Мученическая гибель имама али 2 страница

С другой стороны, огромное войско, оснащённое в Нохлие имамом Али (да будет мир с ним!) для повторного нападения на Дамаск, вскоре распалось. От этого войска остался лишь небольшой отряд. Имам Хасан (да будет мир с ним!), бывший свидетелем неверности и беспечности куфийцев в период правления своего отца, всё же с остатком своего войска, насчитывавшим, по словам Ибн Абу ал-Хадида, шестнадцать тысяч человек, отправился в Дамаск и послал на войну с Муавие двенадцать тысяч воинов под командованием Убайдуллы ибн Аббаса, а сам остановился в Мадаине, чтобы набрать войско из окрестных городов. Однако Муавие подкупил Убайдуллу ибн Аббаса миллионом дерхемов и привлёк его на свою сторону.

Убайдулла, прельстившийся золотыми монетами Муавие, под покровом ночной темноты вместе с некоторыми из своих приближённых перебежал в лагерь Муавие, а в Мадаине произошли другие события, приведшие к возникновению разногласий в войске имама и уничтожившие все условия, необходимые для проведения военных операций. В результате этого имам Хасан (да будет мир с ним!) учитывая создавшуюся ситуацию, во имя сохранения Ислама и мусульман был вынужден отказаться от войны, приняв единственно логичное решение в ту чувствительную пору, и заключить перемирие с Муавие.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ЛИЧНОСТЬ И МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)

1 - Что такое личность?

2 - Вера и богослужение имама Али.

3 - Знания и мудрость имама Али.

4 - Храбрость и величие имама Али.

5 - Выдержка и терпение имама Али.

6 - Великодушие и самопожертвование имама

Али.

7 - Красноречие имама Али.

8 - Пища и одежда имама Али.

9 - Справедливость и правдолюбие имама Али.

10-Чувства имама Али.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

С точки зрения философии, совокупность духовных качеств каждого человека составляет его личность, однако в общепринятом значении личность индивидов определяется в результате проявления особых и характерных свойств. К примеру, человека, обладающего острым чутьём в политических делах, называют политической личностью, а учёного - научной личностью. А так как психология доказала, что духовные и физические качества взаимодействуют друг на друга, для полного представления личности каждого человека следует подвергнуть рассмотрению его физические, духовные и нравственные качества.

С другой стороны, для изучения физических и духовных качеств личностей следует использовать общепринятый в естественных науках метод, а именно наблюдение и опыт, ибо суть духовных качеств неведома и недоступна постижению как и сама душа и о существовании тех или иных духовных качеств можно узнать лишь по их признакам.

Следует заметить, что наше познание личности людей, будь оно поверхностным или научным, обусловлено обладанием, нами схожих с качествами той или иной личности свойств. Иначе говоря, человек познаёт духовные качества других людей посредством своего внутреннего состояния. Этот метод также можно использовать в отношении физической боли или наслаждений. К примеру, когда человек теряет близких или же стонет от боли в какой-либо части тела, он лучше может понять скорбь и боль других.

С другой стороны, духовные качества каждого человека присущи лишь ему и создают единое целое, которую психологи называют единством. Это единство сохраняется на протяжении времени и составляет личность человека.

Учитывая вышесказанное, если мы захотим изучить личность имама Али (да будет мир с ним!) с точки зрения физических и духовных качеств, несомненно, столкнёмся с глобальными неразрешёнными проблемами, ибо высокие нравственные качества, сокрытые в безграничной душе его светлости, неведомы для нас.

Имам Али был человеком, однако его качества не наблюдались до сих пор ни в одном человеке. Действия его светлости не были похожими на действия других людей, чтобы они смогли узнать его посредством сравнения с собой. Можно сказать, что имам Али (да будет мир с ним!) был олицетворением чуда, которое изумляло и будет изумлять всё человечество!

Поступки его светлости в целом были непредсказуемыми и удивительными. Человек, обладающий силой, не подчиняется другим и не проявляет терпение перед притеснением других, ибо терпит слабый, а не сильный. Однако имам Али (да будет мир с ним!), обладая огромной силой, был беспредельно терпеливым. Разве можно назвать это чем-либо другим кроме чуда?

