Космология ограниченных чисел
Когда Будду спрашивали, вечны или не вечны мир и отдельная личность, то и другое вместе, или ни то, ни другое, бесконечны они или конечны, он хранил молчание. Его безмолвие по поводу таких предположений о началах и концах было отрицанием как абсолютистского, так и нигилистического подхода к миру и отдельной личности. С одной стороны, это подразумевает отрицание того, что мир был создан Брахмой или иным сверхъестественным существом, а с другой — отрицание того, что его существование не имеет никаких причин. Кроме того, Будда отрицал, что мир возник вследствие преображения изначальной субстанции (пракрити), как утверждала индийская философская школа санкхья. В этом отношении буддизм — поистине нетеистическая религия, поскольку в нем нет места понятию бога-творца. Буддийская космология признает процесс творения, но не признает какого-либо сверхъестественного творца.
Кто же тогда создал мир? Буддист ответит, что мир создает коллективная сила эволюционных действий (Санскр. карма. — Прим. ред.) живых существ; следовательно, в сотворение мира внесли свой вклад все существа. В данном контексте «эволюционное действие» означает накопленный потенциал, остающийся в потоке сознания в результате выполнения любого физического, словесного или мысленного действия, в истоках которого лежит привычка ума держаться за понятие «я». В соответствии с законом причинности, этот накопленный потенциал способен создавать как конкретные следствия в непрерывном потоке субъективного переживания каждого отдельного существа, так и внешнее окружение, в котором это существо обитает. Таким образом, существа связаны с окружающей средой причинно-следственной связью, поскольку мир есть результат кармы существ. Дабы доказать, что конкретные причины приводят к конкретным следствиям, буддийская философия должна определить связующий фактор, а также ответить на вопрос: «Из чего складывается личность?». Конгтрул вкратце описывает разные взгляды различных буддийских школ на природу связующего фактора. Например, последователи одной из школ мадхьямаки считали, что этот фактор есть не что иное, как «просто личность». (Здесь слово «просто» подразумевает, что личность существует лишь в условном смысле.) Конгтрул указывает, что все эти воззрения так или иначе несовершенны, но собственного мнения по этому вопросу не высказывает.
Важнейший вопрос сотворения мира в трактовке Конгтрула - это созидательные отношения между умом и материей. Мощными движущими силами созидания считаются «ветры», или энергии. Эти энергии возникают из накопленных действий существ, которым предстоит родиться. Поскольку эти энергии представляют собой проявление действий существ, они наделены особыми силами, способными формировать новый мир. Таким образом, энергии кармы создают мост между умом и материей. Великая тайна сотворения материи умом заключается именно в том, как накопленный потенциал действий становится внешней энергией, способствующей сотворению мира. Наряду с энергиями в процессе творения участвуют и другие факторы.
Согласно тантре Калачакры, рассеянные частицы материи, оставшиеся в пространстве после разрушения предшествующей мировой системы - это «галактические семена», которые, сближаясь, образуют новые планеты, звезды и т. п., причем этому процессу способствует взаимодействие пяти материальных элементов. Космология Хинаяны утверждает, что энергии возникают из десяти направлений и вследствие давления и трения порождают изначальную воду. Эта изначальная вода содержит семена, из которых возникает грубая материя, принимающая затем разные формы под действием ветров-энергий, порожденных накопленной существами кармой.
Согласно некоторым авторам комментариев к Абхидхармакоше Васубандху, семена жизни приходят из других мировых систем; по мнению же других, формированию новой мировой системы способствуют остаточные частицы, сохранившиеся после разрушения старой. Этот созидательный процесс происходит во всей вселенной, а не только в нашей мировой системе. Хотя космология ограниченных чисел в первую очередь сосредоточена на одной мировой системе — нашей собственной, — она, безусловно, признаёт существование огромного количества других миров. В этом сценарии не существует никакого абсолютного начала процесса становления новых мировых систем. Буддийская космология объясняет создание нашего мира как пример вневременного процесса, в котором ум и материя переплетаются в нескончаемом потоке жизни и формы. Миры вечно создаются и разрушаются в бесконечности пространства и времени, и нет края у пространства и начала у времени. Что же обеспечивает непрерывность этого процесса из кальпы в кальпу? Буддисты отвечают, что бесконечно повторяющееся неистовство элементов никогда не уничтожает особую сферу бытия существ, достигших четвертой стадии медитации, и особый ветер из этой сферы помогает творить новые миры.
Само собой разумеется, что если мир создает карма существ, то она же его и разрушает.
