Мученическая гибель имама али

По завершении сражения Нахрован и возвращения в Куфу Али (да будет мир с ним!) принял решение напасть на Дамаск. Правители городов по мере своих возможностей стали собирать войска и отправлять их к имаму.

До конца месяца ша'бан сорокового года хиджры все отправленные отряды прибыли в Куфу и примкнули к лагерю Нохлие. Али (да будет мир с ним!) разбил войско на отряды и принимал все меры для оснащения их необходимым снаряжением. Командиры отрядов, испытывая вражду к Муавие и в особенности коварному Амро Асу, помогали его светлости п этом деле. Наконец, во второй половине благословенного месяца рамадан сорокового года хиджры Али (да будет мир с ним!), произнеся пламенную речь перед своим войском, подготовил его для похода на Дамаск, однако в это время судьба предначертала ему другое и помешала ему осуществить свой план.

Бежавшие хавареджи избрали Мекку центром своей деятельности. Трое из них, Абд ал-Рахман ибн Молджам, Барак ибн Абдулла и Амро ибн Бакр, однажды ночью собрались вместе и стали вспоминать прошлое. Из своего разговора они сделали вывод, что виновниками этих кровопролитий и братоубийств являются Муавие, Амро Ас и Али (да будет мир с ним!) и смерть этих троих принесёт облегчение мусульманам и они сами решат свою судьбу. Эти трое заключили союз и принесли клятву убить виновников всех бед мусульман. Абд ал-Рахман ибн Молджам поклялся убить Али (да будет мир с ним!), Амро ибн Бакр решил покончить с Амро Асом, а Барак ибн Абдулла вызвался убить Муавие. Все они нанесли на свои мечи смертельный яд, чтобы их удары были беспроигрышными. Этот тайный союз был заключён в Мекке и для того, чтобы все трое осуществили свое намерение в одно время, они назначили датой убийств девятнадцатый день месяца рамадан, ночь Предопределения, когда все люди до утра находятся в мечети. Каждый из них отправился в соответствующий город для осуществления этого плана: Амро ибн Бакр отправился в Египет, где находился Амро Ас, Барак ибн Абдулла - в Дамаск, а Ибн Молджам - в

КуФу-

В Дамаске Барак ибн Абдулла пошёл в мечеть в ночь девятнадцатого рамадана и встал в первый ряд молившихся. Когда Муавие склонился в поклоне, Барак опустил на него свой меч, однако замешкался и ударил не по голове, а по ноге Муавие.

Тяжело раненный Муавие был немедленно перенесён в свой дом, куда был доставлен и Барак. Муавие спросил: "Как ты посмел сделать такое?" Барак ответил: "Да простит меня эмир, ибо я сообщу ему хорошую весть." Муавие спросил: "Что ты имеешь в виду?" Барак ответил: "В это мгновение Али убит." Муавие бросил Барака в тюрьму до выяснения степени достоверности его сообщения, а когда убедился, что тот был прав, отпустил его, а по некоторым преданиям (например, Шейха Мофида) в то же время приказал обезглавить его.

Осмотрев рану Муавие, врач заявил, что если эмир не желает иметь детей, можно залечить рану лекарствами, в противном случае её нужно прижечь раскалённым железом. Муавие сказал: "Я не смогу перенести боль раскалённого железа. Для меня достаточно иметь двух сыновей (Йезида и Абдуллу)."

Амро ибн Бакр в ту же ночь в Египте пошёл в мечеть и встал в первый ряд молившихся. По случайности в ту ночь Амро Ас был тяжело болен. У него поднялась температура и он не смог отправиться в мечеть. По предложению его сына, для выполнения обрядов намаза в мечеть был отправлен городской судья.

После начала намаза в первом же рак'ате, когда судья склонился в поклоне, Амро ибн Бакр убил его одним ударом меча. В мечети поднялся переполох, намаз прервался, а несчастный убийца попал в руки египтян. Когда его поволокли к Амро Асу, люди стали угрожать ему страшным наказанием, которое ждало его у Амро Аса. Амро ибн Бакр спросил: "Разве Амро Ас не убит? Нанесённый мною удар меча убил бы его, даже если бы он был из железа." Египтяне сказали: "Ты убил не Амро Аса, а городского судью!"

Лишь тогда бедный Амро понял, что по ошибке убил вместо Амро Аса ни в чём не повинного судью. Сожалея о смерти судьи и невыполнении своей задачи, он начал плакать, а когда Амро Ас спросил его, зачем он плачет, он ответил: "Я не боюсь за свою жизнь. Я опечален тем, что вместо тебя погиб судья и что мне не удалось подобно своим друзьям осуществить своей план." Амро Ас осведомился о случившемся и Амро ибн Бакр рассказал ему о тайном союзе со своими друзьями. Затем он был обезглавлен по приказу Амро Аса. Таким образом убийцы Муавие и Амро Аса не смогли должным образом выполнить свою задачу и сами погибли.

