Объект, тело и ум возникают из трех основ заблуждения. Психичес­кое, лучистое и материальное тела становятся тремя мирами

Причина заблуждения — это вместерожденное неведение, неспособ­ность узнать во всем, что проявляется из основы бытия, собственное проявление самого ригпа. Условие, способствующее [заблуждению] — это неведение относительно иллюзорности явлений: восприятие как «другого» [видимостей], которые представляют собой [ригпа] являю­щее себя самому себе. Опора заблуждения — это проявление ясного света, [которое тоже является] самопроявлением. Другими словами, три вида заблуждения — касательно объектов, тела и ума — возни­кают вследствие [этой причины, условия и опоры]. Поскольку сущ­ность [основы] — пустота, она дает пространство, и таким образом дхармата становится опорой для объективного заблуждения. Природа основы — [ясность, проявляющаяся как] пять светов — становится опорой для заблуждения относительно объективных проявлений мате­риального тела и внешнего окружения. Ригпа, созидательная способ­ность и излучение энергии — это опоры для заблуждения относитель­но ума.

Начальная стадия заблуждения в трех мирах — появление существ в мире без форм. Опорой их потоку сознания служат психические тела созерцания, состоящие из четырех скандх, которые представляют со­бой всего лишь наименования [310]. Затем появляются существа мира форм, для которых опорой их потока сознания служат тела из пяти сияющих светов. Последними появляются существа мира желания, для которых опорой потока сознания служат материальные тела из плоти и крови.

II. 2.3.2.2.2.2.2.2. Развитие тела в чреве

Рождение из чрева: из [способностей] элементов проникать, рас­пространяться и уравнивать [образуются] каналы, слоги, ветры-энергии и жизненные сущности, а также развиваются относитель­ные и абсолютные элементы.

Чтобы существо родилось из чрева, сначала происходит развитие ваджрного тела. Клеши способствуют созданию элементов земля, вода, огонь и ветер. Эти элементы выполняют задачу развития тела: благодаря трем их действиям — проникновению, распространению и уравниванию — эти четыре элемента собираются, распределяются и смешиваются.

Сначала, в течение первой недели развития зародыша, в четырех направлениях образуются тонкие каналы четырех элементов вместе с четырьмя семенными слогами. Затем, во вторую и следующие неде­ли, в узле пупочного канала образуются две пары маленьких глаз — материальные глаза и «глаза светоча». Образуясь в четырех сердеч­ных каналах, тончайшие сущности плоти, крови, тепла и дыхания яв­ляют опоры чувств восьми сознаний. Постепенно образуются четыре чакры, и у каждой есть два глаза. На трех главных каналах — опорах пяти способностей чувств — покоятся три семенных слога, которые служат опорами трех врат [тела, речи и ума] и трех ядов нечистого состояния, а также опорами трех кай чистого состояния. На пяти чак­рах покоятся пять семенных слогов [311] героев [312]. От этих [пяти чакр] отходят четыреста семьдесят два тонких канала. Затем образуются главные и второстепенные ветры-энергии, принадлежащие к трем раз­рядам (внешние, внутренние и тайные) пяти ветров-энергий. [Эти ветры-энергии] относятся или к ветрам-энергиям исконной мудрости, или к ветрам-энергиям кармических действий. Относительная жиз­ненная сущность пребывает в правом канале, абсолютная жизненная сущность — в левом, а природная жизненная сущность — в цент­ральном. Таким образом, в итоге развития четырех абсолютных и че­тырех относительных элементов образуется завершенное тело.

II. 2.3.2.2.2.2.2.3. Взаимосвязь между относительными и абсо­лютными элементами

Наши рекомендации