А наказание неверных - огонь
Всевышний Аллах описал наказание неверных и награду праведных, после того,
как рассказал о положении многобожников и об их неверии и ширке:
﴿لَّهُمْ عَذَابٌ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا﴾ «Для них - наказание в ближайшем мире»
– руками верующих убиением и пленением;
﴿وَلَعَذَابُ الاٌّخِرَةِ﴾ «И, конечно, наказание последнего мира» – т.е.
припасённое для них, вместе с унижением уже при жизни;
﴿أَشُقَّ﴾«Более жестоко» – намного. Как сказал посланник Аллаха
(Да благословит его Аллах и приветствует!) двум взаимно проклинающим людям:
«إِنَّ عَذَابَ الدُّنْيَا أَهْوَنُ مِنْ عَذَابِ الْآخِرَة»
«Поистине наказание в этом мире легче, чем наказание в мире последнем».(Муслим 1493). Ибо поистине, мучение в этом мире когда-то закончится, а мучение в мире последнем вечное, нескончаемое в огне, который сильнее мирского огня в семьдесят раз, а плотность и крепость его цепей , невозможно представить. Как сказал об этом Всевышний Аллах:
﴿فَيَوْمَئِذٍ لاَّ يُعَذِّبُ عَذَابَهُ أَحَدٌ - وَلاَ يُوثِقُ وَثَاقَهُ أَحَدٌ ﴾
«В тот день никто не накажет так, как наказывает Он, и никто не наложит таких оков, какие накладывает Он». (89:25-26)а также:
﴿بَلْ كَذَّبُواْ بِالسَّاعَةِ وَأَعْتَدْنَا لِمَن كَذَّبَ بِالسَّاعَةِ سَعِيراً - إِذَا رَأَتْهُمْ مِّن مَّكَانٍ بَعِيدٍ سَمِعُواْ لَهَا تَغَيُّظاً وَزَفِيراً
- وَإَذَآ أُلْقُواْ مِنْهَا مَكَاناً ضَيِّقاً مُّقَرَّنِينَ دَعَوْاْ هُنَالِكَ ثُبُوراً - لاَّ تَدْعُواْ الْيَوْمَ ثُبُوراً وَحِداً
وَادْعُواْ ثُبُوراً كَثِيراً - قُلْ أَذَلِكَ خَيْرٌ أَمْ جَنَّةُ الْخُلْدِ الَّتِى وَعِدَ الْمُتَّقُونَ كَانَتْ لَهُمْ جَزَآءً وَمَصِيراً ﴾
«Но они считают ложью Час, а для тех, кто считает ложью Час,
Мы приготовили Пламя. Когда оно завидет их издалека, они услышат
его яростное шипение и рев. Когда их скованными бросят в тесное место,
там они будут призывать погибель. Не призывайте сегодня одну погибели,
а призывайте много погибелей! Скажи: “Это лучше или же Сад вечности,
который обещан богобоязненным и будет им воздаянием и местом прибытия?”»
(25:11-15) Подобно этому здесь Аллах сказал:
﴿مَّثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِى وُعِدَ الْمُتَّقُونَ﴾ «Пример рая, который обещан богобоязненным» – в своих качествах и описаниях;﴿تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الأَنْهَـرُ﴾ «Внизу его текут реки» – т.е.
они текут из разных частей и краёв рая там, где пожелают обитатели рая.
Они заставляют их биться ключом и поворачивают куда захотят. Аллах также сказал:
﴿مَّثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِى وُعِدَ الْمُتَّقُونَ فِيهَآ أَنْهَارٌ مِّن مَّآءٍ غَيْرِ ءَاسِنٍ وَأَنْهَارٌ مِّن لَّبَنٍ لَّمْ يَتَغَيَّرْ
طَعْمُهُ وَأَنْهَـرٌ مِّنْ خَمْرٍ لَّذَّةٍ لِّلشَّـرِبِينَ وَأَنْهَـرٌ مِّنْ عَسَلٍ مُّصَفًّى وَلَهُمْ فِيهَا مِن كُلِّ الثَّمَرَتِ وَمَغْفِرَةٌ﴾
«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды,
которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется,
Реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда.