Кроме того, человек, обладающий литературным талантом, не может быть хорошим воином и сражаться на поле боя. Имам Али был уникальным поэтом и оратором и в то же время бесподобным воином, от страха перед которым на поле битвы трепетали сердца арабских храбрецов.

Сеид Рази в предисловии книги "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия) пишет, что если кто-либо задумается над проповедями и словами имама Али, не зная его светлость, безусловно, сочтёт, что автором этих проповедей должен быть человек, удалившийся от людей и занимающийся лишь богослужением, а также моральными и нравственными делами. Этот читатель никогда не подумает, что автор этих проповедей- человек, с меча которого текла кровь и который не раз в одиночку сражался с армией врагов, подобной кипящему морю. Именно совокупность противоречивых качеств является одним из изумительных свойств, присущих его светлости Али (да будет мир с ним!).

Ибн Абу ал-Хадид также в комментарии к книге "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Мы никогда не видели щедрого храбреца." Затем он перечисляет таких храбрецов как Талхе, Зобейр, Абдулла ибн Зобейр и Абд ал-Малик ибн Марван, которые были скупыми людьми. Однако степень храбрости и щедрости эмира правоверных Али (да будет мир с ним!) известна всем и именно это качество отличает его от других.

Всем известно, что скромные люди не обладают представительностью и величием и из-за их скромности никто их не страшится. Однако Али (да будет мир с ним!), несмотря на свою скромность, из-за которой его прозвали "отцом земли", ибо он всегда сидел на земле, обладал таким величием и импозантностью, что заставлял трепетать сердце льва. Так, однажды Муавие сказал Кейсу ибн Са'ду: "Да благословит Аллах Абу ал-Хасана. Он был очень весёлым и приветливым." Кейс добавил: "Клянусь Аллахом, он был весёлым и в то же время самым представительным и эта импозантность вытекала из его праведности, в отличие от твоего вида, который приводит в ужас лишь подлых людей Дамаска."

Также очевидно, что любой человек, являясь специалистам в определённой области, обладает превосходством в этой области над человеком, имеющим общие сведения в нескольких областях. К примеру, при лечении сердечных заболеваний кардиолог будет иметь превосходство над врачом, имеющим общие сведения о лечении всех заболеваний, в том числе сердечных. Иначе говоря, любой человек, обладающий поверхностными знаниями во всех областях, уступит первенство специалисту. Как говорится,

Хотя ты разбираешься во всём,

Намного лучше всё же быть знатоком.

Однако, несмотря на то, что имам Али обладал всеми высшими нравственными качествами, в каждом из них в отдельности он превосходил всех и никто не мог сравниться с ним ни в одном из этих свойств.

Также мы знаем, что энергия человека вырабатывается в результате получения пищи. И если используемая человеком энергия будет превышать энергию, получаемую организмом при пищеварении, то организм человека истощится. Как свидетельствуют все историки, пища имама Али состояла из трёх кусков ржаного хлеба, однако его светлость был настолько сильным, что смог в одиночку сорвать с петель ворота крепости Хейбар и одним ударом уложить на землю Мархаба, удивив тем самым всех. Его светлость сам по этому поводу сказал:

"Каждый, кто видел на моем столе ржаной хлеб, удивлялся тому, каким образом, питаясь лишь ржаным хлебом, мне удаётся в одиночку сражаться с целой армией и побеждать её."

Как известно, смелые и воинственные люди бывают не милосердными, а, напротив, жестокосердечными. Однако имам Али (да будет мир с ним!), поражавший своим мечом арабских храбрецов, в то же время обладал таким чутким сердцем, что огорчался, встречаясь с обездоленными, и проливал слёзы, видя сирот. Как хорошо сказал автор этих строк:

"Во время атаки он был львом Аллаха, а во время благодеяния - отцом сирот."

