Тема: Психология личности и межличностного общения в трудах российских ученых.

1. П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей.

2. Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения.

3. Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп.

4. Коллективная рефлексология В. Бехтерева.

5. А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека.

6. Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей.

7. Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн.

8. Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский.

9. Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых.

Проблемы психологии межличностного общения разносторон­не и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михай­ловского, обосновавших значение так называемого субъектив­ного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и обще­ния людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное мес­то. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направле­ния в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии лич­ности и межличностного общения содержится в трудах выдаю­щихся российских психологов В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомско­го, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и их многочисленных последователей, в том числе А.Н. Леонтьева, В.И. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. Укажем лишь на те положения из их трудов, которые имеют значение для осмысления современных проблем психологии личности и межличностного общения.

1. П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей. Петр Лавров (1823—1900) и Николай Михайловский (1842—1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как на­уки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.

Особое внимание уделяли они анализу «солидарных» действии людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом обществен­ным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем под­держки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность — это «общность привычек, интересов, аффектов или убежде­нии». Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.

Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного ме­тода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михай­ловский. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский — «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «самый главный его творец». Он развил идею о существовании «правды-истины» и «правды-справедливости». Первая — это «объективная правда», фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — «правда субъективная», выражающая внутрен­ний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуеди­ной правды он рассматривает все явления общественной жизни.

Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповто­римостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в об­ществе — определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Ми­хайловский решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером мас­су на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благородным, низким или без­различным. В целом же характеристики толпы Михайловским со­впадают с характеристиками Лебона.

2. Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения. Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что

главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.

В своей «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведе­ния людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпада­ют с явлениями собственно психическими» и что психическая де­ятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсю­да главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия».

Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психи­ка воплощаются в нормах их социального поведения, в создавае­мых ими предметах духовной и материальной культуры, в систе­ме экономических, политических и других институтов функцио­нирования общества. Он глубоко проанализировал также влия­ние индивидуальной и коллективной психики людей на их меж­личностное общение.

На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931 ).Он обращал внимание на три основ­ные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллекту­альная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это делают рационалисты, эмпирики и волюнтаристы.

Исходя из того, что общественное поведение человека опреде­ляется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые обществен­ные явления». Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания.

Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами.

Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех «прак­тических отношений» людей, в том числе их межличностных от­ношений.

3. Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп. Свой вклад в обоснование роли социально-психологических явлений в деятельности и поведении людей, их социальном общении внесли Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856—1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего «структура общества» и соци­ально-экономические отношения между людьми. Их психичес­кий склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремле­ниях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе. В свою очередь, как часто подчеркивал Г.ЕГ Плеханов, «психика общественного человека» воздействует на образ его мыслей и волю и тем самым существенно влияет на его поведение и отношение к другим социальным субъектам.

Всесторонний анализ проблем социальной психологии, в том числе влияния психического склада людей на поведение обществен­ных классов и других социальных групп, а также отдельных лично­стей, содержится в трудах Владимира Ленина (1870—1924). В ряде своих теоретических работ, докладов, писем он обозначил различ­ные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального самосознания. Он глу­боко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настро­ений на содержание и направленность деятельности людей, их общественных отношений и межличностного общения.

4.Коллективная рефлексология В. Бехтерева. Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отноше­ний внес Владимир Бехте­рев (1857—1927), который исследовал раз­личные проявления индивидуальной и кол­лективной психики людей, широко опира­ясь на данные физиологии. В фундамен­тальном труде «Коллективная рефлексоло­гия» он представил весьма подробную кар­тину влияния социальной психики на поведе­ние людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в обще­ственной жизни».

Помимо методологических проблем коллективной рефлексо­логии, содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехте­рев исследует широкий круг ее специальных проблем, в том чис­ле: коллектив как собирательная личность; коллективное объеди­нение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; разви­тие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллектив­ное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; кол­лективное творчество; согласованные коллективные действия. Бехтерев исходил из положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий».

В «Коллективной рефлексологии» он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как «собра­ние отдельных, связанных между собою теми или иными интере­сами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной кол­лективной или собирательной личности». Поэтому «законы про­явления деятельности коллектива суть те же, что и законы прояв­ления деятельности отдельной личности».

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в кол­лективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллектив­ных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаи­моиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь идет об образовании своего рода энерге­тического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глуб­же осмыслить содержание психологической стороны деятельнос­ти и общения людей.

