Мнения ученых о личности Термези и его трудах
Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.
Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти».
Сам‘ани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов».
Ибнуль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат-уз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем».
Аль-Хаким Абу Ахмад передает слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества как опоры, кроме Абу Исы (Термези). Термези пролил много слез, впоследствие лишился зрения и так прожил долгие годы».
В книге «Ат-Тахзиб», Хафиз Юсуф ибн Ахмад аль-Багдади говорит о Термези: «В конце своей жизни Термези потерял зрение».
Мы ознакомили вас лишь с малой частью высказываний ученых о Термези.
Теперь познакомимся с мнениями о его книгах.
Мнения о книге «Сунан»
Ибнуль-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» ( «Большой сборник», т.е. «Сунан Термези»).
В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Термези» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта». Его называют «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название распространеннее. Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой Термези может пользоваться каждый».
Выдающийся ученый Ташкуприлзаде в сборнике «Тарджима-уль-халь» сказал: «(Термези) оставил много трудов в сфере хадисоведения. «Аль-Джами‘-ас-сахих» среди них — самый сжатый, самый полезный, с самым малым количеством повторений. В нем есть некоторые особенности, которые не встречаются в других книгах хадисов: уделено внимание мнениям мазхабов и их отводам хадисов, указаны категории хадисов — «сахих», «хасан», «гариб», уделено место для науки отвода и подтверждения; в конце книги есть специальная часть, где говорится об обычаях. Книга содержит много полезного». Надеемся, что читатели книги не раз убедятся в этом».
Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси, проведя критический анализ книги, сказал: «В книге Абу Исы (Термези), хадисы распределены по четырем категориям:
а) хадисы, признанные абсолютно достоверными; к этой категории относятся хадисы Муслима и Бухари;
б) хадисы, переданные Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджей; эти хадисы занимают вторую степень;
в) категория отвергаемых хадисов, у которых выявлены недостатки, поэтому к ним надо относиться особо осторожно;
г) Термези о четвертой категории хадисов сказал: «Для этой части я выбрал те хадисы, которые приводились и использовались факихами (учеными)».
Эти хадисы не ограничены какой-либо категорией. Ими воспользовались ученые в качестве доказательства в своей работе, поэтому не смотрели на иснад, достоверность. Термизи привел безукоризненно полные пояснения к хадисам этой группы.
Термези о своем «Сунане» сказал: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит Его Аллах и да приветствует!)»
Другие труды Термези
Ученые подтверждают то, что Имам Термези написал много других трудов. По их мнению, это следующие книги.
1. «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник», т.е. «Сунан Термези»).
2. «Аш-Шамаиль».
3 «Аль-Халь».
4. «Ат-Тарих».
5. «Аз-Зухд» .
6. «Аль-Асма ва аль-куна» (« Имена и прозвища»).
Возможно, Имамом Термези написаны и другие труды. Упомянутые выше произведения приведены на основе разных источников.
Категории хадисов в книге «Сунан Термези»
В книге «Сунан Термези» для определения категории хадисов использованы два специфических понятия. Предлагаем вниманию читателей наши пояснения.
Первое понятие — «этот хадис хороший-достоверный («хасан-сахих»)».
Второе понятие — «этот хадис хороший-достоверный-неизвестный («хасан-сахих-гариб»).
Термези называл некоторые хадисы «хасан-сахих», или «хасан-гариб», или «хасан-сахих-гариб». Термези не приводил пояснения этим сочетаниям терминов. Например, один хадис он называл только «сахих» или «гариб», но не давал им определения.
Причиной этому было то, что мухаддисы знали эти термины без пояснений.
Но для хадиса «хасан» определение приводится, из чего можно сделать вывод, что тогда этот термин был новым. Термези делил хадисы на три категории, об этом мы уже говорили. В сборниках предыдущих мухаддисов встречается термин «хасан». Термези, деля хадисы на достоверные, хорошие и слабые («сахих, хасан и да‘иф»), первым привел научное определение для термина «хороший хадис» ( «хасан»). Он говорит в своей книге: «В этой книге, когда говорится: «Этот хадис хороший («хасан»)», то имеется в виду, что цепь его передатчиков («иснад») хорошая («хасан»). Каждый хадис, передатчик которого не обвинен во лжи, или если хадис по другим причинам не передан как единственный («шаз»), то такой хадис, по нашему мнению, считается хорошим («хасан»)».