Что же произошло с Абд ал-Рахманом ибн Молджамом?

Этот человек прибыл в Куфу в конце месяца ша'бан сорокового года хиджры и, не посвящая никого в свои тайны, поселился в доме одного своего знакомого в ожидании девятнадцатого числа благословенного месяца рамадан. Однажды он пошёл навестить одного из своих друзей и в его доме увидел прекрасную лицом женщину по имени Кутам, отец и брат которой были убиты имамом Али (да будет мир с ним!) в сражении Нахрован. При первом же взгляде на неё он, очарованный её красотой, попросил её руки.

Кутам спросила: "Что ты дашь мне в качестве калыма?" Абд ал-Рахман ответил: "Всё, что пожелаешь."

Кутам сказала: "Моим калымом будет три тысячи дерхемов, одна служанка, один слуга и убийство Али ибн Абу Талиба." (Какой тяжёлый калым! Поэт говорит:)

"До сих пор я не встречал щедрого богача или бедняка, давшего женщине калым, который запросила Кутам. Этот калым состоял из трёх тысяч дерхемов, слуги и служанки и удара отравленным мечом по Али (да будет мир с ним!). Ни один даже самый тяжёлый калым не может быть тяжелее убийства Али (да будет мир с ним!), и ни одно убийство не сравнится с убийством, совершённым Ибн Молджамом."

Итак, Ибн Молджам, приехавший из Мекки в Куфу с намерением убить его светлость и не желавший, чтобы кто-нибудь узнал о его намерениях, захотел проверить Кутам и поэтому сказал ей: "Я дам тебе требуемые тобой деньги, слугу и служанку. Но каким образом я могу убить Али ибн Абу Талиба?"

Кутам ответила: "Конечно, обычно к нему никто не может подступиться. Ты должен застать его врасплох и убить его, чтобы излечить мою душевную рану и насладиться близостью со мной. Если при этом ты будешь убит, то твоя награда в загробном мире превзойдёт награду в этом мире!"

Ибн Молджам понял, что Кутам разделяет его убеждения и воскликнул: "Клянусь Аллахом, я прибыл в Куфу только ради этого!" Кутам сказала: "А я буду помогать тебе в этом деле и найду тебе помощников." С этой целью она послала за Вардаланом ибн Маджалидом, своим одноплеменником, который тоже был хавареджем, и, поведав ему всю историю, попросила его помочь Ибн Молджаму. Вар.далан, испытывавший ненависть к Али (да будет мир с ним!), согласился исполнить её просьбу.

Сам Ибн Молджам заручился поддержкой человека из племени Ашджа по имени Шабиб, разделявшего мнения хавареджев, а затем посвятил в свои планы Аш'аса ибн Кейса, того самого лицемера, который в войне Сеффейн вынудил имама Али (да будет мир с ним!) на пороге победы завершить войну. Аш'ас пообещал примкнуть к ним в мечети в назначенное время. Наконец, вечером девятнадцатого числа месяца рамадан Ибн Молджам вместе со своими единомышленниками пришёл в мечеть и стал ждать появления Али (да будет мир с ним!).

Одновременно с прибытием Ибн Молджама в Куфу Али (да будет мир с ним!) неоднократно намекал на свою гибель. Даже в один из дней месяца рамадан, стоя на минарете, он провёл рукой по голове и сказал: "Порочнейший человек обагрит эти волосы моей кровью." Поэтому в последние дни своей жизни он каждый вечер проводил в доме одного из своих детей и в ночь своей гибели был гостьем своей дочери Омме Кольсум.

Когда наступило время розговения, он немного поел и стал молиться. С вечера до рассвета он ни минуту не был спокоен. Иногда он смотрел на небо, на движение звёзд, и с приближением рассвета становился всё взволнованнее. Даже его дочь Омме Кольсум спросила: "Отец, почему ты сегодня так взволнован?" Его светлость ответил: "Дочь моя, всю свою жизнь я провёл на полях битвы и сражался с известными богатырями и храбрецами. Много раз я в одиночку нападал на врагов и перебивал арабских воинов. Я не боюсь подобных случаев, но сегодня чувствую, что пришло время предстать перед Божьим престолом."

Наконец, та тёмная и страшная ночь завершилась и Али (да будет мир с ним!) решил выйти из дома. В это время несколько уток, которые каждую ночь спали в своих клетках в доме, спрыгнули к ногами его светлости и стали кричать, размахивая крыльями, и будто хотели помешать ему выйти из дома.

