Мученическая гибель имама али 5 страница

Эй, Малик! Укроти свои духовные вожделения и будь скуп к своей плоти, лишая её недозволенного, ибо лишение плоти того, что ей приятно и неприятно, является справедливостью. Будь добр к людям и относись к ним ласково и по-дружески. Не будь для них хищным животным, жаждущим растерзать их, ибо они приходятся тебе или братьями по религии или (если не исповедуют твою религию) подобными тебе творениями Аллаха.[65] Они совершают ошибки и умышленно или неумышленно грешат и не подчиняются Божьим предписаниям. Прости их, подобно тому как сам желаешь быть прощенным Аллахом, ибо ты их руководитель, а тот, кто назначил тебя их руководителем, руководит тобой, подчиняясь Аллаху. Доверяя тебе руководить людьми, Аллах таким образом испытывает тебя.

Малик! Остерегайся враждовать с Аллахом, ибо ты бессилен перед его гневом и могуществом и нуждаешься в его милосердии и прощении. Никогда не сожалей о прощении, данном тобой людям и не радуйся наказанию, которым подверг других. Не спеши проявлять гнев, который можешь укротить. Ты не должен говорить, что ты правитель и все должны подчиняться твоим приказам, ибо этот способ породит пороки, ослабит религию, приблизит страшные события и отдалит милости Аллаха.

Эй, Малик! В то время, когда это правление заставить тебя задуматься о своём величии и могуществе, подумай о величии правления Аллаха и сравни Его могущество со своим, вспомни о душевных вожделениях, которыми ты бессилен управлять. Это усмирит твоё высокомерие и вернёт тебе то, что потеряно твоим умом и душой в результате гордости и заносчивости.

Остерегайся уподоблять своё значение Божьему величию и на вершине могущества считать себя подобным Аллаху, ибо Всевышний опозорит каждого мятежника и унизит каждого гордеца.

Эй, Малик! Помни указание Аллаха о правосудии и справедливо относись к людям сам и наставляй этому своих близких, подчинённых и тех, кого любишь. Если ты не сделаешь этою, ты будешь угнетателем и тот, кто творит зло в отношении рабов Аллаха, встретит вражду Аллаха вместо вражды Его рабов. Аллах уничтожает доводы тех, с кем враждует, а тот, кто враждует с Аллахом, может перестать творить зло и раскаяться в своих грехах. Ничто так не изменяет милости Аллаха и так быстро не приводит Его в гнев, как продолжение зла и жестокости, ибо Господь слышит молитвы угнетённых и наказывает угнетателей.

Эй, Малик! Твоими наихудшими подчинёнными должны быть те, кто больше всех придирается к людям. Люди имеют многие недостатки, прикрыть которые лучше всех может правитель. Не ищи и не выявляй скрытые от твоих глаз недостатки людей, так как ты должен исправить явные недостатки, а Аллах распоряжается насчёт того, что скрыто от тебя. Поэтому по мере своих сил скрывай недостатки людей, чтобы Аллах скрыл твои недостатки от людей.

Эй, Малик! Раскрой узел вражды, которую могут питать к тебе люди, добрым отношением к ним. Разорви узы вражды, связывающие тебя с другими, притворись незнающим в любом деле, которое считаешь неправильным, и не спеши подтверждать слова сплетника, ибо как бы он не представлял себя советчиком, он всё равно является предателем. Не советуйся со скупым человеком, ибо он отвратит тебя от щедрости и испугает нищетой. Не советуйся с трусливым человеком, ибо он сделает тебя бессильным в великих делах. Не советуйся с корыстолюбивым человеком, ибо его алчность поощрит тебя на зло. Скупость, страх и корыстолюбие -инстинкты, возникающие из недоверия к Господу.