Поэтому его светлость называют чудом из чудес, ибо в нём совмещены противоречивые качества и это само по себе является большим чудом, ибо внешне, с точки зрения логики, совмещение противоречий невозможно.

Учёные в области естествознания и психологии доказали, что человеческий мозг является центром умственной деятельности и если какой-либо части мозга будет нанесено повреждение, то возникнут нарушения в умственной деятельности мозга и в особенности памяти. Тогда человек теряет память и начинает бредить. Признавая этот факт, как можно не назвать чудом из чудес то, что когда голова имама Али была рассечена отравленным мечом, Ибн Молджама (да будет он проклят Аллахом!) и мозг его светлости был отравлен и полностью повреждён, он в этом состоянии говорил: "Спрашивайте у меня перед тем как потеряете меня." Также завещание, произнесённое его светлостью в этом состоянии, помимо того, что содержало в себе тонкие научные и нравственные замечания, ничем не отличалось от проповедей, произнесённых им в здоровом состоянии. Изумительно то, что порой во время завещания его светлость терял сознание, однако, придя в себя, он продолжал прерванную речь без малейшего изменения в стиле, изложения фраз, а также содержания!

Таким образом, как было сказано в начале этой главы, никто не может разъяснить личность имама Али (да будет мир с ним!) должным образом, ибо действия и поступки его светлости невозможно понять нашими сравнениями. Поэтому, как сказал великий иранский поэт Моулави, мы не должны судить по себе дела благородных людей, признав своё бессилие познать личность Али (да будет мир с ним!), так как нашим скудным умом невозможно постичь эту действительность.

Всё, что будет сказано в последующих главах с целью представления личности имама Али, учитывая достоинства и дарования его светлости, может удовлетворить наш ум, ибо истинную личность Али (да будет мир с ним!) невозможно ни языком сказать, ни пером описать. Его светлость унаследовал все свои высшие нравственные качества от великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и можно сказать, что имам Али подобен высокой горе, до вершины которой не может долететь птица нашего воображения, а также глубокому океану, дня которого не может достать глубина наших мыслей. Поэтому Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!), обратившись к Али (да будет мир с ним!), сказал: "Никто, кроме меня и тебя, не познал Аллаха должным образом и никто, кроме Аллаха и меня, не познал тебя так, как ты этого заслуживаешь."

Будет уместно, если мы приведём речь одного из знаменитых ораторов по имени Низам, который сказал о его светлости:

"Говорить об эмире правоверных Али (да будет мир с ним!) чрезвычайно сложное дело, ибо если мы захотим восхвалить его светлость должным образом, все сочтут, что мы преувеличиваем, а если отнесёмся к этому пренебрежительно, то станем безбожниками. Только соблюдая середину между этими двумя состояниями, мы сможем сделать это весьма тонко и точно и люди поймут нас."

2 - ВЕРА И БОГОСЛУЖЕНИЕ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)

Истинное богослужение - это поклонение и повиновение Господу и отречение от всего иного. Поклонение Всевышнему и стремление к сближению с Ним является наилучшим душевным качеством. Богослужение, совершаемое согласно присущим ему условиям, возвеличивает человека. Великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) возвеличивают, называя божьим рабом перед тем, как упомянуть о его пророческой миссии:

"Свидетельствую, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник."

Наилучшим способом продвижения на пути усовершенствования является очищение души, практическая суть которого состоит в богослужении. Богослужение не является лишь выполнением обязанности, оно также может стать средством развития ума и уравновешивания моральных сил, ибо оно очищает душу от материальной безнравственности. Наилучшим видом богослужения является совершение дел без каких-либо корыстных целей, то есть только в угоду Господу. Именно при таких условиях возникает такое свойство как благочестие, без которого никакое богослужение не будет принято Всевышним.

Праведность и благочестие приводят к отречению от бренного материального мира и уделению внимания вечному духовному миру. Настоящей может быть только вера благочестивых людей, ибо в результате искреннего богослужения человек достигает степени уверенности в своих убеждениях.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что вера. праведность, аскетизм, богослужение и уверенность имама Али (да будет мир с ним!) были бесподобными в своём роде и великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по этому поводу сказал:

"Если положить на одну чашу весов небеса и землю, а на другую - веру Али, то, безусловно, чаша с верой Али будет тяжелее."