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Эти утки предупреждают, а после этого предупреждения будут стоны и слёзы." Омме Кольсум от этих слов его светлости изменилась в лице и сказала: "Тогда не иди один." Али (да будет мир с ним!) ответил: "Если меня ожидает земная беда, то я справлюсь с ней в одиночку, а если это предначертанная небесами судьба, она в любом случае свершится."

Али (да будет мир с ним!) отправился к мечети, поднялся на минарет и прочитал призыв к утренней молитве, затем вошёл в мечеть, разбудил спавших и, встав во главе приготовившихся к намазу мусульман, начал читать намаз. Когда его светлость склонился в поклоне, Абд ал-Рахман, воскликнув "Принимать решения присуще Аллаху, а не тебе, Али", опустил свой отравленный меч на голову его светлости.[52] Этот удар пришёлся по месту, по которому ранее Амро ибн Абдовад нанёс свой удар, и рассёк голову имама до лба. Ибн Молджам и его спутники немедленно скрылись.

Кровь залила голову Али (да будет мир с ним!) и обагрила его волосы и его светлость в тот же миг сказал:

"Клянусь Создателем Каабы, я обрёл счастье." Затем он прочитал нараспев следующий коранический аят:

"Мы сотворили вас из земли, в неё Мы вас вернём и из неё выведем ещё раз."[53]

Тогда послышалось откровение Джибриила, находящегося между небом и землёй:

"Клянусь Аллахом, в этот миг рухнули основы руководства, исчезли признаки благочестия и исчезла прочная связь между Создателем и созданиями. Убит дробродный брат Мустафы (да благословит Аллах его и род его!). Погиб избранный Али от руки несчастнейшего из несчастных."

В мечети поднялся переполох. Имам Хасан и имам Хусейн (да будет мир с ними!) прибежали из дома в мечеть. Некоторые побежали за Ибн Молджамом и арестовали его. Имам Хасан и имам Хусейн вместе с другими членами семейства Хашемидов уложили имама Али (да будет мир с ним!) на палас и отнесли его домой и немедленно послали за врачом.

Осмотрев рану его светлости, врач с сожалением заявил, что эта рана неизлечима, ибо меч был отравленным, и яд проник в мозг имама.

Услышав слова врача, Али (да будет мир с ним!) в отличии от других людей, которые боятся смерти, стал терпеливо давать наставления имаму Хасану и имаму Хусейну (да будет мир с ними!), ибо его светлость никогда не боялся смерти и неоднократно заявлял, что смерть для него желаннее материнской груди для ребёнка.

Имам Али (да будет мир с ним!) всю свою жизнь рисковал жизнью. В ночь переселения Пророка (да благословит Аллах его и род его!) он лёг в постель Пророка, которую храбрецы арабских племён намеревались искромсать своими мечами. В исламских битвах Али (да будет мир с ним!) постоянно находился в первом ряду и сражался с храбрейшими арабскими богатырями. Он говорил: "Для меня всё равно, я иду к смерти или смерть идёт ко мне." Он никогда не испытывал страха. Имам Али (да будет мир с ним!) в своём завещании своим сыновьям Хасану и Хусейну (да будет мир с ними!) сказал:

"Я наставляю вас быть благочестивыми и страшиться Аллаха, не стремиться к мирским благам, если даже они будут стремиться к вам, не сожалеть об утраченном (из мирских благ), говорить правду и действовать ради наград (загробного мира), враждовать с угнетателями и помогать угнетённым.

Я призываю вас, всех своих детей, всех членов своего семейства и тех, в чьи руки попадёт моё письмо, быть благочестивыми, страшиться Аллаха, вести жизненные дела и быть добрыми друг к другу, ибо слышал от вашего деда, Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), что награда тому, кто примирит двух людей, превышает награду за все намазы и (необязательные) посты. Бойтесь Аллаха, обращаясь с сиротами, и не соблюдайте очереди для их ртов (чтобы иногда они были сытыми, а иногда голодными) и не допускайте, чтобы в результате вашей невнимательности кто-нибудь из них скончался у вас на руках. Бойтесь Аллаха при общении с соседями, ибо ваш Пророк постоянно упоминал значение соседей и мы даже подумали, что он выделит наследство (для соседей). Бойтесь Аллаха в отношении Корана, чтобы другие не обогнали вас, следуя кораническим предписаниям. Бойтесь Аллаха в отношении намаза, ибо намаз- основа вашей религии. Бойтесь Аллаха в отношении Храма вашего Создателя (Каабы) и не оставляйте его пустым, пока живы, а если он останется пустым, вас немедленно постигнет кара Божья. Бойтесь Аллаха в отношении джихада (священной войны) своим имуществом, жизнью и языком на Божьем пути, будьте едины и добры друг к другу, остерегайтесь вражды и разрозненности, не переставайте наставлять других к добру и удерживать их от зла, а не то вами будут править жестокие люди и тогда вы будете призывать Аллаха на помощь, а Он не откликнется на ваш призыв.

