Разъяснение хадиса о чрезмерном восхвалении посланника аллаха
Вопрос: Что означает хадис: «Не превозносите меня и не возвышайте до уровня, на который христиане возвысили Ису, сына Марьям»?
Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том. Хадис, на который вы указали, есть у имама Бухари в Сахихе и передается от нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превозносите меня в восхвалении подобно тому, как христиане восхваляют сына Марьям, я только раб. Называйте меня "Раб Аллаха и Его Посланник»172.
172 Сахих аль Бухари № 3261
Смысл этого хадиса прост и очевиден - мы должны избегать восхваления Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в том виде, в каком восхваляли христиане нашего господина Пророка Ису (мир ему). А все, что не входит в это – этот хадис автоматически подразумевает как дозволенное.
Теперь нам нужно разобраться с тем, как христиане проявляют чрезмерность в своем почтении к нашему господину Исе (мир ему). Они настолько превознесли его, что посчитали его либо богом, либо «сыном бога», либо сотоварищем бога. И, следовательно, абсолютный харам и куфр поднимать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на такой уровень, то есть считать его богом, сыном бога или разделяющим божественность Аллаха. Всевышний Аллах один darulfikr.ru 155
и не подобен ничему в Своей Сущности и атрибутах, как говорит имам ат-Тахави: «Мы говорим о единстве Аллаха (таухид), веря с Его помощью, что: Он Един, и нет у Него сотоварищей»173.
173 Имам ат-Тахави, «Акыда ат-Тахавийя», стр. 5.
174 Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», 12/183-184.
Признанный комментатор Сахиха аль-Бухари, Имам Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет в разъяснении этого хадиса, цитируя Ибн аль-Джавзи: «Причиной этого запрета (м: чрезмерствования в восхвалении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)) было то, что упоминается в хадисе Му'аза, когда тот (наш господин Му'аз (да будет доволен им Аллах)) спрашивал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешения совершить ему сажда (земной поклон). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил ему это. И из-за этого (того, что тому пришла в голову эта мысль – прим. пер.) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) боялся, что кто-то другой захочет превознести его еще выше, поэтому он немедленно запретил подобное возвышение и отвел этому особую важность. Ибн ат-Тин сказал: Значение «не переходите границы в восхвалении меня» - не восхваляйте меня так, как восхваляют христиане [Ису, мир ему - прим пер]. [Они дошли до того], что некоторые рассматривали его (Ису (мир ему)) как сотоварища Богу. Другие заявили, что он сам был Богом, а третьи сказали, что он был Его сыном»174.
Приведенный выше отрывок из величайшего шарха на Сахих Бухари достаточно четко указывает, что есть запрет на придание Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) статуса и уровня Аллаха в любой форме и любым Озарение сердец 156
образом. Он не Бог, не сотоварищ Богу и не Его сын. Он слуга Аллаха и его возлюбленный Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Этот хадис никаким образом не запрещает сильно и много восхвалять самого любимого Аллахом из созданных. Наше присутствие здесь – благодаря Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он наш господин, возлюбленный, заступник и лидер. Мы любим его очень сильно, больше чем кого-либо и что-либо из этого мира. Поэтому мы должны призывать на него благословления и восхвалять его насколько нам под силу. Если мы не будем восхвалять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и почитать его, то кого тогда нам восхвалять?
И если не считать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) равным Всевышнему Аллаху и не придавать ему божественность, то нет абсолютно ничего неправильного в чрезмерной любви к нему и его восхвалении, как сказал автор Касыды Бурды Имам аль-Бусайри: «Оставьте то, что христиане говорили о своем Пророке, а затем говорите все, что пожелаете для восхваления его (да благословит его Аллах и приветствует)».
А Аллах знает об этом лучше.
Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари darulfikr.ru 157
ПОЛОЖЕНИЕ МУЗЫКИ В ИСЛАМЕ
Меньше всего шансов вылечиться от болезни у того больного, который отказывается признать, что он болен. Это утверждение соответствует истине, когда речь идѐт о болезнях нашего тела, но оно также справедливо и для духовных болезней и недугов.
