Трактовка психического развития в трудах зарубежных ученых

Автор Название теории Трактовка развития
Теория Б. Скиннера    
Теория А.Бандуры    
Теория Д. Долларда и Н. Миллера    
Теория З. Фрейда    
Теория Э. Эриксона    
Теория Ж. Пиаже    
Теория Л. Колберга    
Теория Дж. Бруннера    
Теория А. Маслоу    
Теория К. Роджерса    
Теория Ю. Бронфенбраннера    
Теория К. Лоренца    
  1. Проанализируйте трактовку понятия «ведущая деятельность», данного А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожцем.
  2. Подберите аргументы и факты в защиту доказательства генотипической или средовой обусловленности психического развития.
  3. Напишите эссе на тему «Дети Индиго».
  4. Подготовьте презентацию в программе PowerPoint развивающей игры по книге Б.П. Никитина Ступеньки творчества или развивающие игры

Список литературы

  1. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России,2003 – 512 с.

2. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

3. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – 105с.

4. Мухина, В.С. Возрастнаяпсихология: феноменологияразвития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М: Издательский центр «Академия», 2000. –456 с

5. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. (http://padabum.com/d.php?id=3853).

6. Ньюкомб, Н. Развитиеличностиребенка / Н.Ньюкомб; пер. с англ. В. Белоусова. - СПб: Питер, 2002. – 640 с.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

8. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие /Сост. Л.М.Семенюк; Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 256 с.

  1. Цукерман, Г.А., МастеровБ.М. Психологиясаморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. мастеров. – М. Интерпракс, 1995. – 288с.
  2. Прихожан, A.M. Психология сиротства А.М. Прихожан. – СПб: Питер, 2005. – 400с.
  3. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.
  4. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова. – М.: Пед. общество России, 2005. – 128с.

Самостоятельная работа по теме «Возрастная периодизация психического развития»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос: Основные структурные компоненты возраста;

II. На основе изучения научно-психологической литературы проанализируйте взгляды представителей зарубежной (З.Эриксон, Дж. Биррен Д. Бромлей В. Квинн Г. Крайг) и отечественной психологической теории (Международный симпозиум по возрастной периодизации в Москве, Эльконин Д.Б., Мухина В.С., Фельдштейн Д.И., Мухина В.С., Слободчиков В.И.) на периодизацию жизненного цикла человека. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных периодизаций оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Сравнительный анализ периодизаций психического развития различных авторов

в зарубежной психологии
Периоды возрастного развития Дж. Биррен Д. Бромлей Э. Эриксон В. Квинн Г. Крайг
Младенчество          
Раннее детство          
Среднее детство          
Подростковый и юношеский возраст          
Ранняя взрослость          
Зрелость          
Старость          
в отечественной психологии
периоды возрастного развития Международный симпозиум по возрастной периодизации в Москве Петровский А.В. Эльконин Д.Б. Фельдштейн Д.И. Мухина В.С. Слободчиков В.И.
Новорожденность            
Младенчество            
Раннее детство            
Дошкольный возраст            
Младший школьный возраст            
Подростковый возраст            
Юность            
Молодость            
Зрелость            
Старость            


III. На основе изучения различных взглядов на проблему «критических точек» в развитии человека заполните таблицу:

Возрастные кризисы в жизненном цикле человека

Названиекризиса Возрастныеграницы Причины Поведенческиесимптомы
       

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с.

5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. В 2 кн. Кн.2:Психология образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 496 с.

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве»

I. Подготовьте тест беседы и презентацию в программе PowerPoint будущими родителями о значении пренального периода в развитии ребенка.

II. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии с ребенком в пренатальном периоде развития. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher.

III. Найдите в литературе м представьте тексты колыбельных и пестушек. Напишите эссе о психологическом значении колыбельных и пестушек для развития ребенка.

IV. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии с ребенком в период кризиса 1 года. Рекомендации оформите в виде буклета в программе в программе Publisher.

V. Объединившись в группы по 3-4 человека изготовьте развивающую игрушку для детей в возрасте 1-3 года. Подготовьте инструкцию по использованию игрушки.

VI. Подготовьте рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей раннего возраста. Рекомендации оформите в виде буклета в программе –Publisher.

VII. Подготовьте рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком в период кризиса 3 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе –Publisher.

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.

3. Айванхов О. М. Воспитание начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.

4. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.

5. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

6. Девятьмесяцевивсяжизнь: Родыновоготысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва :Генезис, 2007. – 637 с.

7. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

11. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

12. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко . – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

Самостоятельная работа по теме «Психология дошкольника»

I. Подготовьте письменное сообщение на тему Значение целенаправленного формирование сенсорных процессов для психического развития ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).

II. Подготовьте текст лекции для родителей и презентацию в программе PowerPoint на тему «Проблеме сенсорного воспитания и овладения общественно-выработанными эталонами и мерами».

  1. Подберите игры и упражнения, которые можно было бы порекомендовать родителям, желающим помочь своему ребенку подготовиться к систематическому обучению.

I. Подготовьте рекомендации для родителей по проблеме взаимодействия с ребенком в период кризиса 7 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

6. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

7. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко . – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

Самостоятельная работа по теме

«Психологические особенности младшего школьника»

I. Разработайте ситуационную задачу по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе и предложите ее разрешение.

II. Сформулируйте рекомендации педагогу по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка к обучению в школе. Рекомендацииоформите в видебуклета в программе Publisher.

III. Разработайте ситуационную задачу по проблеме формирования положительной мотивации учения в начальной школе и предложите ее разрешение.

IV. Сформулируйте содержание педагогических рекомендаций родителям учащегося 3 или 4 класса по проблеме адаптации к основной школе. Рекомендацииоформите в видебуклета в программе Publisher.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка /Сб. метод.материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 145 с.

3. Вильчинская, Т. П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста./Т. П. Вильчинская, — М.: МОСУ, 2000. —27с.

4. Волков, Г. А. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Г.А. Волков. – М. Академ. Проект, 2004. – 144 с.

5. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.

7. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 1993 –127 с.

8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы: Психологическая готовность к школьному обучению; Адаптация детей к школе; Психодиагностика младшего школьника и др. / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – М.: Феникс, 2008. – 443 с.

9. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 216 с.

10. КравцовГ.Г., КравцоваЕ.Е. Шестилетнийребенок. Психологическаяготовностькшколе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

11. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

13. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

14. Психологиядошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.

15. Рогов, Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.М. Рогов. – 384 с.

16. Цукерман, Г.А. Введениевшкольнуюжизнь: программа адаптации детей к школе / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2003. – 128 с.

Самостоятельная работа по теме «Психология подростка»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии (Выготский, Божович, Ш.Бюлер, Эриксон)».

II. На основе изучения литературы по психологии подросткового периода составьте таблицу «Психологические особенности подростковых возрастных групп (младшие подростки, старшие подростки)».

III. Подготовьте рекомендации для педагогов по взаимодействию с ребенком в период подросткового кризиса. Рекомендации оформите в виде буклетов в программе Publisher.

IV. Подготовьте текст сообщения и презентацию в программе PowerPoint для родительского собрания о причинах и особенностях протекания подросткового кризиса и рекомендации по организации эффективного взаимодействия с подростком.

V. Подготовьте текст беседы и презентацию в программе PowerPoint с подростками по проблеме полового развития.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

7. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

8. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

9. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.

10. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.

Самостоятельная работа по теме «Психология старшеклассника»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии».

II. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Пути развития научного мировоззрения в юношеском возрасте».

III. Подготовьте текст сообщения и презентацию в программе PowerPoint для родительского собрания о проблеме профессионального самоопределения в ранней юности.

IV. Подготовьте деловую игру профориентационной направленности для старшеклассников.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Волков Б.С. Психология ранней юности. Уч. пос. М.: ТЦ Сфер , 2001. – 96 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. педвузов: В 3 кн. Кн.2. Психология образования/ Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

6. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

7. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

Примеры заданий итогового контроля

1) Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, и эти виды деятельности чередуются в развитии, принадлежит:

1.Д.Б. Эльконину

2. К. Бюлеру

3. Л.С. Выготскому

4. Ст. Холлу

2) Стадия развития личности, по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо является рот, язык, зубы:

1. оральная;

2. латентная;

3. генитальная;

4. фаллическая;

3) На разработку какой концепции большое влияние оказали идеи И.П.Павлова:

1. концепция бихевиоризма;

2. теория рекапитуляции;

3. концепция конвергенции;

4. нормативный подход.

4) По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве:

1. источника развития;

2. условия развития;

3. основы обучения;

4. основы деятельности

Наши рекомендации