Эй, дети Абд ал-Муталлиба, не дай Бог вам проливать кровь по причине моей смерти. Вы должны знать, что взамен на мою смерть должен умереть только мой убийца. Когда я умру от его удара, нанесите ему точно такой же удар и не обезображивайте его, ибо я слышал от Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), как он наставлял не обезображивать никого, даже собак."

Али (да будет мир с ним!) после удара мечом, полученным им утром 19 рамадана, до 21 рамадана находился в доме и за это время помимо его семьи, его светлость навестили многие его соратники, чтобы услышать из его уст ценные наставления в последние часы его жизни. Одним из его мудрых наставлений было:

"Вчера я общался с вами, сегодня вы извлекаете урок, видя моё состояние, а завтра я расстанусь с вами."

Для имама Али (да будет мир с ним!) приготовили немного молока. Он отпил несколько глотков и сказал: "Дайте заключённому этого молока и не мучайте его истязаниями. Если я останусь жив, сам разберусь с ним, а если умру, нанесите ему всего один удар, ибо он нанёс мне не более одного удара." Затем его светлость сказал своему сына Хасану (да будет мир с ним!):

"Сынок, после меня ты станешь предводителем мусульман и должен решить, как поступить с моим убийцей. Если. хочешь, прости его, а если пожелаешь убить его, нанеси ему всего один удар."

Имам Али (да будет мир с ним!) очень ослаб в результате воздействия яда, вошедшего в его кровь, и поэтому за это время совершал намаз в сидячем положении и постоянно молился Господу. Ночью 21 рамадана, когда близился час его смерти, он приказал собрать всех членов своей семьи, чтобы попрощаться с ними и в присутствии всех сделать окончательное завещание.

Дети Али (да будет мир с ним!) со всех сторон окружили его и с покрасневшими от слёз глазами слушали завещание его светлости. Однако это завещание было обращено не только к его детям, но и всем людям на Земле до скончания жизни на этой планете. Это были моральные наставления и практическая философия. Здесь мы приводим некоторые моменты завещания имама Али (да будет мир с ним!):

"В начале своих слов я свидетельствую о единстве и могуществе Аллаха, а затем пророчестве Мухаммада Абдуллы (да благословит Аллах его и род его!), сына моего дяди и избранного раба Аллаха. Его миссия была ниспослана Аллахом, а его приказы были Божьими предписаниями. Он направил людей, бесцельно бродивших в пустыне невежества, на путь истины и спасения и устрашил их карой в Судный День за злодеяния.

Дети мои! Я призываю вас к благочестию и терпению перед невзгодами и неприятностями. Не привыкайте к мирским благам и не сожалейте об утраченном. Я призываю вас к единству. Остерегайтесь разрозненности, всегда следуйте истине и постоянно, в радости и в беде, неизменно соблюдайте закон справедливости.

Дети мои! Никогда не забывайте Аллаха и всегда стремитесь удостоиться Его милости. Радуйте Его своими добрыми и справедливыми деяниями в отношении угнетённых и самопожертвованием в отношении сирот и бедняков. В этой связи я слышал от Пророка (да благословит Аллах его и род его!), что каждого, кто заботится о сиротах как о своих детях, ждёт рай, а каждого, кто обидет сироту, ждёт огонь преисподний.

Будьте добры к своим родным и близким и помогайте беднякам и нуждающимся, навещайте больных, ибо этот мир -место происшествий. Поэтому не связывайте себя мечтами и целями и всегда помните о смерти и загробном мире. Хорошо относитесь к соседями, ибо одним из наставлений Пророка (да благословит Аллах его и род его!) было соблюдение прав соседей. Уважайте Божьи предписания и законы шариата и с радостью выполняйте их. Читайте намаз, платите закат, наставляте к добру и удерживайте от зла и заслужите Божье удовлетворение, выполняя Его предписания.

Дети мои! Не общайтесь с порочными и низкими людьми и дружите с благочестивыми и богобоязненными. Если в вашей жизни наступит момент, когда вы должны будете выбрать или этот, или загробный мир, отрекитесь от материального и выберите загробный мир. В трудные дни уповайте на Аллаха и просите Его помощи в любом деле. Относитесь к людям ласково, с добром, приветливостью и доброжелательностью и стремитесь совершенствовать свои моральные качества и служить себе подобным. Ласкайте своих детей и уважайте стариков."