Ибнус-Салях относительно выражения «Этот хадис хасан-сахих» говорит: «Термези и другие (имеет в виду следующих мухаддисов: Яхью ибн Ма‘ина, Ибн Аби Шу‘айба, Абу Али ат-Туси и другие ), употребившие выражение «этот хадис «хасан-сахих», в этом допускают ошибку, неточность, путаницу, так как по известным причинам степень «хасан» ниже степени „сахих“». После этого говорит по поводу ошибки (путаницы): «Применение этого выражения («хасан-сахих») относится к цепи передачи («иснаду»). Хадис передается двумя иснадами, т.е. хадис по одной цепи передачи («иснаду») — хороший («хасан»), по второй цепи передачи («иснаду») — достоверный («сахих»). И невозможно отрицать то, что здесь имелся в виду лексический, а не терминологический смысл слова «хасан». То, к чему склонилась душа и что приняло сердце, называется хорошим («хасан»)».
По поводу высказывания Ибнус-Саляха известны критические замечания. Ведь Термези применял сочетание «хасан-сахих» даже применительно к хадисам с одним иснадом. Поэтому, говоря о том,что слово «хасан» использовано в своем лексическом, а не терминологическом значении, мы сделаем важный шаг к уточнению степени достоверности хадисов по качествам цепей передач. Некоторые утверждают, что термин «сахих-хасан» («достоверный-хороший») является промежуточным уровнем между уровнями — «сахих» (достоверный) и «хасан» (хороший). Что касается термина «хасан-сахих-гариб» (хороший-достоверный-неизвестный), то он относится к хорошему («хасан») хадису, в цепочке передатчиков которого, начиная от сподвижника, — по одному передатчику в каждом звене. Хороший («хасан») хадис — того же уровня.
Особенности книг Термези
Хвала Аллаху, Господу миров, и наилучшее, достойное приветствие и благословение нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем мусульманам до конца Света!
Мы очень рады тому, что смогли предложить сегодня мусульманам Узбекистана, достигшего независимости, первый том книги «Сунан Термези» в переводе на их родной язык. Необходимо сказать о том, что книга Термези «Сунан» — это сборник, занимающий особое место среди остальных сборников хадисов.
Книга Термези отличается от других известных сборников «Кутуби ситта» тремя важными особенностями, которые хотелось бы выделить:
1. Термези после приведения текста хадиса перечисляет по именам каждого передатчика. Передаваемые хадисы могут подходить по смыслу друг к другу, а могут быть и прямо противоположными. Независимо от этого, Термези упоминает имена передатчиков, если они имеют к этому разделу близкое или даже далекое отношение. Такой принцип Термези поднимает его книгу на уровень несопоставимо высокий по сравнению с другими книгами. Эта особенность или, вернее, характерная черта трудов Термези является для более поздних времен редчайшим сокровищем, тем философским камнем, превращающим медь и железо в чистое золото.
Именно этот подход сделал популярными его книги. Эта особенность стала тем более важной, когда ученые — знатоки хадисов становились редкостью. Труд по собиранию и классификации хадисов с их текстами и тщательно проверенными цепочками передачи требовал целую жизнь. Когда Мубаракфури толковал книгу Термези, он намеревался проделать подобную работу, но, не достигнув результатов, которые хотя бы приблизительно соответствовали уровню трудов Термези, он ограничился тем, что только следовал в этом выдающимся ученым.
2. Термези многократно упоминает мнения ученых по разбираемым им проблемам права, опираясь на убедительные доказательства, разъясняет противоположные по смыслу хадисы. Насколько такой метод важен, результативен и эффективен для достижения поставленной цели само по себе предельно ясно. Ведь цель хадисоведения — это точное доказательство, то есть определение хадисов, за которыми можно следовать и которыми можно руководствоваться в религиозной практике.
3. Термези обращает пристальное внимание на степень достоверности хадиса, на мотивировку отнесения хадиса в какую-либо категорию. Рассматривает каждый хадис с точки зрения его правильности и слабости. Дает информацию о передатчиках, указывает на допушенные при передаче того или иного хадиса ошибки (‘иллят). Такая направленность изложения материала у Термези является практическим применением правил хадисоведения, в частности, науки о недостатках хадисов. Мы можем утверждать, что эта книга является чрезвычайно полезной для ученых — богословов и их последователей.
Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси так сказал об Имаме Термези: «Услышал я в Герате от Имама Абу Исмаиля Абдуллаха ибн Мухаммада аль-Ансари, как он в своем собрании, когда разговор зашел о Термези и его книге, сказал: «Для меня книга Термези намного полезней книг Бухари и Муслима, потому что книгами Бухари и Муслима могут пользоваться только специалисты-богословы, а книгой Абу Исы Термези может пользоваться каждый».
А сам Термизи о своей книге говорит: «Написав эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана и Ирака. Они приняли ее и отнеслись к ней с одобрением. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!)».
О мнениях ученых относительно личности и трудов Термези мы уже рассказали в предыдущих главах. Теперь перейдем к разъяснению некоторых терминов хадисоведения.