предстать перед ним на побе боя. Поэт сказал:
"Все воины, встречаясь с ним, прятали свои мечи в ножны."
Величие имама Али (да будет мир с ним!) было столь ошеломляющим, что каждый воин, бросивший взгляд на его светлость, чувствовал, что всё его существо охватывает страх, лишающий его способности защищаться или нападать и передающий его в руки Али (да будет мир с ним!). Сам эмир правоверных в ответ на вопрос, чем он побеждает своих врагов, сказал: "Я не встречал ни одного человека, который сам не помог бы мне лишить его жизни." (Сеид Рази (да упокоит Аллах его душу!) говорил, что имам подразумевал страх, который он вселяет в сердца своих соперников.)
Бесстрашие и самоотверженность его светлости в сражениях Пророка (да благословит Аллах его и род его!) ввергала всех в изумление. То, что в ночь переселения Пророка (да благословит Аллах его и род его!) Али (да будет мир с ним!) лёг в его постель, свидетельствует о его отважном сердце и великой душе. Стойкость и непоколебимость Али (да будет мир с ним!) на полях битвы перед атаками врага была невозможной для других людей.
Муавие, желая сообщить имаму Али (да будет мир с ним!) о многочисленности своего войска, в одном из своих писем его светлости написал, что подготовил огромное войско для борьбы с ним. Тармах сказал Муавие: "Устрашение Али численностью войска подобно устрашению утки количеством воды!"
Его светлость имам Саджад (да будет мир с ним!) на встрече с Йезидом представил себя и, указывая на характерные качества и достоинства Али (да будет мир с ним!), сказал: "Я сын того, кто был отважнее и сильнее всех, чья воля была самой непоколебимой, кто, подобно храброму льву, на полях битвы как мельница перемалывал приближавшихся к нему воинов и разбрасывал их как ветер, уносящий сухие листья."
Подобное описание четвёртым имамом героизма своего великого деда не имело отношения к любви к нему или семейным узам. Это было неоспоримая истина, которую высказывал один имам о другом, ибо лучше всех был осведомлён о его величии.
Шейх Мофид называет отвагу имама Али (да будет мир с ним!) своего рода чудом и пишет: "Не было ни одного опытного воина, который постоянно побеждал бы в битвах. Все воины иногда одерживают победу, а иногда терпят поражение. Удары меча ни одного воина не были всегда смертельными. От их ударов противник иногда умирал, а иногда выживал. Исключением во всей истории является эмир правоверных Али (да будет мир с ним!), который одержал победу над каждым воином, с которым сражался, и убил каждого воина, которому нанёс удар мечом. Это одно из качеств, дающих ему превосходство над всеми. Аллах всегда и повсюду нарушал обычный ход вещей его рукой. Он - один из явных признаков Всевышнего Аллаха.
Неустрашимость имама Али (да будет мир с ним!), источником которой была его прочная вера, не существовала ни в одном человеке. Однажды в войне Сеффейн он надел маску на лицо и, будучи неузнанным, потребовал противников из числа сирийских воинов. После того как он убил нескольких сирийцев, Муавие спросил Амро Аса: "Кто этот смельчак?"
Амро ответил: "Или Абдулла ибн Аббас, или сам Али." Муавие спросил: "Как можно отличить их?"
Амро ответил: "Ибн Аббас храбрый воин, но не может противостоять массовой атаке войска. Прикажи всем воинам напасть на него. Если он отступит, станет ясно, что это Ибн Аббас, а если не двинется с места, то это Али, ибо Али не оступит перед всеми арабами, не говоря уж о твоём войске."[61]
Муавие отдал войску приказ об атаке. Всё его войско пришло в движение, однако тот воин остался на своём месте как железная гора. Тогда Муавие: понял, что это Али (да будет мир с ним!) и приказал отступать.
Когда на полях битвы раздавался голос имама Али (да будет мир с ним!), сердца арабских храбрецов останавливались от страха и по их телу пробегала дрожь. В войнах Джамаль и Сеффейн он обычно в одиночку сражался с врагами и рассеивал их ряды.