Дети имама Али (да будет мир с ним!) сидели безмолвно и со стеснёнными от печали сердцами внимали проникающим в души словам его светлости. Упомянутая часть завещания имама Али (да будет мир с ним!) была уроком морали и воспитания, претворение в жизнь которого может возвысить до совершенства каждого человека. Его светлость завершил эту часть своего завещания словами «Нет власти и могущества, кроме могущества Всевышнего Аллаха». Затем его светлость потерял сознание. Через некоторое время от приоткрыл свои ясновидящие глаза и сказал: "Хасан! Хочу сказать тебе несколько слов. Сегодняшний вечер - последний вечер моей жизни. Когда я умру, обмой меня своими руками, облачи в саван и лично наблюдай за похоронами. Прочти намаз над моим телом и тёмной ночью похорони меня вдали от Куфы в неизвестном месте, чтобы никто не знал о нём."

Все члены семейства Хашемидов, в особенности потомки имама Али (да будет мир с ним!), беззвучно плакали и слёзы катились из их глаз. Хасан (да будет мир с ним!), сидевший ближе всех к отцу, был так сильно опечален, что имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Сын мой, будь терпеливым. В этот чувствительный момент я призываю тебя и твоих братьев к терпению."

Затем его светлость добавил: "Заботьтесь о Мухаммаде. Он ваш брат, сын вашего отца, и я люблю его."

Имам Али (да будет мир с ним!) вновь потерял сознание, а через мгновение открыл глаза и сказал Хусейну (да будет мир с ним!): "Сын мой, твоя жизнь будет нелёгкой. Будь терпеливым, ибо Аллах любит терпеливых."

В это мгновение Али (да будет мир с ним!) находился в объятиях смерти. Он медленно закрыл свои глаза и промолвил последние слова:

"Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха. Аллах един и нет равных Ему. Свидетельствую, что Мухаммад раб и посланник Аллаха."

Произнеся слова свидетельства, губы его светлости сомкнулись и его чистая душа вознеслась на небеса. Так завершилась жизнь человека, который не имел в ней иной цели, кроме установления истины и справедливости.

Имам Али (да будет мир с ним!) погиб в шестидесятитрёхлетнем возрасте. Период его имаматства продолжился почти тридцать, а период халифата - пять лет. Имам Хасан (да будет мир с ним!) вместе с имамом Хусейном (да будет мир с ним!) и другими занялся похоронами -его светлости и после религиозных обрядов похоронил отца за горой Куфы в местечке Карейин, превратившемся сегодня в город Наджаф. Как завещал имам Али (да будет мир с ним!), для того, чтобы Омейяды и хавареджи не раскопали могилу его светлости и не унизили его, место его захоронения было сравнено с землёй. Могила имама Али (да будет мир с ним!) до периода имаматства имама Садыка (да будет мир с ним!) оставалась неизвестной и когда Мансур Давваники, второй халиф Аббасидов, вызвал имама Садыка (да будет мир с ним!) из Медины в Ирак, имам по дороге в Куфу посетил могилу эмира правоверных (да будет мир с ним!) и обозначил её место.

По поводу местонахождения могилы имама Али (да будет мир -с ним!) Шейх Мофид со слов Абдуллы ибн Хазима рассказывает: "Однажды вместе с Гаруном ар-Рашидом мы вышли на охоту в окрестности Куфы и за горой Куфы дошли до села Карийин. Там мы увидели стадо газелей и выпустили на него охотничьих собак и соколов. Собаки не смогли догнать стадо. Газели поднялись на находившийся там холм и мы увидели, что соколы сели у подножия холма, а собаки вернулись. Гаруна удивило это проишествие. Когда газели спустились с холма, соколы и собаки вновь устремились за ними. Газели вернулись на холм, а соколы и собаки не стали их преследовать. Так повторилось три раза. Гарун сказал: "Быстро пойдите и приведите ко мне первого, кого вы повстречаете в этих землях." Мы нашли старика из племени Бани Асад и привели его к Гаруну. Гарун сказал: "Эй, шейх! Скажи мне, что это за холм?" Старик ответил: "Скажу, если пообещаешь, что не причинишь мне зла." Гарун сказал: "Обещаю тебе, что не выгоню тебя с этой земли и не причиню тебе зла." Шейх сказал: "Отец мой слышал от своих отцов, что на этом холме находится могила Али ибн Абу Талиба и Всевышний Аллах оберегает это место. Каждый, кто ступит на этот холм, будет в безопасности!"

Услышав это, Гарун приказал принести воды и совершил ритуальное омовение. Затем он прочитал намаз рядом с холмом, приник к холму и заплакал. После этого мы возвратились в Куфу."

О могиле его светлости имама Али (да будет мир с ним!) существует интересное предание, которое уместно привести здесь.