Имам Али (да будет мир с ним!) поклонялся Богу с искренней любовью, ибо богослужение не было для него выполнением обязанности. Его светлость был истинными влюблённым и его не привлекало ничего, кроме очаровательной красоты истины.

Али (да будет мир с ним!) проявлял такое усердие в богослужении и религиозной праведности, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) в ответ людям, жалующимся на резкость Али (да будет мир с ним!), говорил: "Не упрекайте Али, ибо он влюблён в Аллаха!"

Когда имам Али оставался наедине со своим Господом и совершал намаз, его уши не слышали и глаза не видели. Он забывал обо всём бренном, окружающим его в этом мире, и всем своим существом сосредотачивал своё внимание на источнике истины. Даже рассказывали, что в одном из сражений в ногу его светлости попал металлический наконечник стрелы и боль от него была такой сильной, что никто не мог вытащить его. Этот наконечник был извлечён из ноги Али (да будет мир с ним!), когда его светлость совершал намаз. При этом он абсолютно ничего не почувствовал!

Во время совершения ритуального омовения всё тело Али (да будет мир с ним!) охватывал лёгкий трепет. Становясь на молитву, он чувствовал, как по его телу проходит дрожь, а из глаз текут слёзы страха перед Всевышним. Земные поклоны имама Али всегда были долгими, а место, куда его светлость прикладывал лоб - влажным от слёз! Как сказал поэт,

"Он плакал во время молитвы и смеялся в кровавом бою."

Один из верных соратников Пророка (да благословит Аллах его и род его!) по имени Абу Дарда рассказывал: "Однажды тёмной ночью я шёл через финиковую рощу и вдруг услышал, как кто-то молится Аллаху. Подойдя поближе, я увидел, что это был Али (да будет мир с ним!). Я спрятался за деревом и увидел, что его светлость молится Господу с огромным трепетом и грустью и плачет от страха перед страшным пламенем ада, прося у Бога убежища и прощения. Его светлость плакал так долго, что наконец упал без сознания. Я подумал, что он уснул. Я подошёл к нему и увидел, что он лежит как ствола сухого дерева. Я потряс его светлость, но он не двинулся с места. Тогда я подумал, что он скончался и побежал к дому его светлости сообщить Фатиме (да будет мир с ней!) о смерти Али. Её светлость спросила: "В каком состоянии ты застал его?" Я рассказал о том, как всё произошло. Тогда Фатима (да будет мир с ней!) сказала: "Он не умер, а лишь потерял сознание от страха перед Господом.""

Имам Али (да будет мир с ним!) помимо обязательных намазов совершал также необязательные и никогда, даже во время войны, не забывал о ночном намазе. В ночь Воя (Лайлат ал-Харир) его светлость под утро пристально смотрел на горизонт. Ибн Аббас спросил: "Что тебя беспокоит в той стороне? Не думаешь ли ты, что враги устроили там засаду?" Али (да будет мир с ним!) ответил: "Нет. Просто я хотел узнать, наступило ли время намаза или нет."

Внук имама Али его светлость Али ибн Хусейн (да будет мир с ним!) который из-за усердного богослужения и долгих земных поклонов был прозван Саджадом (поклоняющийся) и Зейн ал-Абедином (предводитель богослужителей), в ответ на вопрос, почему он подвергает себя таким мучениям, сказал:

"Кто может поклоняться Богу так, как это делал мой дед Али (да будет мир с ним!)?"

Ибн Абу ал-Хадид рассказал об этом несколько иначе. Он писал, что однажды у Али ибн Хусейна, достигшего высшей степени богослужения, спросили: "Каково твоё богослужение относительно богослужения твоего деда?" Он ответил: "Моё богослужение относительно богослужения моего деда подобно богослужению моего деда относительно богослужения божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!)."