По признанию друзей и врагов, имам Али (да будет мир с ним!) был на редкость бесстрашным, никогда не отступающим и всегда побеждающим львом Аллаха, победителем всех победителей. Кольчуга его светлости, составляющая все его военные доспехи, подобно переднику укреплялась несколькими застёжками на его плечах и не прикрывала спину имама. Когда его спросили о причине этого, он ответил: "Я никогда не покажу спину врагу и поэтому не нуждаюсь в кольчуге, защищающей мою спину." Великий иранский поэт Саади говорит:
В бою прикрыл кольчугой он лишь грудь,
Не намереваясь показать врагу спины.
В одном из сражений командиры войска имама Али (да будет мир с ним!) спросили его светлость: "Если сражение завершится нашим поражением и наше войско распадётся, где потом мы сможем найти вас? Неплохо было бы заранее определить место, где мы должны собраться." Али (да будет мир с ним!) ответил: "Вы найдёте меня там, где оставили. Я не сдвинусь со своего места."
Ибн Абу ал-Хадид говорит: "Али (да будет мир с ним!) был героем, затмившим имя прежних и не оставившим никакого шанса для будущих храбрецов. Он не имел себе равных в силе. Один его удар приносил смерть храбрейшим храбрецам. Ни один из воинов не ушёл от него живым. Он не нанёс удара, требующего второго. Убивая каждого воина, он восхвалял Аллаха и в ночь ал-Харир число его восхвалений достигло 523. Стало быть, в ту ночь он отправил в преисподнюю 523 воинов вражеского войска."
В сражении Ухуд после того как воины племени Бани Абдеддар были убиты его светлостью, один разгневанный чернокожий слуга этого племени по имени Саваб с пеной у рта поклялся отомстить за всех убитых своего племени и убить самого Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!). Этот слуга был крупного телосложения и обладал большой отвагой. Поэтому мусульмане испугались его и не осмелились вступить с ним в бой. Али (да будет мир с ним!) одним ударом по пояснице Саваба рассёк его тело пополам. Верхняя часть туловища упала на землю, а нижняя продолжала стоять на земле. Оба войска изумились и мусульмане смеялись.
Во всех сражениях Али (да будет мир с ним!) сражался во имя Аллаха и печаль мусульман рассеивалась, когда они видели его. Когда он подносил руку к рукоятке своего меча, победа мусульман становилась обязательной, а когда Пророка (да благословит Аллах его и род его!) печалили интриги язычников, и вражеские войска принимали решение убить его, близость Али (да будет мир с ним!) рассеивала печали Пророка и поэтому его называли устранителем следов печали с лица Пророка Аллаха.
Героизм и сила Али (да будет мир с ним!) были ярче солнца. Его храбрость восхвалялась даже его противниками и врагами. Известен случай, когда он двумя пальцами, большим и средним, так сильно сжал горло Халида ибн Валида, что тот закричал от боли и чуть не умер. В битвах Пророка (да благословит Аллах его и род его!) множество раз Али (да будет мир с ним!) в одиночку представал перед врагами и если бы не он, мусульманам пришёл бы конец.
Для Али (да будет мир с ним!) слово страх не имело смысла. Он не страшился ни войны, ни смерти. На протяжении всей своей жизни он смотрел смерти в глаза и повторял: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба привык и желает смерти больше, чем младенец материнской груди."
В войне Сеффейн Али (да будет мир с ним!) неоднократно выходил на поле боя без кольчуги. Имам Хасан (да будет мир с ним!) сказал ему, что во время войны это неосторожно, на что Али (да будет мир с ним!) ответил: "Сын мой, твоему отцу всё равно, идёт ли он к смерти или смерть идёт к нему."
Некоторые соратники имама Али (да будет мир с ним!), опасавшиеся, как бы из-за своего бесстрашия его светлость не был застигнут врасплох врагами, пришли к нему и сказали: "О, эмир правоверных! На поле боя вы абсолютно не соблюдаете осторожность и не страшитесь никого и ничего." В ответ им Али (да будет мир с ним!) прочитал следующее четверостишие:
Персидские поэты перевели это четверостишие следующим образом:
В двух случаях не бойся смерти и напасти:
Когда погибнуть суждено иль нет.