Султан Сулейман, один из турецких султанов, отделивший ручей Хусейние от Евфрата, отправлялся в Кербелу и по пути совершил паломничество к могиле эмира правоверных. В Наджафе вблизи святого храма Али (да будет мир с ним!) султан сошёл с лошади и решил из уважения к его светлости пройти остаток пути пешком.

В этой поездке султана сопровождал судья, народный муфтий. Узнав о решении султана, он поспешил к нему и разгневанно заявил: "Ты — живой султан, а Али ибн Абу Талиб давно умер. Как ты можешь пешком отправиться к его могиле?" (Судья был суннитом и не испытывал должного уважения к эмиру правоверных.) Судья долго разговаривал с султаном об этом и наконец сказал: "Если султан сомневается в правдивости моих слов о том, что паломничество пешком к могиле, имама унизит султанское достоинство, обратитесь к Священному Корану, чтобы вам открылась истина." Султан послушался совета судьи и открыл Священный Коран. На первой странице был написан следующий аят: (на арабском) Султан обратился к судье и сказал: "Твои слова привели к тому, что помимо того, что я должен совершить паломничество пешком, я должен сделать это босым." Затем он разулся и пешком прошёл от Наджафа до могилы имама Али (да будет мир с ним!), поранив себе ноги о мелкие камни. После завершения паломничества судья пришёл к султану и сказал: "В этом городе находится могила одного из рафизитов (эпитет, данный суннитами шиитам - прим. перев.). Прикажи раскопать его могилу и сжечь его сгнившие кости!"

Султан осведомился об имени этого человека. Судья ответил: "Его звали Мухаммадом ибн Хасаном Туей."

Султан сказал: "Этот человек умер и Аллах воздаст ему награду и кару, которую он заслужил." Судья долго настаивал на своём и султан наконец приказал собрать много хворосту за пределами Наджафа и поджечь его. Затем он приказал бросить в огонь самого судью. Так Всевышний Аллах сжёг его в мирском огне до загробного пламени.

Автор книги "Монтахаб ал-Таварих" повествует из книги "Алвар ал-Алавие", что когда Надир шах покрыл золотом купол храма его светлости эмира правоверных (да будет мир с ним!), его спросили, что написать на верхушке купола. Надир немедленно ответил: " Рука Аллаха превыше всего." На следующий день везирь Надира мирза Махди хан сказал: "Надир неграмотен и эти слова были небесным откровением, ниспосланным его душе. Если не верите, пойдите к нему и повторите свой вопрос." Когда Надир шаха вновь спросили, что написать на верхушке купола храма, он ответил: "Те слова, которые я сказал вчера!"

Итак, Хасан и Хусейн (да будет мир с ними!) и другие члены семейства Хашемидов после похорон имама Али (да будет мир с ним!) вернулись в Куфу. Ибн Молджам в тот же день (21 рамадана) умер от удара мечом имама Хасана (да будет мир с ним!) и отправился в преисподнюю. Поэты написали множество стихов, в которых оплакивалась гибель имама Али (да будет мир с ним!). Мы приводим один из этих стихов, написанных Омме Хейсам, дочерью Асвада Нахаи.

Перевод:

1 - Глаза! Помогите нам и лейте слёзы по эмиру правоверных.

2 - Мы охвачены горем утраты того, кто был лучшим из наездников и кораблём для пеших (был лучше всех).

3 - Он был лучшим из тех, кто носил туфли духовных руководителей и читал первые и последние суры Корана.

4 - Мы счастливо жили до его гибели, ибо с нами был друг и двоюродный брат Пророка Аллаха.

5 - Али (да будет мир с ним!) был человеком, беспрекословно соблюдавшим законы религии Аллаха и открыто отдававшим приказы о выполнении её предписаний.

6 - Он не скрывал своих знаний от тех, кто нуждался в них, и не был высокомерным и жестоким.

7 - Каждого, кто не повиновался ему, он (для наставления на истинный путь) призывал к единству и был неумолим, приказывая отрубать руки ворам.

8 - Клянусь своим отцом, жители города Куфы огорчили нас после того как некоторое время мы общались с ним.

9 - Они обманули нас, притворяясь нашими друзьями. Друзья так не поступают.

10 - В месяце рамадан вы опечалили нас (гибелью) лучшего из людей?

11 - (Гибелью) человека, который был лучшим после Пророка (да благословит Аллах его и род его!), его светлости Абу ал-Хасана, достойнейшего человека.

12 - Когда Имама (дочь Али, да будет мир с ним!) потеряла отца, её горе обелило мои волосы и продлило мою печаль.

13- Ибо она искала своего отца, и плакала, не находя его.

14- И тогда слёзы Омме Кольсум, видевшей смерть отца, отвечали на плач Имамы.

