И в словах: «Они подобны тому, кто разжёг огонь. Когда же огонь озарил всё вокруг него, Аллах лишил их света» (сура 2 «Корова», аят 17).

А также в словах: «Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба» (сура 2 «Корова», аят 19).

И в словах: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен...» (сура 24 «Свет», аят 35).

А затем Он сказал: «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их...» (сура 24 «Свет», аят 43).

Таким образом, это обращение к Всевышнему содержит мольбу об оживлении сердца посредством благодатного дождя Корана и освещении груди его светом, дабы обрести сразу и жизнь, и свет.

Всевышний Аллах сказал: «Разве тот, кто был мёртвым, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (сура 6 «Скот», аят 122).

Поскольку грудь просторнее и больше сердца, то свет, обретаемый ею, просачивается из неё в сердце, потому что наполняет нечто более обширное, чем оно.

А поскольку тело и все его органы живут благодаря жизни сердца, и жизнь из него просачивается в грудь, а потом и ко всем остальным органам, то в этой мольбе содержится просьба даровать жизнь сердцу посредством благодатного дождя, который является тем веществом, которое приносит её.

И поскольку печали и тревоги — явление противоположное жизни сердца и его озарению, он просил устранения их посредством Корана, ибо это наилучшая гарантия того, что они не вернутся. Если же они уходят не посредством Корана, а посредством, например, выздоровления, мирских благ, влияния, супруги или ребёнка, то печали и тревоги вернутся, как только всё это уйдёт.

Если говорить о том неприятном, что постигает сердце, то если оно относится к прошлому, то оставляет после себя скорбь. А если относится к будущему, то вызывает тревогу. Если же оно относится к настоящему, то рождает печаль.

А Аллах знает обо всём лучше

См. "Фаваид"

ПРИЗНАКИ ВОЗВЕЛИЧИВАНИЯ ЗАПРЕТОВ

К признакам возвеличивания запретов относятся:

- Стремление отдалиться от всего того, что имеет отношение к запретному и ведет к нему, и избегание всякого средства, приближающего к нему. Например, человек избегает места, в котором есть вводящие в искушение образы, из страха впасть в искушение.

- Тот случай, когда человек оставляет то, в чем нет ничего запретного, из страха перед тем, что действительно запретно.

- Тот случай, когда человек избегает чрезмерности в дозволенном из боязни впасть в нежелательное.

- Избегание общения с теми, кто открыто совершает запретное, одобряет его, призывает к нему, относится к нему беспечно и запросто совершает любое запретное деяние. Общение с такими людьми навлекает на человека недовольство Всевышнего Аллаха и Его гнев, и с ними общаются лишь те, в чьих сердцах не осталось возвеличивания запретов Всевышнего Аллаха.

- К признакам возвеличивания запретов относится и то, что человек гневается ради Всевышнего Аллаха, когда нарушаются Его запреты, и ощущает в сердце своем печаль и подавленность, когда кто-то ослушивается Аллаха, нарушает установленные Им ограничения и не исполняет Его веления, а он не в состоянии изменить это.

- К признакам возвеличивания велений и запретов Аллаха относится и то, что человек не старается постоянно следовать послаблениям до такой степени, что отходит от золотой середины. Приведем пример. В хадисе упоминается совершение полуденной молитвы в знойный день в более позднее время, когда станет прохладнее. И преступать предел в этом послаблении – это откладывать молитву до истечения отведенного для нее времени либо до последних минут отведенного для нее времени. Причина этого послабления в том, что совершение молитвы в сильный зной мешает человеку сконцентрироваться и сосредоточиться, и он совершает поклонение неохотно, ощущая раздражение. И Всевышний по мудрости Своей велел людям совершать молитву в более позднее время, когда жара немного спадет и они смогут совершать ее сосредоточенно и обрести то, ради чего она и совершается: смирение и устремленность к Всевышнему Аллаху.

К этой же категории относится и запрет совершать молитву, когда уже принесли еду или когда человек ощущает потребность справить малую или большую нужду, потому что он будет думать об этих вещах и это будет отвлекать его от сути молитвы и он не сможет совершить ее должным образом. И если человек хорошо понимает религию, он должен сначала избавиться от того, что будет отвлекать его во время молитвы, а потом, освободив сознание свое для молитвы, совершить ее, освободив сердце для Всевышнего Аллаха, обратив к Нему лик свой и устремившись к Нему всем своим существом. За совершение двух ракаатов молитвы таким образом человеку прощаются его прошлые прегрешения.

Бывает также, что человек впадает в крайность в своем отношении к велениям и запретам. Он совершает малое омовение и ему все кажется, что он совершил его не так, как нужно, и он делает и переделывает его до тех пор, пока не закончится отведенное для молитвы время. Или же он повторяет открывающий молитву такбир, стремясь к совершенству, до тех пор, пока не пропустит чтение «аль-Фатихи» с имамом или даже целый ракаат молитвы. Или же человек доходит в своем болезненном благочестии до того, что вообще перестает есть что-либо из того, чем питаются простые мусульмане, опасаясь сомнительного…

- К признакам возвеличивания велений и запретов Аллаха относится и то, что человек не ослабляет свою покорность велениям Аллаха попыткой непременно выяснить смысл и назначение данного веления. Он подчиняется велению Аллаха и Его мудрости, исполняя Его веления вне зависимости от того, ясен ему смысл этого веления или нет.

См. «Вабиль»

Наши рекомендации