Эй, Малик! Как можно больше общайся с благочестивыми и искренними людьми и вынуждай их не преувеличивать твои достоинства и не приписывать тебе добродеяний, которых ты не совершал, ибо преувеличенное восхваление делает человека заносчивым и пробуждает в нём гордыню. Добродетель и злодей не должны быть равными в твоих глазах, ибо это отношение лишает добродетелей стимула к дальнейшим добродеяниям и делает злодеяние привычным для злодея. Дай каждому то, на что они себя обрекли (награду добродетелю и наказание злодею). Обряды, совершаемые ради Аллаха, должны быть выполнены в своё особое время, ибо таким образом ты очищаешь свою религию. В определённые часы дни и ночи используй своё тело для богослужения и в совершенстве выполняй обряды, благодаря которым ты можешь приблизиться к Аллаху, даже если они причинят неудобства твоему телу.

Возглавив ряды люди, читающих намаз в мечети, не разгоняй людей и не нарушай намаз (не утомляй людей, продлевая поклоны и молитвы, и в то же время не пропускай ничего из обязательных действий намаза, т.е. ограничься правильным выполнением лишь обязательных действий намаза), ибо среди людей есть немощные и больные или те, у кого спешные дела.

Эй, Малик! Крайне остерегайся самодовольства, эгоизма и всего того, что заставит тебя восхваляться собой. Не испытывай желания слышать похвалу в своей адрес, ибо эти неблаговидные качества предоставляют дьяволу самую надёжную возможность уничтожить любое богоугодное деяние добродетелей. Остерегайся напоминать подчинённым тебе людям о добродеяниях, проявленных тобой по отношению к ним, или преувеличивать значение этих добродеяний, гордясь собой. Остерегайся не выполнять обещания, данного людям. Напоминание о добродениях уничтожает добрые дела, преувеличение услуги уничтожает луч истины, а невыполнение обещания вызывает гнев и вражду в людях и Господе и, как говорит Всевышний Аллах, Господь не любит, когда вы говорите то, что не делаете.

Не спеши в делах, время которых ещё не настало, не проявляй чрезмерное рвение в делах, для осуществления которых у тебя есть время, не проявляй настойчивость и вражду в деле, правильный способ выполнения которого тебе не известен, а также не проявляй халатность в деле, способ выполнения которого ясен. Поставь всё на своё место и выполняй каждое дело своевременно.

Ты обязан помнить о делах, совершённых твоими предшественниками. Например, о справедливо изданных указах, о совершённых благодеяниях, о пересказанных хадисах Пророка (да благословит Аллах его и род его!) или выполненных обязательных предписаниях, указанных в Писании Аллаха. Затем вспомни, какое из этих дел я повторил, и следуй моему примеру. Постарайся выполнить всё. что я наказал тебе в этом письме. Этим письмом я сказал тебе своё последнее слово, чтобы у тебя не было повода защищаться, если твоя душа последует за плотскими вожделениями, хотя никто, кроме Всевышнего Аллаха, не удерживает человека от зла и не предоставляет ему повода для добра. То, на что Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) обратил моё особое внимание в своём завещании, а именно ревностное выполнение обрязов намаза, выплата заката и доброе отношение к подчинённым, я упомянул в своём письме тебе. Завершаю его, напоминая наставление Пророка: Нет могущества и власти, кроме могущества и власти Всевышнего Аллаха."

Как видите, все указания имама Али (да будет мир с ним!) свидетельствуют о его благочестии, справедливости и добром и ласковом отношении к людям. Эти указания его светлость дал не только Малику, но и всем своим наместникам и доверенным лицам.

10 - ЧУВСТВА ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)

Прочность каждого общества зависит от дружбы и любви между его членами. Любовь и нежные чувства развиваются в чистом сердце и здоровой душе и тот, кто обладает подобными возвышенными качествами, думает о других и предпочитает их спокойствие своему. Имам Али (да будет мир с ним!) был олицетворением любви и возвышенных чувств. Он трудился, работал и в конечном итоге расходовал плату за свой труд на неимущих и обездоленных.

Али (да будет мир с ним!) был могущественным покровителем нуждающихся и угнетённых. Он был отцом сирот, защитником вдов и обездоленных и помощником слабых. В период своего халифата он по ночам выходил из дома и в ночной темноте, оставаясь неузнанным, раздавал неимущим и вдовам хлеб и финики, деньги и продовольствие. Никто не знал, кто этот добродетельный и гуманный человек.