В час смерти все усилия напрасны,
А в неурочный час и смерти нет.
Каждый храбрец, убитый в бою имамом Али (да будет мир с ним!), становился героем своего племени, которое гордилось тем, что с его светлостью сражался её представитель. Когда в битве Хандак Амро ибн Абдовад был убит эмиром правоверных, его сестра сказала: "Если бы мой брат погиб от руки другого, кроме Али, который достоин того, чтобы быть победителем Амро, я плакала бы всю жизнь. Однако ни один человек во всём мире не может сравниться в бесстрашии с Али, и умереть от его руки является гордостью."
Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет, что однажды Муавие, проснувшись, увидел Абдуллу ибн Зобейра (известного храбреца) сидящего на краю его кровати. Абдулла в шутку сказал: "Если бы я захотел, я мог бы убить тебя (когда ты спал)." Муавие ответил: "Говори о своей храбрости после меня!" Абдулла возразил: "Почему ты отрицаешь мою храбрость, в то время как я предстал перед Али ибн Абу Талибом на поле боя?" Муавие ответил: "Если бы осмелился на такое, несомненно, Али убил бы тебя и твоего отца левой рукой, а для бездействующей правой руки искал бы другого противника."
Да, имам Али (да будет мир с ним!) был героем сражений и побеждающим львом Аллаха. Когда он появлялся на побе боя, кровь стыла в жилах известнейших храбрецов. Те, на которых он нападал, видели перед собой демона смерти. Следующее четверостишие приписывается перу его светлости:
"Короли охотятся на зайцев и лис. Когда я сажусь на коня, моей добычей становятся арабские храбрецы. Во время войны я охочусь на всадников и подобен льву, убивающему свою добычу."
Сафиан Сури говорит, что Али (да будет мир с ним!) был железной горой для мусульман и сильным противником для язычников и лицемеров. Через него Аллах давал величие и уважение мусульманам и позор и унижение язычникам.
Результатом храбрости и самоотверженности имама Али (да будет мир с ним!) стало распространение Ислама, осуществление предписаний Аллаха и уничтожение язычества.
5 - ВЫДЕРЖКА И ТЕРПЕНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Выдержка и терпение входит в число наилучших особенностей человеческого характера и с точки зрения психологии является признаком твёрдой воли, великодушия и укрощения духовных вожделений. Терпение успокаивает душевную боль.
Терпение - это способность перенести трудности, выполнить обязательные предписания или отказаться от совершения греха. Это качество украшает человека и каждый человек должен украсить себя таким драгоценным качеством как терпение.
Имам Али (да будет мир с ним!) был чрезвычайно выдержанным и терпеливым и его поведение свидетельствовало об этом. Даже в войнах он дожидался, пока враг не нападёт первым.
Али (да будет мир с ним!) достиг совершенства в терпеливости. Он выжидал до тех пор, пока не подвергались нападкам религия и человеческое достоинство, и не боялся никого и ничего, защищая истину.
Муавие также был известен своим терпением. Однако терпение Муавие было искусственным. Это была коварность и политика, направленная на сохранения материальных интересов, в то время как терпеливость Али (да будет мир с ним!) была его моральным качеством, необходимым для возрождения истины, распространения религии и руководства впавших в заблуждение.
Имам Али (да будет мир с ним!) участвовал во всех битвах Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и поддерживал посланца Аллаха. Он с радостью перенёс все трудности и лишения на пути распространения религии.
Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) предупредил имама Али (да будет мир с ним!) об интригах в деле халифата, ожидающих его после его кончины и посоветовал ему быть терпеливым. Имам Али (да будет мир с ним!) ради сохранения Ислама хранил терпение в течение двадцати пяти лет в тяжелейших условиях. Сам он говорил: "Я терпел как человек, в глаз которого попала соринка, а в горле застряла кость."
