Теории марксизма и маржинализма в трудах российских ученых

Распространение марксизма в России началось с 70-х годов XIX века. Активную роль в пропаганде марксистского экономического учения сыграл Г.В. Плеханов(1856—1918). Будучи студентом, он всту­пил в народническую организацию "Земля и воля". Плеханов одним из первых увидел, что в России бурно развивает­ся капитализм, русский пролетариат выходит на арену классовой борьбы, и народничество уже не отражает новые экономические ре­алии. В 1883 году в Женеве начинает действовать русская социал-демократическая группа "Освобождение труда". Ее организаторы: Г В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В Н. Игнатов и Л Г. Дейч видели глав­ную задачу в пропаганде научного социализма в России и подготов­ке к созданию русской рабочей социал-демократической партии. В качестве экономических требований выдвигались:

- радикальный пересмотр аграрных отношений, т.е. условий вы­купа земли и наделения ею крестьянских обществ;

- устранение существовавшей податной системы и установле­ние прогрессивного подоходного налога;

- законодательное регулирование отношений рабочих (городских и сельских) с предпринимателями и организация соответствующей инспекции с представительством от рабочих;

- государственная помощь производительным ассоциациям, орга­низующимся во всевозможных отраслях земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленности.

Важную роль в развитии марксистского экономического учения в России сыграл В.И. Ленин (Ульянов)(1870—1924).

В работе "Развитие капитализма в России" (1899) В.И. Ленин подвел итоги более ранним исследованиям пореформенной экономики России.

Ленин доказывает, что рынок создается самим развиваю­щимся капитализмом, который усугубляет общественное разделение труда и делит производителей на капиталистов и рабочих. В процессе развития товарного производства от земледелия отделяются отрасли обработки сырья. Постепенно они образуются в самостоятельные от­расли промышленности, обменивающие свои продукты (теперь уже товары) на продукты земледелия. Земледелие становится промышлен­ностью, т.е. отраслью хозяйства, производящей товары, в отличие от прежнего натурального хозяйства. Общественное разделение труда есть основа всего процесса раз­вития товарного хозяйства и капитализма. В своей работе Ленин уделил особое внимание взглядам Адама Смита на производство и обращение общественного продукта в капиталистическом обществе и обоснованию теории реализации К. Маркса.

Заметный вклад сделан Лениным и в развитие аграрной экономи­ческой теории. Этим вопросам посвящены работы: 'Закон" убываю­щего плодородияпочвы", "Теория ренты", "Машины в сельском хо­зяйстве" и др.

Оформление социал-демократии в России совпало с возникновением в Германии течения, настаивающего на пересмотре (ревизии) теории Маркса и Энгельса. Основателем ревизионизма стал Эдуард Бернштейн, которого в России поддержали Петр Струве, М.И.Туган-Барановский и С.Н.Булгаков.

С начала XX в. марксизмом были утрачены ведущие позиции в русской экономической мысли, занятые в 1890-е годы. К влиянию ревизионизма и постепенно проникавших в академическую среду теорий предельной полезности и предельной производительности добавилось разочарование в революционных и социалистических идеалах, с особой резкостью выраженное в вызывающих эссе ошело­мившего интеллигенцию сборника «Вехи» (1909). Большинство ав­торов «Вех» в молодости входили в круг «легального марксизма». Трое из них - П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и А.С. Изгоев - стали профессо­рами политэкономии и членами основанной в 1905 г. партии каде­тов, которая объединяла интеллигенцию без социалистической окраски. Университетская политическая экономия в России стала посте­пенно примыкать к различным направлениям маржинализма, кото­рые тогда получили известность в России как психологическая и ма­тематическая школы.

Социал-демократичес­кая рабочая партия раскололась в 1903 г. на более умеренное и последовательно западническое направление «меньшевиков» во гла­ве с Ю.О. Мартовым-Цедербаумом и Г.В. Плехановым и крыло «большевиков» во главе с В.И. Ульяно­вым-Лениным, сформулировавшем свою цель: «Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию».

Этой цели была подчинена дальнейшая деятельность экономиста Владимира Ильина (Лени­на). Ленинская доктрина подразумевала от­каз от какого-либо пересмотра марксизма и непримиримую критику идейных противников.