Когда человек совершает грех (пусть Аллах сохранит нас от этого), понимая, что это грех, и ощущает в сердце раскаяние и сожаление о содеянном, это гораздо лучше, чем совершать грех и считать, что это дозволено (халяль). В первом случае совершается один грех, и велика вероятность, что человек, почувствовав угрызения совести, раскается. Во втором случае к совершаемому греху прибавляется ещѐ один более тяжкий грех – попытка найти своему греху оправдание. Как правило, человек в такой ситуации раскаяния не ощущает. (Да сохранит нас Аллах от этого. Амин).
Музыка и пение
То же самое относится к музыке и запрещѐнным видам пения. Всѐ это однозначно запрещено Шариатом, доказательства чему будут представлены далее. Но до сих пор есть люди, которые не готовы признать, что это харам.
В современном мире музыка распространилась настолько, что еѐ влиянию подвержен каждый. Люди сталкиваются с такими ситуациями, когда их принуждают слушать музыку. Музыка играет почти во всех магазинах и супермаркетах. Когда вы садитесь в такси, звоните по телефону или просто идѐте по улице, вы не сможете защититься от этого зла. Мусульманская молодѐжь включает музыку в машине на полную мощность. Озарение сердец 158
Растущая популярность музыки, что типично для нашего общества, представляет большую опасность для мусульман.
Музыка - это забава немусульман. Одна из главных причин упадка мусульман – в их увлечении бесполезными развлечениями. Сегодня мы видим, что мусульмане участвуют в различных аморальных и порочных делах, и порой – в первых рядах. Духовная сила, бывшая когда-то отличительной чертой мусульманина, утрачена. Одна из главных причин этого – музыка и бесполезные развлечения.
Вред и влияние музыки
Мы должны понимать, что Всемогущий Создатель не запретил ничего, кроме того, что приносит вред мусульманам и в целом обществу. Музыка – источник серьѐзного вреда и пагубного влияния.
Ислам категорически запрещает прелюбодеяние, а также то, что может привести к нему. Всемогущий Аллах говорит (смысл): «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» ( Сура «Аль-Исра», аят 32).
Ислам не только запрещает супружескую измену и прелюбодеяния, но и всѐ то, что может привести к ним. Это причина, по которой в Коране верующим мужчинам и женщинам приказано опускать свои взоры. Также запретно оставаться наедине с человеком противоположного пола (хальва). Свободное общение между полами также было запрещено.
Это является одной из главных причин запрета музыки, ведь музыка воздействует на наши эмоции, вызывает возбуждение, страсть и волнение, а также провоцирует darulfikr.ru 159
различные психологические изменения в человеке. Психологами доказано, что возникновению полового влечения способствуют две вещи: первая – женский голос (для мужчин), а вторая – музыка. Вот почему Всевышний Аллах говорит (смысл): «О жѐны пророка! Вы не такие, как другие женщины, если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах для мужчин, дабы не возжелал вас тот, в чьѐм сердце болезнь (нифакъ)» (Сура «Аль-Азхаб», аят 32).
Итак, в Исламе запрещено слушать женский голос с вожделением и страстью. Великий ханафитский учѐный Ибн Абидин говорит: «Женщине дозволено разговаривать с мужчиной из числа не махрамов по необходимости (и наоборот). Но при этом запрещено растягивать слова, смягчать или повышать голос на манер мелодии»175.
175 Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар», том 1, стр. 406.
176 «Канз аль-Уммаль», том 7, стр. 322.
Точно так же женщине запрещено слушать голос мужчины из числа не махрамов с вожделением и страстью. Один из великих западных мыслителей сказал: «Голос – это один из кратчайших путей заставить женщину влюбиться в мужчину. Вот почему многие женщины так любят певцов».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также обращал внимание на это факт, когда говорил своему сподвижнику Баре ибн Малику: «О Бара! Не позволяй женщинам слушать твой голос»176. То же передаѐт от сподвижника Анджаши. Озарение сердец 160