Где бы Али (да будет мир с ним!) не встречал сироту, он по-отцовски нежно гладил его по голове и давал ему еду и одежду. Однажды его светлость, идя по улице, встретил женщину, которая несла домой на спине бурдюк с водой, согнувшись под его тяжестью. Али (да будет мир с ним!) взял у женщины бурдюк и донёс его до её дома и затем спросил её, как она живёт. Женщина, не узнав его светлость, ответила: "Моего мужа Али послал на войну и он мученически погиб. Поэтому я вынуждена работать у людей, чтобы заработать себе и своим детям на пропитание."

Али (да будет мир с ним!), услышав эти слова, сильно огорчился и провёл беспокойную ночь. Как только наступило утро, он взял корзину с мукой и финиками и, отправившись к дому той женщины, сказал: "Я тот самый человек, который помог тебе донести бурдюк с водой." Женщина взяла продукты и, поблагодарив его, сказала: "Путь Аллах рассудит меня и Али, ибо мои дети остались голодными сиротами." Али (да будет мир с ним!) вошёл в дом И сказал: "Я готов служить тебе, чтобы удостоиться милости Аллаха. Я буду присматривать за твоими детьми, а ты пеки хлеб. Женщина принялась печь хлеб, а Али (да будет мир с ним!) посадил её детей к себе на колени и, проливая слёзы, клал им в рот финики и говорил: "Дети мои, если Али не смог заняться вами, простите его, ибо он сделал это неумышленно." Как только в печи зажёгся огонь, тепло которого коснулось его светлости, он подумал: "Почувствуй тепло огня, Али, и побойся адского огня, ибо таково наказание тех, кто не справляется о сиротах и вдовах!"

В это время к женщине зашла соседки и, узнав его светлость, сказала хозяйке: "Горе тебе! Мужчина, которого ты вынуждаешь работать - Али!" Женщина поспешила к его светлости Али (да будет мир с ним!) и воскликнула: "Насколько я должна быть бесстыжей, чтобы осмелиться принудить эмира правоверных работать! Прости меня!" Али (да будет мир с ним!) ответил: "Ты в этом не виновата. Справляться о сиротах и вдовах - моя обязанность."

Имам Али (да будет мир с ним!) в обращении с людьми был чрезвычайно скромен и добр. Он был благороден, милостив и благожелателен. О его великодушии твердили все, и даже его враги восхищались им.

Все, даже враги имама Али (да будет мир с ним!), признавали его мудрость и превосходство. Истинной мудростью является именно та, которую признают враги.

Один из злейших врагов его светлости, Муавие, говорил: "Если я потерплю поражение и Али одержит надо мной победу, то я не испугаюсь, ибо мне достаточно попросить у него прощения, чтобы он помиловал меня. Али очень великодушный человек."

Им-ам Али (да будет мир с ним!) всегда говорил своим воинам, чтобы они не преследовали убегающих с поля боя врагов, лечили раненных и хорошо обращались с пленными. Одержав победу в битве Джамаль, Али (да будет мир с ним!) с уважением отправил Лишу в Медину и освободил Абдуллу ибн Зобейра и Марвана ибн Хакама, сыгравших значительную роль в организации этого мятежа.

Али (да будет мир с ним!) дарил всем свою любовь и нежность и призывал всех к состраданию и великодушию. Он даже по поводу своего убийцы сказал, чтобы с ним хорошо обращались и не оставляли его без пищи и воды. Да, такие возвышенные и бесподобные чувства могут уместиться в чистом сердце его светлости Али и, как было вкратце указано, Али (да. будет мир с ним!) был единственным, кто обладал подобными высокими моральными качествами. Поэтому Ибн Абу ал-Хадид сказал: "Хвала Аллаху! Один человек и столько превосходных качеств?!" Никто не в состоянии полностью разъяснить личность Али (да будет мир с ним!). Всё, что было сказано о высших качествах этого великого человека в нескольких предыдущих главах, достойно лишь нашего понимания, ибо, как говорится, жар-птицу поймать невозможно, убери капкан. В заключении этой главы в подтверждение сказанному в предыдущих главах мы приводим строки из касиды муллы Мехр Али Хои, сочинённые им в честь его светлости Али (да будет мир с ним!):

Перевод:

1 - Знай, что Али человек. Но какой человек? Человек, в котором воплощено могущество его Создателя.