Али (да будет мир с ним!) мог силой вернуть себе своё право, однако был вынужден выжидать ради сохранения религии и это был подвиг, который мог совершить только он! Он говорил: "Много раз я намеревался в одиночку сразиться с этими злодеями и вернуть своё право, но, помня завещание Пророка (да благословит Аллах его и род его!), отказывался от своего права ради сохранения религии." Какое терпение может сравниться с терпением Али (да будет мир с ним!), когда такие низкие люди как Мугайрат ибн Шоубе и Халид ибн Валид ворвались в его дом и насилу повели его в мечеть для заключения союза с Абу Бакром? Если бы его светлость взялся за меч, он не оставил бы в живых ни одного противника на всём Аравийском полуострове! Говорят, что когда эмира правоверных (да будет мир с ним!) вели для заключения союза с Абу Бакром, один иудей, увидев его светлость в таком состоянии, невольно признал единство Аллаха и пророчество Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) и обратился в Ислам. Когда его спросили о причине его решения, он ответил: "Я знаю этого человека. Этот тот самый воин, который, выходя на побе боя, заставляет своих противников дрожать от страха. Это он захватил прочные крепости Хейбара и одним движением сорвал железные ворота, которые открывались и закрывались несколькими людьми. Однако теперь он безмолвствует перед группой мятежников. В этом есть своя мудрость. Его молчание сохраняет религию и если бы эта религия не была истинной, он не вытерпел бы всех этих оскорблений. Я убедился в истинности Ислама и стал мусульманином."
И вновь какие мучения могут сравниться с теми, которые пришлось испытать имам Али (да будет мир с ним!), когда он видел предательство своего войска? Он неоднократно наставлял их, однако, как говорит Саади, его горячее дыхание не действовало на холодную сталь их души. Имам неоднократно желал смерти, чтобы не видеть равнодушных и неверных куфийцев.
После кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) имама Али (да будет мир с ним!) постоянно терзали духовные пытки и он не имел другого выхода, кроме как терпеливо переносить их. По словам Ибн Абу ал-Хадида. однажды его светлость услышал стоны человека, который повторял, что он угнетённый. Имам сказал ему: "Иди ко мне и будем стонать вместе. Я всегда был угнетённым!"
Об угнетённости и терпеливости Али (да будет мир с. ним!) после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) (в период правления трёх халифов) красноречиво свидетельствует проповедь Шакшакие. Лучше всего слышать об этом со слов самого имама Али (да будет мир с ним!):
"Знайте, что этот человек (Абу Бакр) облачился в рубашку халифата, которую Всевышний Аллах предназначил мне, зная, что моё положение по отношению к халифату подобно положению жернова к мельнице, которая приходит в движение в результате вращения этого жернова. (С точки зрения возвышенных моральных идеалов я подобен высокой горе), с которой стекают ручьи науки и мудрости и вершины которой, несмотря на все старания, не сможет достичь быстрокрылая птица мысли.
Однако (в тех неблагоприятных условиях) я отказался от халифата. Я должен был выбрать одно из двух: или в одиночку (не ожидая никакой помощи) напасть на них и вернуть своё право или переждать период слепой темноты (невежества людей), когда старики изнуряются, юноши стареют, а правоверные страдают в ожидании встречи со своим Господом. Я понял, что умнее переждать этот период зла (ради интересов Ислама) и стал ждать, охваченный глубокой печалью. Как будто в глаза мои попала соринка, а в горле застряла кость. Я терпел, видя, как расхищается моё наследство! Наконец, первый дошёл до конца своего пути и бросил невесту халифата в объятия сына Хотаба. Удивительно! Несмотря на неоднократные признания своей слабости и моего превосходства (когда говорил: "Оставьте меня, ибо я не могу быть лучшим из вас, когда есть Али"), за несколько дней до своей смерти он передал халифат другому (Умару). Эти двое доили верблюда халифата. Он передал халифат жестокому человеку со злым языком, который неоднократно ошибался в религиозных вопросах и ещё чаще признавал свои ошибки.
Он был подобен норовистому верблюду, поводья которого прошли через его нос. Он изумлял всадника. Если сильно натянуть поводья, можно порвать нос верблюда, а если отпустить поводья, верблюд может сбросить своего всадника. Клянусь Аллахом, в период его правления люди совершили ошибку и сошли с истинного пути. Я (вторично) за этот отрезок времени с огромной болью и горечью в душе терпел, пока (Умар) ушёл, оставив халифат группе, к которой он причислил и меня, приравняв меня к ним.