Однажды у служанки имама Али (да будет мир с ним!) по имени Омме Сайд спросили, когда его светлость больше занимается богослужением: в месяце рамадане или в другие месяца?

Она ответила: "Али (да будет мир с ним!) каждую ночь изливает душу перед Богом и для него нет разницы между рамаданом и другими месяцами."

Даже тогда, когда после получения смертельного удара его светлость выносили из мечети, он посмотрел туда, где восходит заря, и сказал: "О, утро, будь свидетелем, что только сейчас (в силу необходимости) ты видишь Али в лежачем положении!"

Ибн Абу ал-Хадид говорил, что имам Али (да будет мир с ним!) больше всех совершал богослужение, ибо многие дни он соблюдал пост и все ночи совершал намаз. Даже во время войны его светлость не забывал о молитве. Он был человеком, слова которого не расходились с его действиями. Он научил людей, как совершать необязательные молитвы и бодрствовать по ночам.

Али (да будет мир с ним!) во время совершения намаза представал перед Аллахом с чистым сердцем и изливал душу, сосредоточив при этом всё своё внимание. Богослужение его светлости отличалось от богослужения других людей, ибо каждый человек поклоняется Богу, преследуя определённую цель. Его светлость Али (да будет мир с ним!) по этому поводу сказал:

"Группа людей поклоняется Богу в надежде на достижение райских благ. Это поклонение торговцев. Некоторые поклоняются Богу от страха перед пламенем ада. Это поклонение рабов. Третья группа поклоняется Богу в знак благодарности. Лишь подобное поклонение является богослужение свободных людей."

Его светлость сам, обращаясь к Всевышнему, говорил:

"Господи! Я поклоняюсь Тебе не из страха ада и не из жажды райских благ. Я поклоняюсь Тебе потому, что считаю Тебя достойным поклонения."

Каждый человек, даже каждое животное, по инстинкту самосохранения всегда стремиться устранить вред и получить пользу. Один лишь Али (да будет мир с ним!) поклонялся Аллаху только ради Аллаха, а не с целью получения пользы (рая) или устранения вреда (ада). Подобная искренность в богослужении проистекала из веры его светлости. Веры, превыше которой невозможно встретить, ибо его светлость достиг конечной степени веры. Сам Али (да будет мир с ним!) об этом сказал: "Если всё тайное станет явью, мне не придётся что-либо добавлять к своей вере!"

Имам Али (да будет мир с ним!) подобно волне погрузился в океан истины и все его мысли, слова, движения и поступки говорили о его правдолюбии. В усовершенствовании и очищении души имаму Али (да будет мир с ним!) нет равных. Его душа была подобна волшебному зеркалу, отражавшему всё, что происходит на свете. Куда бы ни смотрел Али (да будет мир с ним!), он во всём видел Аллаха. Его светлость сказал:

"Перед тем, вместе с тем и после того, на что я смотрел, я видел Аллаха."

Али (да будет мир с ним!) говорил: "Я не поклонялся Богу, которого не видел." Когда у его светлости спросили, каким образом он видел Бога, он ответил: "Не глазами, а душой."

Если глазами не увидеть что-то,

Знай, открыта к душе твоей дорога.

Али (да будет мир с ним!) считал себя обязанным быть смиренным и покорным перед Аллахом, источником бытия, о чём свидетельствуют его молитвы.

Молитва Комайл, которой его светлость научил одного из своих соратников (Комайла ибн Зиада), является одним из шедевров величия души, прочности веры и твёрдости убеждений его светлости. В звучных и изящных фразах каждого отрывка этой молитвы скрыты возвышенные и бесподобные значения. Порой перед милостью Всевышнего всё существо его светлости охватывает надежда и порой величие и могущество Аллаха наполняет его сердце таким страхом, что невольно им овладевает покорность и смирение. Другие молитвы его светлости также в той или иной степени отражают его страх и надежду, внимание и искренность.