2 - Его светлость является окончательной причиной мироздания и если бы его не было, то от мира сего не было бы и следа (т.е. Господь создал мир ради него).

3-Й если ты вникнешь в мир ума, души и материи, то поймёшь, что все они сотворены ради него.

4 - Он - звёздная Вселенная внутри Вселенной и раковина с лучезарными жемчужинами внутри раковины (т.е. его светлость обладает всеми качествами великого Пророка, и другие имамы являются его потомками).

5 - Одной его стрелы было достаточно, чтобы поразить врага, и он одерживал победу в любом бою.

6 - Все воины, встречаясь с ним, (из страха) вкладывали мечи в ножны.

7 - Во время атаки он был львом Аллаха, а во время благодеяний - отцом сирот.

8 - Любовь к его светлости является источником рая и райских благ, а вражда с ним - источником адского пламени.

9- Он является руководителем всех людей во всём мире после великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Кто же такие Абу Бакр и Умар, которые сравнивают себя с ним?

10 - Тот, кто хотя бы один раз в своей жизни совершил грех, не достоин быть имамом. Тогда каким образом подобного поста будет достоин тот, кто всю свою жизнь был язычником? (Ибо имам должен быть непорочным и назначенным Аллахом.)

11 - Смерть того, кто умер, не узнав его светлость, подобна смерти осла и коровы (т.е. смерти доисламского периода. Эти строки указывают на предание о том, что каждый человек должен знать имама своего времени).

12 - Аллах ненавидит врага его светлости, даже если он будет восхвалять и благодарить Всевышнего.

13 - Другу и поклоннику его светлости Аллах обещает рай, если даже он пил вино, пел песни занимался распутством. (Несомненно, эти строки нужно разъяснить, ибо они не означают того, что каждый, кто любит его светлость, может совершать грех и затем ожидать, что попадёт в рай. Любовь должна быть взаимной. Если кто-нибудь любит Али (да будет мир с ним!), надо ещё посмотреть, любим ли он его светлостью. Безусловно, имам Али (да будет мир с ним!) не будет любить человека, нарушающего Божьи предписания. Таким образом, истинный поклонник его светлости не должен совершать грех и если согрешит из невежества, Аллах предоставит ему возможность покаяться и только в этом случае всемилостивый и всепрощающий Аллах простит его.)

14 - У кого, кроме Али (да будет мир с ним!), есть такая жена как Захра (да приветствует её Аллах!) и такие сыновья как Хасан и Хусейн (да будет мир с ними!)?

15 - Он является автором сборника мудрости, знаний, а также наставлений.

16 - Его светлость жил просто и был безразличен к мирским благам. Сокровища мира (слитки золота) были для него подобны черепице и глине.

17 - Он чистый свет, а его соперники, претендующие на халифат, подобны тьме, дыму и искре.

18 - А ты, противник имамата его светлости, вспомни то предание (о событии в Кадир Хоме), достоверность которого подтверждают и ваши предания.

19 - Тогда в Кадир Хоме Пророк (да благословит Аллах его и род его!) вместе с Али (да будет мир с ним!) поднялся (вместо минбара) на сёдла верблюдов.

20 - И сказал: "Тот, чьим повелителем я являюсь, будет считать Али своим повелителем и покровителем после меня."

21 - Встречали ли вы Пророка, скончавшегося или же переселившегося до назначения своего наместника?

22 - Разве может группа простых людей, собравшись, отрицать того, о ком приведены особые предания?

23 - Его светлость Али (да будет мир с ним!) - великое знамение Господа. Разве можно отрицать того, кому Аллах посвятил аяты и суры?

24 - Любовь к его светлости является наиважнейшим предписанием, приведённым Аллахом в Коране.

25 - Тот, кто любит и его светлость, и его противников, подобен тому, кто одновременно и признаёт, и отрицает истину.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Наши рекомендации