Ленинский марксизм без ревизионизмаподытожило учение об «империализме как высшей стадии капита­лизма и кануне пролетарской революции», сформулированное Лени­ным в годы мировой войны. Ключевой для характеристики империа­лизма как новой и «последней» стадии мирового капиталистическо­го развития Ленин признал категорию «финансового капитала», вы­веденную ведущим экономистом-теоретиком II Интернационала Р. Гильфердингом.

В своих работах «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Империализм и раскол социализма» В.И.Ленин сформулировал «троякую особенность империализма»: 1) империализм как монополистический капитализм; 2) империализм как паразитичес­кий и загнивающий капитализм; 3) империализм как умирающий капитализм, канун социалистической революции.

Он дал определение империализма, охарактеризовав его пятью основными признаками: «1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой ступени развития, что она создала монополии, играющие ре­шающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского ка­питала с промышленным и создание, на базе этого «финансового ка­питала», финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вы­воза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капита­листическими державами».

Ленин вывел свое определение со­циализма как государственно-капиталистической монополии, обра­щенной революционным переворотом и диктатурой пролетариата «на пользу всего народа» Он выдвинул тезис о том, что война превратила капитализм в «высшую планомерную форму его — госу­дарственно-монополистический капитализм» и тем самым «необычай­но приблизила человечество к социализму... С таким теоретическим багажом большевики-ленинцы пришли к власти в Октябре семнадцатого, намереваясь «исключительно в рас­чете на мировую революцию» осуществить построение социалисти­ческого планового хозяйства.

Последние десятилетия XIXв. - первая четверть XX в. стали периодом подъема отечественной экономической науки. Это было связано с бурным хозяйственным раз­витием, прежде всего с ростом промышленности, банковской сфе­ры, транспортной системы и т.д. Развитие экономики стимулировало исследования в области конкретной экономики, резко увеличилось число учебников по экономике, а в 1903 году в петербургском политехническом институте был создан первый в России экономический факультет. Можно назвать целую плеяду русских экономистов дооктябрьского периода: С.Н.Булгаков, В.К.Дмитриев, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др. Благодаря этим ученым, российская экономическая наука накопила огромный интеллектуальный потенциал, который проявился в 20-е годы в работах их учеников Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, Г.А,Фельдмана, Е.Е.Слуцкого и многих других.

Важной чертой российской экономической науки была ее своеобразная универсальность: экономические проблемы рассматривались в русле проблем философских, социологических, исторических и религиозных. Это нашло свое отражение и в трудах таких ученых как М.И.Туган-Барановский и С.Н. Булгаков.

У обоих экономистов можно найти много общих черт: оба отдали должное марксизму, критически переосмыслили его, хотя и с различ­ных позиций, попытались определить контуры политэкономии, не­посредственно базирующейся на определенном этическом принци­пе. М.И. Туган-Барановский" соединил в себе ученого-экономиста и социального философа, озабоченного проблемой построения нового общества, которое бы отвечало кантианскому принципу верховной ценности человеческой личности. Как ученый-экономист он стремился познать объективные законы капиталистической экономики и сделал немало в таких областях, как теория ценности, рынков и кризисов, история народного хозяйства и экономической мысли. Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) родился в Харьков­ской губернии в дворянской семье, окончил естественный и юридический факультеты Харьковского университета, в 1894 г. в Московском университе­те защитил магистерскую диссертацию, а в 1898 г. — докторскую диссерта­цию.

Туган-Барановский полагал, что признание труда основой стоимо­сти, возможность сравнения всех видов труда и их объединения в по­нятие общественного труда и есть признание верховной ценности че­ловеческой личности.

Именно человек определяет субъективную полезность данного блага, оно становится ценным не само по себе, а в оценке человека. Важным моментом в рассуждениях ученого было утверждение, что субъективная ценность блага зависит от его количества, а оно в свою очередь для свободно воспроизводимых товаров — от объема затраченного труда. Здесь и обнаруживается возможность соединения двух моментов: объективного и субъек­тивного.