15- Эй, Муавие ибн Абу Суфиан! Не радуйся нашему горю (гибели имама Али), ибо остальные халифы (двенадцать имамов) принадлежат к нашему семейству.

Имамат и руководство мусульман после имама Али (да будет мир с ним!) по завещанию его светлости перешло к имаму Хасану (да будет мир с ним!). Абдулла ибн Аббас пошёл в мечеть и, поведав людям о событиях последних дней, сказал: "Конечно, вы знаете, что Али (да будет мир с ним!) назначил своего сына Хасана (да будет мир с ним!) вашим халифом. Однако он не настаивает на том, чтобы вы заключили с ним союз. Если вы хотите повиноваться ему, я сообщу ему об этом и приведу его в мечеть, чтобы вы заключили с ним союз, а если нет, никто вас неволить не будет."

Большинство людей согласились с халифатом имама Хасана (да будет мир с ним!) и Ибн Аббас привёл его светлость в мечеть, чтобы люди заключили с ним союз. Имам Хасан (да будет мир с ним!) поднялся на минарет и после восхваления Всевышнего Аллаха и великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"В эту ночь нас покинул человек, сравниться с которым не смог никто в прошлом и уподобиться которому не сможет никто в будущем. Он сражался рядом с великим Пророком (да благословит Аллах его и род его!) и защищал его своей грудью. Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) поручал ему знамя и отправлял его сражаться с врагами религии, в то время как Джибриил и Микаил находились по обе его руки. Он не возвращался с поля боя без победы, которой удостаивал его Аллах. Он погиб в ночь, когда вознёсся на небеса Иисус ибн Марйам и ушёл из мира Юша ибн Нун (опекун его светлости Моисея). Во время его смерти у него было семьсот дерхемов, на которые он хотел купить слугу для своей семьи." На этих словах к горлу имама Хасана подкатил комок и он заплакал. Вместе с его светлостью заплакали и люди. Имам Хасан (да будет мир с ним!) этой короткой речью, произнесённой в знак памяти своему отцу, возвеличил имама Али (да будет мир с ним!). Эти восхваления, произнесённые в адрес эмира правоверных, были не похвалой сына в адрес отца, а характеристикой имама, произведённой другим имамом, который лучше всех знал своего предшественника.

Имам Хасан (да будет мир с ним!) заключил союз с людьми и затем написал письмо Муавие, в котором посоветовал ему последовать примеру людей. Однако было ясно, что Муавие не согласится с этим и не перестанет сеять семена злобы и вражды. Он не заключил союз с Али (да будет мир с ним!), когда не имел прочного положения. Как он мог теперь подчиниться Хасану (да будет мир с ним!), когда укрепил основы своего правления и упрочил своё положение? Наконец, Муавие получил письмо имама Хасана (да будет мир с ним!) и, как ожидалось, ответил, что он достойнее имама Хасана (да будет мир с ним!) править обществом и что его светлость должен принести ему присягу в верности, а не наоборот!

С другой стороны, огромное войско, оснащённое в Нохлие имамом Али (да будет мир с ним!) для повторного нападения на Дамаск, вскоре распалось. От этого войска остался лишь небольшой отряд. Имам Хасан (да будет мир с ним!), бывший свидетелем неверности и беспечности куфийцев в период правления своего отца, всё же с остатком своего войска, насчитывавшим, по словам Ибн Абу ал-Хадида, шестнадцать тысяч человек, отправился в Дамаск и послал на войну с Муавие двенадцать тысяч воинов под командованием Убайдуллы ибн Аббаса, а сам остановился в Мадаине, чтобы набрать войско из окрестных городов. Однако Муавие подкупил Убайдуллу ибн Аббаса миллионом дерхемов и привлёк его на свою сторону.

Убайдулла, прельстившийся золотыми монетами Муавие, под покровом ночной темноты вместе с некоторыми из своих приближённых перебежал в лагерь Муавие, а в Мадаине произошли другие события, приведшие к возникновению разногласий в войске имама и уничтожившие все условия, необходимые для проведения военных операций. В результате этого имам Хасан (да будет мир с ним!) учитывая создавшуюся ситуацию, во имя сохранения Ислама и мусульман был вынужден отказаться от войны, приняв единственно логичное решение в ту чувствительную пору, и заключить перемирие с Муавие.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ЛИЧНОСТЬ И МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)

1 - Что такое личность?

2 - Вера и богослужение имама Али.

3 - Знания и мудрость имама Али.

4 - Храбрость и величие имама Али.

5 - Выдержка и терпение имама Али.

6 - Великодушие и самопожертвование имама

Али.

7 - Красноречие имама Али.

8 - Пища и одежда имама Али.

9 - Справедливость и правдолюбие имама Али.