5. А. Ухтомский о доминанте психической деятельности. Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875—1942), прежде всего учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. «Доминанта, — пишет Ухтомский, — есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников». И, как таковая, «является физиологической основой акта внимания и предметного мышления». Будучи сформи­рованной, доминанта «стойко держится в центрах и подкрепляет­ся разнообразными раздражениями, обеспечивая проявление тех или иных инстинктов». К тому же «однажды вызванная, она мо­жет вoccтaнaвливaтьcя». Уxтoмcкий глубоко обосновал положе­ние о том, что доминанта определяет «направленность поведения, мысли и деятельности». Исследуя доминанту как «фактор пове­дения», он далее говорит о ней как «определителе поведения». Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ухтомский делает вывод:

В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинк­тов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением, приводит к оплодотворению всей работы...

6. А. Узнадзе об установках психической деятельности людей. Научному осмыслению поведения людей и их межличностного общения способ­ствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в твор­ческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической науки. Узнадзе характеризует установку как направ­ленность сознания субъекта в определенную сторону и на опреде­ленную активность. Установки, — указывал он, — присущи как со­знательным, так и бессознательным действиям субъекта, характери­зуют его деятельность в целом. Для возникновения установки «до­статочно двух элементарных условий — какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности. И далее: «То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний вырастает лишь на основе этой установки».

Рассматривая формирование установок у человека как его «го­товности к определенной активности», Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительности, но и слова, речи, вербальных средств общения между людьми. Все это обусловливает возникновение, соответствующих установок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.

7. Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн. Многое для понимания психологии личности и межличностного общения дают труды Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и об­щения людей в функционировании их психики. В его работах мышление общественного человека предстает как про­цесс его умственной деятельности по духовному освоению действи­тельности, переводу внешней предметной деятельности во внут­ренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявля­ется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному пониманию влияния внешней природной и социальной среды на развитие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчества и его роли в практической деятельности людей.

8. Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский. Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Семеновичу Выготскому (1896 —1934), разработавшему культурно-историческую теорию развития пси­хики. Он считал, что в функционировании и развитии психики человека, отражаются два основных плана его деятельности и поведе­ния: натуральный, связанный с удовлетворе­нием его биологических потребностей, и куль­турный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности че­ловека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его пси­хики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных фак­торов на развитие эмоциональной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.

9. Развитие психологии лич­ности и межлич­ностных отноше­ний в трудах дру­гих российских ученых. Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая тео­рия функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. За­порожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Э.В. Ильенкова, А.М. Коршунова и других российских психологов и философов. Многие положения их ра­бот касаются проблем как общей, так и социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения. Это относится, например, к работам А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А. Г. Кова­лева, А.А. Бодалева.

Многие проблемы психологии общения и межличностных от­ношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой.

Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глу­бокого понимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, состав­ляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возника­ющих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериоризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотива­ции, выражающейся в побуждениях людей, придающей их дей­ствиям «направленность, избирательность и стремительность»; общения как психосоциального отношения между людьми, при ко­тором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, спо­собного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»; личности, изучение которой проис­ходит, в частности, в процессе исследования научения (т.е. при­обретения новых форм поведения) и психодиагностики, возник­шей из потребности определения индивидуальных различий лю­дей, для чего широко используется метод тестирования.

Все это имеет прямое отношение к курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми. Эти их отношения

представляют внутреннюю сторону связи человека с действительно­стью, содержательно характеризуют личность как активного субъек­та с его избирательным характером внутренних переживаний и внеш­них действий, направленных на различные стороны объективной действительности.

Психологические отношения как система осознанных избира­тельных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют его действия и его переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

В.Н. Мясищев пишет: «Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений». Решение этих задач от­носится к значительным достижениям отечественной психологии.

Глубокая разработка проблем взаимосвязи общественных от­ношений людей и их межличностных отношений, места общения в системе указанных отношений, анализ структуры общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон содер­жится в работе Г.М. Андреевой.

Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на ис­следование фундаментальных теоретических и методологических проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологи­ческие дисциплины, одной из которых является психология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изуче­ние и учет достижений отечественной и зарубежной психологи­ческой мысли, в первую очередь касающихся психологии личнос­ти и межличностного общения.

Наши рекомендации