Вклад Туган-Барановского в собственно экономическую теорию связан с разработкой проблем реализации, циклов и кризисов, денег. Проблеме циклов посвящена его первая крупная работа — «Периоди­ческие промышленные кризисы» (1894), в которой, опираясь на статис­тический материал по истории промышленных кризисов в Англии и критический анализ предшествующих теорий рынка, ученый пред­ложил разрешение проблемы реализации для случая расширенного производства и объяснение периодичности кризисов и механизма циклов.

Туган-Барановский предложил собственное решение проблемы рынка. Он утверждает, что потребление не является единствен­ным и главным фактором, определяющим размеры рынка. Они зависят, прежде всего, от спроса на средства производства. Речь идет о признании лидирующей роли инвестиций в развитии циклическо­го процесса.

В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году - "Социализм как положительное учение", где ученый описы­вает свои взгляды на социализм.

М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

• государственный - строй, при котором единицей хозяйствования явля­ется государство;

• синдикальный - строй, при котором значительная роль государства со­четается с автономией производственных единиц,

• коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделял экономическим циклам, выделяя в промышленном производстве две фазы:

• в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала про­исходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

• во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвести­ционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

Важную роль в развитии кризиса, а также в восстановлении пропорций Туган-Барановский отводил кредиту. Согласно этой теории кризису предшествует финансовая паника, вызванная исчерпанием резервов ссудного капитала, а подъему – восстановление этих резервов. Ученый сравнивал этот процесс с паровой машиной, в которой капитал - пар, который, расширяясь, двигает поршень - промышленность. Его модель была первой и самой оригинальной моделью цикла, в основе которой лежало соотношение между сбережениями и инвестициями.

Таким образом, в противовес марксистскому тезису о внутренней обреченности капитализма как экономической системы, Туган-Барановский пришел к выводу о жизнеспособности капитализма как системы хозяйства. Более того, он считал, что развитие капитализма является прогрессивным и неизбежным явлением в таких странах, как Россия. Однако это не означает, что Туган-Барановский отка­зался от критики капитализма. Он критиковал капитализм с соци­ально-нравственных позиций. Основное противоречие капитализма состояло, по мнению Туган-Барановского, «в том, что капитализм, обращая человеческую личность в средство, в раба вещей, в то же вре­мя ведет к распространению и укреплению общественно-морально­го сознания, признающего личность верховной ценностью общест­венной жизни». И это позволяло поставить вопрос о переходе к со­циализму как о сознательном процессе.

Универсализм в подходе к анализу экономических явлений, ин­терес к проблеме общественного идеала и социальная направленность экономических исследований проявилось и в наследии другого выдающегося русского религиозного мыс­лителя, философа и экономиста С.Н. Булгакова. Он, как и Туган-Барановский, был приверженцем легального марксизма и сторонником этического подхода к характеристике экономических явлений, но в отличие от последнего это была не этика Кан­та, а этика христианства. В этом уникальность Булгакова, его особое место в истории отечественной политэкономии.

Он стремится к созданию цельного религи­озно-экономического миросозерцания. Речь шла о том, чтобы подчинить политическую экономию эти­ческим принципам христианства.

Преодоление разрыва между материальной и духовной сферами связано для Булгакова с признанием свободы человека христианской ценностью. При этом он утверждал, что осуществление свободы для отдельного человека невозможно в условии бедности, навязанной обстоятельствами жизни, которые не зависят от человека. В этом слу­чае бедность рассматривается как противостоящая свободе. При та­ком понимании богатство становится необходимым условием осуще­ствления свободного выбора. Булгаков говорит о богатстве не в индивидуалистическом, а в народнохозяйственном смыс­ле, как о некотором общем условии существования общества.

Он видел практический смысл политэкономии в указа­нии путей роста народного богатства как условия духовного разви­тия общества и личности. Социально-экономическую политику, под­чиненную этой цели, Булгаков назвал идеализмом.

В области практической политики идеализм Булгакова представ­лял попытку реализации политического требования свободы лично­сти, подкрепленную расширением вмешательства государства в эко­номику с целью преодоления хаотической и стихийной организации хозяйства того времени.

Наши рекомендации