Господи! Помоги и взгляни на этот совет. Посмотри, как эти люди сравнили меня с первым (Абу Бакром) и засомневались во мне. До сегодняшнего дня я находился в одном ряду с этими людьми, но по-прежнему выжидал (ради блага религии) и в различных ситуациях действовал согласно их мнению. (Ранее было сказано, что совет состоял из шести человек.) Тогда тот человек (Са'д Ваккас) с душой, полной ненависти и злобы, сошёл с пути истины и ступил на путь лжи, а другой человек (Абд ал-Рахман ибн Ауф) отвернулся от меня и примкнул к Усману, так как был его зятем. Двое других (Талхе и Зобейр) недостойны того, чтобы произносить их имена. Таким образом власть перешла к третьему (Усману), который обжирался (подобно животному) и разошёлся в ширь. Сыны его отца (Омейяды) поддерживали его и подобно верблюдам, жадно пожирающим зелёные весенние листки, они стали пожирать имущество Аллаха. Наконец, сплетённая им верёвка порвалась (люди нарушили свой союз с ним) и его поведение принесло ему смерть.
Ничто (после убийства Усмана) не ввергло меня в страх, кроме того, что люди набросились на меня, окружили, так что от их натиска Хасан и Хусейн были почти раздавлены и моё платье было разорвано с обеих сторон.
Люди окружили меня (для заключения союза) как собравшееся в одном месте стадо баранов, а после того как я заключил с ними союз, некоторые из них (подобно Талхе и Зобейру) нарушили свой союз, а другие (хавареджи) отказались повиноваться мне. Некоторые (Муавие и его сторонники) избрали путь зла и лжи. Как будто они не слышали слов Аллаха, который повелевал: "Мы введём в рай тех, кто на земле не помышлял о неповиновении и грехах. Только благочестивые будут счастливы."
Клянусь Аллахом, они слышали и заучили наизусть этот аят, однако мир застелил пеленой их глаза, а его красота обманула их.
Клянусь Аллахом, взрастившим семя (из земли) и сотворившего человека, если бы не эта огромная толпа и если бы не договор Аллаха с мудрецами о том, что они не примирятся с господством угнетателя и унижением угнетённого, я бросил бы поводья халифата и отказался бы от него. Знайте, что этот ваш мир (со всем его внешним блеском и красотой) для меня бесценнее козьей сопли."
В этой проповеди имам Али (да будет мир с ним!), будучи взволнованным и глубоко опечаленным, поведал мусульманам о своей терпеливости и угнетённости и дал им понять, как трудно пережить подобные испытания, ибо его светлость, воплотивший в себе все наивысшие моральные качества, имел дело с Са'дом Ваккасом, Муавие и другими низкими людьми, полностью противоположными Али (да будет мир с ним!). Сам имам Али сказал: "Этот мир унизил меня до такой степени, что даже Муавие считает себя равным мне!" Все эти трудности он вытерпел ради Ислама и поэтому, получив смертельный удар мечом, воскликнул: "Клянусь Господом Каабы, я счастлив!"
6 - ВЕЛИКОДУШИЕ И САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Великодушие - признак благородства души. Оно устанавливает между людьми любовь и дружбу. Каким бы недостатком не обладал великодушный человек, он всегда будет пользоваться всеобщей любовью.
Имам Али (да будет мир с ним!) был известен своей щедростью и великодушием и считался Каабой надежд бедняков и неимущих. Каждый, кто испытывал нужду и бедность, протяги-вал руку к Али (да будет мир с ним!) и его светлость с присущим ему благородством не желал видеть позора просящего.
Однажды Харис Хамдани пришёл к Али (да будет мир с ним!) с просьбой о помощи. Его светлость спросил: "Ты считаешь меня достойным своей просьбы?"
Тот ответил: "Да. эмир правоверных." Тогда Али (да будет мир с ним!) немедленно потушил свет и сказал: "Я сделал это, чтобы ты не стыдился просить меня."