10-Чувства имама Али.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

С точки зрения философии, совокупность духовных качеств каждого человека составляет его личность, однако в общепринятом значении личность индивидов определяется в результате проявления особых и характерных свойств. К примеру, человека, обладающего острым чутьём в политических делах, называют политической личностью, а учёного - научной личностью. А так как психология доказала, что духовные и физические качества взаимодействуют друг на друга, для полного представления личности каждого человека следует подвергнуть рассмотрению его физические, духовные и нравственные качества.

С другой стороны, для изучения физических и духовных качеств личностей следует использовать общепринятый в естественных науках метод, а именно наблюдение и опыт, ибо суть духовных качеств неведома и недоступна постижению как и сама душа и о существовании тех или иных духовных качеств можно узнать лишь по их признакам.

Следует заметить, что наше познание личности людей, будь оно поверхностным или научным, обусловлено обладанием, нами схожих с качествами той или иной личности свойств. Иначе говоря, человек познаёт духовные качества других людей посредством своего внутреннего состояния. Этот метод также можно использовать в отношении физической боли или наслаждений. К примеру, когда человек теряет близких или же стонет от боли в какой-либо части тела, он лучше может понять скорбь и боль других.

С другой стороны, духовные качества каждого человека присущи лишь ему и создают единое целое, которую психологи называют единством. Это единство сохраняется на протяжении времени и составляет личность человека.

Учитывая вышесказанное, если мы захотим изучить личность имама Али (да будет мир с ним!) с точки зрения физических и духовных качеств, несомненно, столкнёмся с глобальными неразрешёнными проблемами, ибо высокие нравственные качества, сокрытые в безграничной душе его светлости, неведомы для нас.

Имам Али был человеком, однако его качества не наблюдались до сих пор ни в одном человеке. Действия его светлости не были похожими на действия других людей, чтобы они смогли узнать его посредством сравнения с собой. Можно сказать, что имам Али (да будет мир с ним!) был олицетворением чуда, которое изумляло и будет изумлять всё человечество!

Поступки его светлости в целом были непредсказуемыми и удивительными. Человек, обладающий силой, не подчиняется другим и не проявляет терпение перед притеснением других, ибо терпит слабый, а не сильный. Однако имам Али (да будет мир с ним!), обладая огромной силой, был беспредельно терпеливым. Разве можно назвать это чем-либо другим кроме чуда?

Кроме того, человек, обладающий литературным талантом, не может быть хорошим воином и сражаться на поле боя. Имам Али был уникальным поэтом и оратором и в то же время бесподобным воином, от страха перед которым на поле битвы трепетали сердца арабских храбрецов.

Сеид Рази в предисловии книги "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия) пишет, что если кто-либо задумается над проповедями и словами имама Али, не зная его светлость, безусловно, сочтёт, что автором этих проповедей должен быть человек, удалившийся от людей и занимающийся лишь богослужением, а также моральными и нравственными делами. Этот читатель никогда не подумает, что автор этих проповедей- человек, с меча которого текла кровь и который не раз в одиночку сражался с армией врагов, подобной кипящему морю. Именно совокупность противоречивых качеств является одним из изумительных свойств, присущих его светлости Али (да будет мир с ним!).

Ибн Абу ал-Хадид также в комментарии к книге "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Мы никогда не видели щедрого храбреца." Затем он перечисляет таких храбрецов как Талхе, Зобейр, Абдулла ибн Зобейр и Абд ал-Малик ибн Марван, которые были скупыми людьми. Однако степень храбрости и щедрости эмира правоверных Али (да будет мир с ним!) известна всем и именно это качество отличает его от других.

Всем известно, что скромные люди не обладают представительностью и величием и из-за их скромности никто их не страшится. Однако Али (да будет мир с ним!), несмотря на свою скромность, из-за которой его прозвали "отцом земли", ибо он всегда сидел на земле, обладал таким величием и импозантностью, что заставлял трепетать сердце льва. Так, однажды Муавие сказал Кейсу ибн Са'ду: "Да благословит Аллах Абу ал-Хасана. Он был очень весёлым и приветливым." Кейс добавил: "Клянусь Аллахом, он был весёлым и в то же время самым представительным и эта импозантность вытекала из его праведности, в отличие от твоего вида, который приводит в ужас лишь подлых людей Дамаска."

Также очевидно, что любой человек, являясь специалистам в определённой области, обладает превосходством в этой области над человеком, имеющим общие сведения в нескольких областях. К примеру, при лечении сердечных заболеваний кардиолог будет иметь превосходство над врачом, имеющим общие сведения о лечении всех заболеваний, в том числе сердечных. Иначе говоря, любой человек, обладающий поверхн<

Наши рекомендации