Однажды, когда Зарар ибн Замре пришёл к Муавие, Муавие сказал: "Расскажи мне об Али!" Зарар, перечислив некоторые черты характера его светлости, добавил: "По ночам он мало спал и больше бодрствовал, днём и ночью читал Коран, жертвовал собой на пути Аллаха, проливал слёзы перед величием Аллаха, не скрывался от нас и не копил мешки золота. Он был вежлив с близкими и не был груб с притеснителями. Когда опускалась тёмная завеса ночи и начинали угасать звёзды, можно было увидеть его молящимся Аллаху, когда он, приложив руку к бороде и корчась, будто от жала змеи, тоскливо плакал и говорил: "О, бренный мир! Уж не хочешь ли ты, выставляясь, очаровать меня? Увы, ты мне не нужен. Я дал тебе трёхкратный развод и никогда не вернусь к тебе!" Затем он говорил: "О, горе мне! Как труден путь, как далека цель и как мало провианта!"" Муавие заплакал и сказал: "О, довольно, Зарар! Клянусь Аллахом, Али был именно таким. Да благословит Аллах Абу ал-Хасана!"

Богослужение имама Али (да будет мир с ним!) не ограничивалось соблюдением поста, совершением намаза и других религиозных обрядов. Можно сказать, что все действия и поступки его светлости были своего рода богослужением, ибо в предании говорится: "В поступке важен его помысел." А так как целью всех действий и поступков его светлости было угодить Аллаху, все действия и слова имама Али (да будет мир с ним!) можно считать богослужением. Именно это и является причиной превосходства его светлости над другими людьми.

3 - ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)

Люди придерживаются различных мнение по поводу знаний имама и Пророка. Некоторые убеждены, что их знания ограничиваются вопросами шариата и никто, кроме Аллаха, не знает о сокровенных и тайных делах, ибо в Коране существуют аяты, подтверждающие это. В одном из них говорится: "И у Него ключи к сокровенному!"[54]. Также в другом аяте приведено: "Аллах не намерен сообщать вам (знание) сокровенного."[55] Другие считают имама и Пророка сведущими во всех областях, и материальных, и моральных. Некоторые, к примеру, сунниты, не признают имама непогрешимым, считая его подобным другим руководителям, и говорят, что имам может не знать того, что знают другие. Так, Умар, в ответ женщине, давшей ему убедительные разъяснения, сказал: “Все вы, даже женщины, сидящие за завесой, знаете больше меня.”

Беседа на эту тему с философской точки зрения относится к познанию мысли и значения человеческих знаний, а также того, к какой именно теме относится разговор о знаниях. Знания являются своего рода открытием и их можно разделить на два вида: неотъемлемые и приобретённые. Неотъемлемые знания присущи лишь Всевышнему и мы никоим образом не может представить себе их суть. Однако приобретённые знания относятся к обычным людям, каждый из которых может получить их посредством обучения у других. Третьим видом знаний, присущим лишь Пророкам и их наместникам, являются божественные и мистические знания. Этот вид знаний не прибретаётся, подобно знаниям обычных людей, и не существует в них изначально, подобно знаниям Господа. Эти знания ниспосылаются Богом Пророкам и их преемниками без какого-либо обучения и все они по воле Господа могут сообщать о прошлых и будущих событиях, а также давать подходящий ответ на любой вопрос. Так, Господь о его светлости Хезре говорит: "Мы обучили его тому, что Нам ведомо."[56]. Его светлость Иисус (да будет мир с ним!), обладающий божественными знаниями, говорил своему племени:

"Я поведаю вам о том, что вы едите и чем вы запасаетесь в ваших домах."[57]

Согласно этим аятам, когда в Коране говорится о сокровенных знаниях, которыми обладает лишь Аллах, то подразумевается неотъемлемое знание, присущее лишь Всевышнему, а там, где говорится о сокровенных знаниях, которыми обладают другие, подразумается божественное знание, ниспосылаемое Аллахом Пророкам и их преемникам, которые узнают о сокровенном по воле Аллаха. Всевышний в Священной Коране повелевает:

"Он - ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного (решения), за исключением тех посланников, которыми Он доволен."[58]