В нем для них уготованы любые фрукты и прощение».(47:15)
Далее Аллах сказал:﴿أُكُلُهَا دَآئِمٌ وِظِلُّهَا﴾«Пища в нем постоянна и тень» – т.е. в ней нескончаемые фрукты, еда и питьё. В двух «Сахихах» приводится хадис
от ибн Аббаса о молитве при затмении, сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха,
во время молитвы ты протянул руку и взял что-то, а затем вернул». Он сказал:
«إِنِّي رَأَيْتُ الْجَنَّةَ أَوْ أُرِيتُ الْجَنَّةَ فَتَنَاوَلْتُ مِنْهَا عُنْقُودًا، وَلَوْ أَخَذْتُهُ لَأَكَلْتُمْ مِنْهُ مَا بَقِيَتِ الدُّنْيَا»
«Я видел рай, или мне был показан рай. И я дотянулся до грозди винограда из него,
и если бы я взял его, то вы бы отведали из него, и тогда этой жизни не стало бы».
(Бухари 748, Муслим 907)
Имам Муслим передаёт от Джабира ибн Абдуллы,
что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«يَأْكُلُ أَهْلُ الْجَنَّةِ وَيَشْرَبُونَ، وَلَا يَتَمَخَّطُونَ وَلَا يَتَغَوَّطُونَ، وَلَا يَبُولُونَ، طَعَامُهُمْ جُشَاءٌ كَرِيحِ الْمِسْكِ، وَيُلْهَمُونَ التَّسْبِيحَ وَالتَّقْدِيسَ كَمَا يُلْهَمُونَ النَّفَس»
«Обитатели рая кушают и пьют, не сморкаются, не справляют естественные нужды, не мочатся. Они выводят остатки пищи отрыжкой с запахом мускуса. Им внушено прославление и восхваление Аллаха также произвольно, как и дыхание». (Муслим 2835)
Имам Ахмад и ан-Насаи передают хадис от Сумамы ибн Укбы, а тот слышал от Зайда ибн Аркама, что пришёл человек из обладателей Писания (к посланнику Аллаха) и сказал:
«О, Абу аль-Касим, ты говоришь, что обитатели рая будут кушать и пить?»
Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил:
«نَعَمْ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، إِنَّ الرَّجُلَ مِنْهُمْ لَيُعطَى قُوَّةَ مِائَةِ رَجُلٍ فِي الْأَكْلِ وَالشُّرْبِ وَالْجِمَاعِ وَالشَّهْوَة»
«Да, клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, что человеку (в раю) будет дана сила ста человек (в миру) для еды питья, совокупления и вожделения». Человек сказал: «Поистине у того, кто ест и пьёт, бывают естественные нужды, но в раю нет нечистот». Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«تَكُونُ حَاجَةُ أَحَدِهِمْ رَشْحًا يَفِيضُ مِنْ جُلُودِهِمْ كَرِيحِ الْمِسْكِ فَيَضْمُرُ بَطْنُه»
«Естественные нужды будут выходить у человек с потом,
выделяемым кожей с запахом мускуса, и тогда живот его снова втянется».
(Ахмад 4/367, ан-Насаи в «аль-Кубра»).
Аллах сказал в другом аяте:﴿وَفَـكِهَةٍ كَثِيرَةٍ - لاَّ مَقْطُوعَةٍ وَلاَ مَمْنُوعَةٍ ﴾
«И многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны». (56:32-33)
а также:﴿وَدَانِيَةً عَلَيْهِمْ ظِلَـلُهَا وَذُلِّلَتْ قُطُوفُهَا تَذْلِيلاً ﴾«Тени будут близки к ним, и плоды будут подчинены им полностью». (76:14) Тень в раю также не уходит и не уменьшается:
﴿وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ سَنُدْخِلُهُمْ جَنَّـتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الاٌّنْهَـرُ خَـلِدِينَ فِيهَآ أَبَداً لَّهُمْ فِيهَآ أَزْوَجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَنُدْخِلُهُمْ ظِـلاًّ ظَلِيلاً ﴾
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния,