Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых

Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова (1823—1900) и Николая Михайловского (1842—1904). Они рас­сматривали все общественные явления как результат сознатель­ной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изуче­нии психологической и нравственной сторон их деятельности.

Особое внимание уделяли они анализу "солидарных" дейст­вий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравст­венного развития людей и форм их общежития. 1

 
 

1 См.: Памяти П. Лаврова. — Пг., 1922. — С. 250.

Под солидар­ностью понимается "сознание того, что личный интерес совпа­дает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех соли­дарных с нами людей". Солидарность — это "общность привы­чек, интересов, аффектов или убеждений" 2.

 
 

2 Там же. С. 250, 251.

Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.

Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее це­лей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъектив­ного метода в социологии, разработку которого продолжил

Н. Михайловский. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михай­ловский — "самый талантливый сторонник субъективного мето­да" и "самый главный его творец". 1

1 Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. — СПб., 1901. - С. 16.

Он развил идею о сущест-„ вовании "правды-истины" и "правды-справедливости" 2.

 
 

2 Михайловский Н.К. Соч. Т. 1 - СПб., 1898. - С.З.

Первая — это "объективная правда", фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — "правда субъективная", выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни.

Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия "героев и толпы", личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и непо­вторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в обществе - определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально-психо­логическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благород­ным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона.

Важные проблемы социальной психологии, в том числе пси­хологии межличностного общения рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей иг­рает их индивидуальная и коллективная психика.

В своей "Психологической социологии" Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что "все общественные явления в известной мере совпа­дают с явлениями собственно психическими" и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается "в познании законов психического взаимодействия" 3.

3 Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909. - С. 85, 86.

Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная пси­хика воплощаются в нормах их социального поведения, в созда­ваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтах функционирования общества. Он глубоко проанализировал так­же влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.

На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931). Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. 1

 
 

1 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. – СПб., 1907. – С. 106.

Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интел­лектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного ми­ра и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это на­блюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

Исходя из того, что общественное поведение человека опреде­ляется его "психической природой", Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также "справедливые и несправедливые обществен­ные явления" 2.

2 Там же. С. 110

Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания. "Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная сре­да, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами" 3.

 
 

3 Там же. С. 110.

Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех "практических отношений" людей, в том числе их межличностных отношений.

Свой вклад в обоснование роли социально-психологических явлений в деятельности и поведении людей, их социальном об­щении внесли Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856—1918) ука­зывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего "структура общества" и социально-экономические отношения между людьми. Их психический склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремлени­ях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе. 1

1 См.: Плеханов Г.В. Изб. философские произведения. В 5 т. Т. 1— М., 1956. — С. 644.

В свою очередь, как часто подчеркивал Г. В. Плеханов, "психика общественного человека" 2

2 Там же. Т. 111. С. 180

воздействует на образ его мыслей и волю и тем самым существенно влияет на его поведение и отношение к другим социальным субъектам.

Всесторонний анализ проблем социальной психологии, в том числе влияния психического склада людей на поведение обще­ственных классов и других социальных групп, а также отдельных личностей, содержится в трудах Владимира Ленина 3

3 См. об этом: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., Наука, 1966; Парыгин Б.Д. Общественное настроение. — М., Мысль, 1968; Его же: В.И. Ленин об общественных настроениях//Вестник ЛГУ, 1959. № 17; Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М., Мысль, 1968.

(1870—1924). В ряде своих теоретических работ, докладов, писем он обозна­чил различные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального са­мосознания. Он глубоко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настроений на содержание и направленность дея­тельности людей, их общественных отношений и межличност­ного общения.

Большой вклад в развитие психологии личности и межлич­ностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), кото­рый исследовал различные проявления индивидуальной и кол­лективной психики людей, широко опираясь на данные физио­логии. В своем фундаментальном труде "Коллективная рефлек­сология" он представил весьма подробную картину влияния "социальной психики " на поведение людей и отношения между ни­ми. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя ра­бота "Роль внушения в общественной жизни" (1898).

Помимо методологических проблем "коллективной рефлек­сологии", содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем. Среди них: коллектив как собирательная личность; коллектив­ное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаи­моиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяю­щий фактор; развитие коллективных движений по типу сочета­тельных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллек­тивное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия. 1

 
 

1 См.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология – Пг., 1921.

Бехтерев исходил из положения о "безусловной закономерности сложных человеческих действии. 2

2 Там же. С. 271.

В этом труде он также дал анализ многих законов деятельно­сти людей Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами лично­стей" он приходит к выводу о том, что коллектив, представ­ляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллек­тивной или собирательной личности". Поэтому "законы прояв­ления деятельности коллектива суть те же, что и законы прояв­ления деятельности отдельной личности" . 3

3 Там же С. 13.

"Коллективные рефлексы" проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллек­тивных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д4 .

4 Там же. С. 25.

Раскры­ваются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в кол­лективе в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредствен­ной передачи возбуждения центров одного индивида соответст­вующим центрам другого индивида". 5

 
 

5 Там же. С. 126.

Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и другие положения учения В.М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны дея­тельности и общения людей.

Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея

Ухтомского (1875-1942), прежде всего его учение о доминанте, так­же базирующееся на данных физиологии. "Доминанта, - пишет Ухтомский - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников" 6.

6 Ухтомский А.А. Доминанта. - М. -Л.: Наука. 1966.

И, как таковая, "является физиологической основой акта внимания и предметного мышления" 7

 
 

7 Там же. С. 11.

Будучи сформированной, доминанта "стойко дер­жится в центрах и подкрепляется разнообразными раздражениями, обеспечивая проявление тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться". 1

1 Ухтомскчи А.А Доминанта. — М. -Л.: Наука, 1966. С. 33.

Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли и деятельности" 2.

2 Там же. С. 89.

Исследуя доминанту как "фактор поведения", он далее говорит о ней как "определителе поведения" 3.

3 Там же, С. 73-88.

Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ух­томский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодо­творению всей работы..." 4 .

 
 

4 Там же. С. 88.

Научному осмыслению поведения людей и их межличност­ного общения способствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования кото­рого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической нау­ки. Узнадзе характеризует установку как направленность созна­ния субъекта в определенную сторону и на определенную ак­тивность 5 .

5 См: Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки- — Тби­лиси: Академия наук Грузинской ССР, 1961. — С.18.

Установки, - указывал он, — присущи как созна­тельным, так и бессознательным действиям субъекта, характери­зуют его деятельность в целом 6 .

6 См.: там же. С. 20, 39.

Для возникновения установки "достаточно двух элементарных условий — какой нибудь акту­альной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установ­ка к определенной активности". И далее: "То или иное состоя­ние сознания, то или иное из его содержаний, вырастает лишь на основе этой установки" 7 .

7 См.: там же. С.23.

Рассматривая формирование установок у человека как его "готовности к определенной активности", Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительно­сти, но и слова, речи, вербальных средств общения между людь­ми. Все это обусловливает возникновение соответствующих уста­новок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.

Многое для понимания психологии личности и межличност­ного общения дают труды Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах 1

1 Основы обшей психологии. — М.: Учпедгиз АН СССР, 1940; Бытие и созна­ние. — М.: АН СССР, 1957; Принципы и пути развития психологии. — М: .АН СССР, 1959

мышление общест­венного человека предстает как процесс его умственной дея­тельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному понима­нию влияния внешней природной и социальной среды на разви­тие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчест­ва и его роли в практической деятельности людей.

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики 2 .

2 См.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Акад. пед. наук РСФСР, I960; Мышление и речь. — М. — Л.: Соцэкгиз, 1934; Изб. психо­логические исследования. — М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1956; Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.

Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социаль­ной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, пре­жде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональ­ной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леон-тьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Анань­ева, Э.В. Ильенкова, А.М. Коршунова и других российских пси­хологов и философов. Многие положения их работ касаются проблем как общей, так и социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения. Это относится, например, к работамА.Н. Леонтьева,В.Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, А.А. Бодалева . 1

1 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.

Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Порш-нева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой 2 .

2 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.

Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого по­нимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возни­кающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мысли­тельных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в за­висимости от внутренних психологических установок"; лично­сти, изучение которой происходит, в частности, в процессе ис­следования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования 3 .

3 См.: Ярошевский М.Г. Психология вXX столетии. — М: Политиздат, 1974. С. 82-86, 148, 168-173.

Все это имеет прямое отношение к курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о "психических" или "психологических" отношениях между людьми. Эти их отноше­ния "представляют внутреннюю сторону связи человека с дейст­вительностью, содержательно характеризуют личность как актив­ного субъекта с его избирательным характером внутренних пере­живаний и внешних действий, направленных на различные сто­роны объективной действительности" 4 .

4 Мясищев В.Н. Личность и неврозы — ЛГУ, 1960. — С. 120.

Психологические отношения как система осознанных изби­рательных связей личности с предметами внешнего мира выте­кают "из всей истории развития человека", выражают его лич­ный опыт и внутренне определяют его действия и его переживания 1 .

1 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - ЛГУ, 1960. - С. 210.

Как элементы психологических отношений характеризу­ются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интере­сы, цели и т.д.

В.Н. Мясищев пишет: "Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений" 2.

 
 

2 Там же. С.81.

Решение этих задач относится к значительным достижениям отечественной психологии.

Глубокая разработка проблем взаимосвязи общественных от­ношений людей и их межличностных отношений, места обще­ния в системе указанных отношений, анализ структуры обще­ния, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сто­рон содержится в работе Г.М. Андреевой 3.

3 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. Разд. Закономерно­сти общения и взаимодействия людей.

Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологиче­ских проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является пси­хология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и за­рубежной психологической мысли, в первую очередь касающих­ся психологии личности и межличностного общения.

Наши рекомендации