В его незнании заключается знание, потому что он был в состоянии незнания, когда нет барьеров. Как может жечь огонь, если вы не знаете, что это огонь и что он жжет.

Если вы хотите действительно понять, вы можете обратиться к гипно­тизеру. Он может провести с вами эксперимент в глубоком гип­нозе. В состоянии глубокого гипноза вы можете взять в руку обыкновенный камень, и если он скажет человеку в этом бессоз­нательном состоянии: "Это раскаленный уголь, обжигающий, го­рячий, вы можете обжечься". А это обыкновенная галька и холод­ная, но когда он положит ее на ладонь человеку, он получит ожог, и его рука будет выглядеть так, будто бы в ней был действительно раскаленный уголь. Что случилось?

Вы можете сделать все наоборот: можете положить раскаленный уголь на его ладонь, и сказать, что это просто холодный камень, и он не обожжется. Теперь это проверенный научный факт. Что происхо­дит на самом деле? Когда вы прикладываете к руке человека рас­каленный уголь, почему он не получает ожога? Если огонь жжет, тогда человек должен обжечься. Какая разница — в сознании он или без сознания, загипнотизирован или не загипнотизирован? Какое имеет значение, если вы говорите, что это холодный ка­мень? Как вы меняете ситуацию своими словами?

Вы создаете свою реальность, веря в нее. Реальность такова, какой вы ее себе представляете. Ваша вера создает вашу реальность. Если ваша вера изменяется, меняется и ваша реальность. Человек жи­вет в очень нереальной реальности, в этом и состоит смысл ин­дусского слова "майя". Майя означает нечто волшебное, майя оз­начает, что того, что мы видим, нет. Мы живем в майе, мы живем в очень иллюзорном мире. Мы создаем наш собственный мир.

Вы можете отправиться в леса Индии, где еще живут примитивные об­щины. Они имеют свои системы верований. Вы будете удивлены, что эти системы работают. Кто-нибудь из них может убить дру­гого человека, который принадлежит к этому примитивному об­ществу, совершив определенный ритуал. Если он хочет убить ко­го-то, не принадлежащего к этому примитивному обществу, он не сможет это сделать, но он может убить другого, кто принадле­жит к этому обществу, потому что система верований у них одна и та же. Однажды человек узнает, что проделан определенный ри­туал, который всегда убивает людей, и он умирает. Он просто впадает в состояние смерти.

В одна тысяча девятьсот пятьдесят втором году в Америке был принят маленький закон — антигипнозный акт, потому что в некоторых университетах некоторые студенты просто из любопытства про­водили эксперименты. Четверо студентов провели такой экспери­мент в своей комнате: один лежал на кровати, а трое остальных гипнотизировали его. Парень, который был загипнотизирован, должно быть, обладал выдающейся способностью, он наверняка был медиумического склада: он впадал в действительно глубокое гипнотическое состояние, которое встречается очень редко. При­близительно тридцать три процента людей поддается гипнозу, из них не более чем три процента впадает в глубокое состояние гип­ноза. Таким образом, из ста человек только один поддается глу­бокому гипнозу, впадает в глубокий транс. Остальные тоже впа­дают в транс, но остаются где-то в пограничном состоянии. Они будут делать только то, что сами хотят. Если вы прикажете им сделать что-либо, с чем они не согласны, они немедленно выйдут из гипнотического состояния. А этот парень, должно быть, один из тех редких трех процентов людей. Трое гипнотизировали его, они играли, просто шутили — прочитали книгу и решили попро­бовать. Это было просто совпадение, что парень был очень восп­риимчив, гипнобилен. Они говорили ему многое, и он все выпол­нял, а потом вдруг одному из них пришла в голову идея и они сказали ему: "Теперь ты мертв". И парень умер. Тогда они попы­тались вернуть его назад, но если человек умер — он умер, и гипноз не может на него воздействовать. Гипноз выявляет одну вещь: если глубоко верите во что-то, это начинает действовать на ваше сознание, на ваше бытие — это становится реальностью. Ре­альность не всегда реальна: обычно то, что вы считаете реаль­ным, на тридцать процентов — воображение, но оно работает как реальность.

Будда определил реальность как "то, что работает", и это определение действительно полно смысла. Если кто-то будет обожжен в глубо­ком гипнотическом трансе, хотя вы вложили ему в руку холод­ный камень, то это потому, что этот камень будет огнем для него. Все, что работает, реально. Если это сработало, он будет лечить рану много дней, потому что сознание поверило в это, тело пове­рило в это, и тогда оно действует.

— Я не знал этого, — сказал человек.

Вы, должно быть, слышали о ходящих по огню. Они спокойно ходят, благодаря глубокой убежденности: они верят, что огонь не будет жечь, они движутся в глубоком гипнотическом трансе. В Индии много таких. На Цейлоне есть группа ходящих по огню — буддий­ские монахи. Они раз в год собираются у храма Канди и ходят по огню. Они верят, что Будда защитит их и это, конечно, работает. Не то, что Будда защищает, но если вы считаете, что Будда защи­щает вас, тогда работает вера — защищает ваша вера.

Подобная группа была приглашена в Оксфорд, и они выступали там. Тысячи людей наблюдали, а профессор философии, обыкновен­ный человек, просто наблюдавший весь феномен, был так очаро­ван, что, не говоря никому ни слова, прыгнул в огонь, ходил по нему и не получил ожогов. Что случилось? Ни Будда, ни Христос ему не помогали, просто он видел, что тридцать человек смогли пройти, и он подумал: "Тогда в чем же дело? Я тоже человек, а это в человеческих силах". Замечательная идея, что это в человече­ских силах, стала глубоким убеждением. В ней не было сомнения. Он прыгнул без колебания и смог пройти.

Я вовсе не говорю, что вы должны пойти и ступить в огонь, но пона­блюдайте за своей жизнью, и вы увидите: многое оказывается возможным только потому, что вы верите, многое не удается по­тому, что вы не доверяете. Многое невозможно потому, что при­сутствует сомнение, многие вещи становятся возможными, пото­му что есть уверенность. Вы сами создаете свою реальность. По­смотрите на величие человеческого сознания: вы создаете свою реальность, вы — центр вашего мира. Вы создаете ваш мир, вы цепляетесь за ваш мир. Если у вас неудачи, помните: это вы сами создали их. Если вы счастливы, хорошо запомните, что вы сами создали счастье. Это ваш мир: вы можете создать счастливый мир, а можете создать и несчастливый. Ад — это привычка созда­вать вокруг себя несчастный мир, рай — другая привычка, при­вычка создавать вокруг себя счастливый мир. И нирвана означа­ет понимание того, что все, созданное умом, бесполезно. Почему не направиться внутрь того, что не создается умом? Это — абсо­лют. Тогда не будет ни счастья, ни страданий, ни хорошего, ни плохого, ни рая, ни ада.

— Я не знал этого, — сказал человек.

Наши рекомендации