В космологии ограниченных чисел структура мира весьма проста: квадратная «мировая ось», похожая на гору с уступами, окружена горными хребтами и четырьмя главными материками. Низшие разновидности существ, такие как обитатели ада и голодные духи, обитают под горой Меру. Чем существа выше, тем выше на горе они обитают, а обители высших богов находятся в небесах над вершиной горы Меру. Такое видение мира тесно связано с духовным путем, которому следуют приверженцы личного освобождения от круговорота жизней. С точки зрения Хинаяны, этот мир создан главным образом кармой существ — действиями, которые основаны на представлении о существовании «я» и на порожденных этим представлением вредоносных клешах, а потому он - темница, из которой нужно постараться бежать. Это мир нечистых явлений, арена для переживания страданий, начинающихся с того мига, когда живое существо обрело материальную форму в этом мире. Эта космология отражает бесконечную драму круговорота бытия, или сансары, и возможности спасения от него. Освободиться от сансары — значит выйти за пределы мира явлений и никогда больше не рождаться в этой юдоли страдания. Именно к такому совершенному покою, или нирване, стремятся приверженцы личного освобождения, или Хинаяны, старающиеся с помощью этого пути очиститься от всех загрязнений и стать святыми (архатами), а в итоге исчезнуть в состоянии небытия, как угасает пламя.
В этой космологической системе низшие состояния жизни исполнены невыносимых страданий, а высшие - отвлекающих ум удовольствий. Ни одно из этих состояний не считается благоприятным для духовной практики тех, кто стремится к освобождению. Только южный материк под названием страна Джамбу, где страдания смешаны с наслаждениями, предоставляет редкие обстоятельства, при которых люди способны понимать и практиковать методы, ведущие к освобождению. Поэтому в буддийской космологии страна Джамбу считается особо благоприятным местом. Именно здесь достиг просветления Будда Шакьямуни. Джамбу — страна, где предстоит появиться тысяче будд этой счастливой эпохи. И потому из всех миров, где можно родиться, Джамбу почитают наилучшим.
Вероятно, первоначально под страной Джамбу имелся в виду индийский субконтинент. Однако, судя по описанию его обитателей, особенности страны Джамбу могут быть свойственны всей планете. Описания этого края, связанного с деревом джамбу, от которого происходит название Земли, представляются нам смесью древних мифов и географических фактов. В схематических описаниях, которые приводят Конгтрул и другие буддийские источники, дерево джамбу находится на берегу озера за хребтом снежных гор к северу от центра Индии. Естественно, это создает впечатление, что дерево джамбу связано с озером Манасаровар, расположенным высоко в Гималаях, у подножия горы Кайлаш. Это становится еще более очевидным, когда Конгтрул говорит о четырех реках, берущих начало в окрестностях озера, которые могут соответствовать четырем рекам с истоками в районе озера Манасаровар и горы Кайлаш. Но тот факт, что в этих местах нет ни дерева джамбу, ни связанных с ним чудес, дает основания считать эти описания мифологическими. Сосредоточенность космологии ограниченных чисел на единственной мировой системе соответствует идеалу личного освобождения от цепи перерождений, присущему Хинаяне. Чтобы обрести освобождение, требуется постичь отсутствие собственной сущности как в личностях, так и в явлениях. Однако главная цель духовной практики последователя Хинаяны — это устранение приверженности к представлению об индивидуальном «я», коренной причины круговорота бытия. Кроме того, последователь Хинаяны не в полной мере развивает аспект «искусных средств» духовного пути: сострадание и любовь. Эти два фактора объясняют ограниченность видения вселенной, свойственного последователям Хинаяны. Чтобы оценить величину бесконечного числа мировых систем, которые рождаются и рушатся каждый миг, требуется более широкий духовный взгляд. Для этого необходимо мужество бодхисаттвы, взращивающего в себе великое «сострадание-защиту» по отношению к несметному количеству живых существ, которые во всех бесконечных вселенных каждый миг испытывают страдания рождения и смерти. Кроме того, трудно постичь все величие видимой реальности этих бесчисленных вселенных, если не прийти к пониманию, что не только ты сам, но и все бесконечные миры со всеми населяющими их живыми существами не имеют независимого бытия, что все это — не что иное, как волшебная игра относительности и пустоты.
Поскольку более широкий кругозор Всеобщего пути, Махаяны, непостижим для последователей Хинаяны, само собой разумеется, что их космология тоже ограниченна и признает лишь ограниченное число мировых систем. Для них Будда — просто святой, отличающийся только тем, что накопил достаточное количество заслуг, чтобы проявить признаки возвышенного существа — махасаттвы. Такие будды могут приносить пользу и распространять свое просветляющее влияние только в ограниченной сфере — в так называемой миллиардной мировой системе. Кроме того, в любой такой системе в любое конкретное время может появиться лишь один будда. Завершив свой труд, этот будда покидает мир и исчезает.
Однако другие буддийские школы не отвергают такую космологию. Она предназначена для блага людей с меньшим уровнем духовной зрелости как основа для достижения дальнейшего, более высокого, понимания, а также как составная часть более широкой системы космологии. Как указывает Конгтрул, каждый аспект учения Будды отвечает потребностям конкретной категории учеников, а потому в силу своей действенности полезен, поскольку направляет тех или иных людей на путь освобождения. Колесо учения Будды — не застывшая, монолитная догма: оно вращается благодаря энергии, которая рождается, когда различные чаяния и потребности живых существ находят отклик в сострадании будд.