Объект, тело и ум возникают из трех основ заблуждения. Психическое, лучистое и материальное тела становятся тремя мирами
Причина заблуждения — это вместерожденное неведение, неспособность узнать во всем, что проявляется из основы бытия, собственное проявление самого ригпа. Условие, способствующее [заблуждению] — это неведение относительно иллюзорности явлений: восприятие как «другого» [видимостей], которые представляют собой [ригпа] являющее себя самому себе. Опора заблуждения — это проявление ясного света, [которое тоже является] самопроявлением. Другими словами, три вида заблуждения — касательно объектов, тела и ума — возникают вследствие [этой причины, условия и опоры]. Поскольку сущность [основы] — пустота, она дает пространство, и таким образом дхармата становится опорой для объективного заблуждения. Природа основы — [ясность, проявляющаяся как] пять светов — становится опорой для заблуждения относительно объективных проявлений материального тела и внешнего окружения. Ригпа, созидательная способность и излучение энергии — это опоры для заблуждения относительно ума.
Начальная стадия заблуждения в трех мирах — появление существ в мире без форм. Опорой их потоку сознания служат психические тела созерцания, состоящие из четырех скандх, которые представляют собой всего лишь наименования [310]. Затем появляются существа мира форм, для которых опорой их потока сознания служат тела из пяти сияющих светов. Последними появляются существа мира желания, для которых опорой потока сознания служат материальные тела из плоти и крови.
II. 2.3.2.2.2.2.2.2. Развитие тела в чреве
Рождение из чрева: из [способностей] элементов проникать, распространяться и уравнивать [образуются] каналы, слоги, ветры-энергии и жизненные сущности, а также развиваются относительные и абсолютные элементы.
Чтобы существо родилось из чрева, сначала происходит развитие ваджрного тела. Клеши способствуют созданию элементов земля, вода, огонь и ветер. Эти элементы выполняют задачу развития тела: благодаря трем их действиям — проникновению, распространению и уравниванию — эти четыре элемента собираются, распределяются и смешиваются.
Сначала, в течение первой недели развития зародыша, в четырех направлениях образуются тонкие каналы четырех элементов вместе с четырьмя семенными слогами. Затем, во вторую и следующие недели, в узле пупочного канала образуются две пары маленьких глаз — материальные глаза и «глаза светоча». Образуясь в четырех сердечных каналах, тончайшие сущности плоти, крови, тепла и дыхания являют опоры чувств восьми сознаний. Постепенно образуются четыре чакры, и у каждой есть два глаза. На трех главных каналах — опорах пяти способностей чувств — покоятся три семенных слога, которые служат опорами трех врат [тела, речи и ума] и трех ядов нечистого состояния, а также опорами трех кай чистого состояния. На пяти чакрах покоятся пять семенных слогов [311] героев [312]. От этих [пяти чакр] отходят четыреста семьдесят два тонких канала. Затем образуются главные и второстепенные ветры-энергии, принадлежащие к трем разрядам (внешние, внутренние и тайные) пяти ветров-энергий. [Эти ветры-энергии] относятся или к ветрам-энергиям исконной мудрости, или к ветрам-энергиям кармических действий. Относительная жизненная сущность пребывает в правом канале, абсолютная жизненная сущность — в левом, а природная жизненная сущность — в центральном. Таким образом, в итоге развития четырех абсолютных и четырех относительных элементов образуется завершенное тело.
II. 2.3.2.2.2.2.2.3. Взаимосвязь между относительными и абсолютными элементами