Однажды в дом имама Али (да будет мир с ним!) вошёл нищий и попросил денег. Али (да будет мир с ним!) приказал своему слуге дать нищему тысячу динаров. Слуга спросил: "Золотом или серебром?" Его светлость ответил: "Для меня это не имеет значения. Спроси об этом у него самого."
Злейший враг его светлости, Муавие, однажды спросил одного человека, откуда он идёт. Тот угодливо ответил: "От Али, самого скупого из всех людей!
Муавие воскликнул: "Глупец! Ещё не родился человек щедрее Али. Если бы у него был один склад, полный соломы, и один, полный золота, он раздарил бы золото быстрее, чем солому."
Один из управляющих имама Али (да будет мир с ним!) предъявил ему список прибыли от его имущества и его светлость немедленно разделил эту прибыль среди бедняков. Вечером того же дня тот управляющий увидел имама Али (да будет мир с ним!), который продавал свой меч, чтобы прокормить семью.
Али (да будет мир с ним!) никогда не отпускал людей, просивших у него денег, с пустыми руками и всегда говорил: "Если я почувствую, что кто-то попросит меня о чём-то, я сделаю это прежде чем он выскажет свою просьбу, ибо настоящая щедрость заключается в том, чтобы дарить, не дожидаясь просьбы."
Его светлость Али (да будет мир с ним!) говорил: "Пусть нуждающиеся напишут свою просьбу на бумаге, чтобы на их лице не отразилось унижение." Однажды у него было четыре дерхема. Один дерхем он отдал нищему вечером, другой утром, третий дерхем отдал открыто, а четвёртый - тайно. Тогда был ниспослан следующий аят, который, по мнению комментаторов, посвящён его светлости:
"Тем, кто тратит своё имущество и днём, и ночью, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены."[62]
После убийства Усмана, когда имам Али (да будет мир с ним!) взял в руки бразды правления обществом, к нему пришёл один араб и сказал: "Я болен тремя болезнями: болезнью души, болезнью невежества и болезнью нищеты." Али (да будет мир с ним!) ответил: "Душевную болезнь должен излечить врач, невежество - мудрец, а нищету - богач."
Тот человек воскликнул: "Вы и врач, и мудрец, и богач!"
Его светлость приказал выдать ему из всеобщей казны три тысячи динаров и сказал: "Тысячу динаров израсходуй на лечение болезни, тысячу - для устранения нищеты и тысячу -для лечения невежества."
Все исламоведы пишут, что однажды имам Али (да будет мир с ним!) читал намаз в мечети. Он был в поклоне, когда мимо него прошёл нищий, просивший милостыню. Его светлость знаком указал нищему на своё кольцо. Когда нищий снял кольцо с пальца Али (да будет мир с ним!) и отдалился, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) спросил его: "Кто дал тебе это кольцо?" Нищий указал на Али (да будет мир с ним!) и ответил: "Этот человек, который совершает поклон." Тогда был ниспослан аят Вилаят, указывающий на щедрость имама Али (да будет мир с ним!). (Перевод и комментарии к этому аяту приведены в пятой части книги.)
Али (да будет мир с ним!) не ограничивался раздачей денег. На пути Аллаха он жертвовал своей жизнью. В ночь переселения он ради Пророка (да благословит Аллах его и род его!) был готов пожертвовать своей жизнью. В этом и заключается истинное значение самопожертвования, которого мог постичь лишь Али (да будет мир с ним!).
Самопожертвование - это уделение внимания в первую очередь другим, а не себе. Тот, кто не имеет полного контроля над своей душой, не может дать другому своё имущество или свою жизнь. Это качество является одним из наивысших моральных черт человеческого характера и существует не в каждом человеке. Однажды имам Али (да будет мир с ним!) с большим трудом добыл хлеб для своих детей и нёс его домой. По дороге он встретил нищего, попросившего у него милостыню. Его светлость отдал ему хлеб и вернулся домой с пустыми руками. В другой раз он пошёл на рынок вместе со своим слугой Ганбаром и купил две рубашки: одну новую и одну поношенную. Поношенную рубашку он надел сам, а новую отдал Ганбару.