Согласно вышеприведённым аятам и учитывая то, что великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был начальным звеном цепи бытия и ближе всех к Всевышнему, безусловно, ему было ниспослано Аллахом больше знаний. На основе аята Священного Корана, в котором говорится: "Откровение, внушённое властелином силы (Мухаммаду)"[59], его светлость больше всех знал о тайнах бытия и Вселенной. Знания имама Али (да будет мир с ним!), о которых пойдёт речь, заимствованы у Пророка, ибо Али (да будет мир с ним!) был воротами города знаний Пророка. По словам многих историков, великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"Я - город знаний, а Али - его ворота. Тот, кто жаждет знаний, должен пройти через ворота." Также повествуют, что Пророк сказал:

"Я - дом мудрости, а Али - его двери."

Сам имам Али (да будет мир с ним!) сказал:

"Божий Пророк передал мне знания, состоящие из тысячи частей, каждая из которых делится на тысячи других частей."

Шейх Сулейман Балхи в книге "Йанаби ал-Маваддат" пишет, что Али (да будет мир с ним!) сказал:

"Спрашивайте у меня о тайнах сокровенного, ибо я являюсь наследником Пророков."

Также написано, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Знания и мудрость делятся на десять частей, девять из которых подарены Али, а одна - другим людям и в этой одной десятой части Али также превосходит других."

Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Али ибн Абу Талиб - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после меня."

Один из знаменитых суннитских учёных, Ибн Абу ал-Хадид, написавший комментарий к книге "Нахдж ал-Балаге", говорил, что Али (да будет мир с ним!) положил начало всем исламским наукам и произносил наивыразительнейшие речи об исламском учении.

Имам Али (да будет мир с ним!) открыто заявил: "Спрашивайте меня, пока я не покинул вас." Эта короткая фраза свидетельствует о высоком уровне знаний его светлости, ибо в ней не указано на какую-либо тему и не ограничен круг вопросов. Напротив, в ней даётся свобода людям в выборе вопроса на любую тему и это доказывает, что его светлость был посвящён в тайны мироздания. Никто, кроме него, не делал подобного утверждения. Так, Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Все люди согласны с тем, что никто из богословов, кроме Али ибн Абу Талиба, не говорил: "Спрашивайте меня, пока я не покинул вас."

Многие богословы и историки писали, что имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Спрашивайте меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, если мне придётся выносить решение, то среди иудеев я вынесу решение на основе предписаний Торы, среди христиан - на основе Евангелия, среди последователей Давида - по псалтырю Давида, а среди мусульман - по Корану, так что если по воле Аллаха эти книги начнут говорить, то они скажут, что Али сказал правду и вынес решение на основе того, что написано в нас." Также имам Али сказал: "Спрашивайте у меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, сотворившим человека и вскрывшим семя (под землёй), что если вы спросите меня о каждом аяте Корана, то я сообщу вам о времени и причине его ниспослания, а также о том, является ли он отменяющим или отменённым, однозначным или многозначным, относится ли он ко всем или же к особым людям и где именно он был ниспослан: в Мекке или Медине."

Али (да будет мир с ним!), обладая подобными знаниями, жил среди невежественных людей и люди, кроме группы особых помощников его светлости, не извлекали пользы из его знаний. По словам Саади,

Сказали притчу правдолюбцы

Про мудреца среди невежд.

Подобен он красавцу средь слепцов,

Священной книге в доме еретиков.

Имам Али (да будет мир с ним!) всегда желал встретить учёного человека, чтобы поговорить с ним о загадках наук и тайнах мироздания. Указывая на свою грудь, его светлость говорил: "Моя душа подобна бурлящему морю знаний, которых, к сожалению, никто не способен познать."

В речях Али (да будет мир с ним!) вполне очевидны общие законы природы и неоспоримые принципы, над которыми ведут исследования европейские учёные. Проповеди его светлости переполнены принципами философии и исламского учения, которые подобающим образом были использованы такими великими учёными и философами как Садр ал-Мутааллехин и другие.

Наши рекомендации