Изучение количественного состава чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале

Методика ознакомления с составом числа из единиц

Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развива­ются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах де­сяти из единиц.

       
  Изучение количественного состава чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале - student2.ru   Изучение количественного состава чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале - student2.ru
 

Особенности наглядного материала: множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. ):

Необходимо научить детей, рассматривая множества, расска­зывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».

«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.

Примерные задания:

—Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каж­дый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

—Расскажи по карточке, как составлено число.

—Составь число 5 из названий цветов. (Задание по пред­ставлению.)

Усложнения

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без нагляд­ности.

В конце работаем с карточками (демонстрационными и раз­даточными).

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц фор­мируем умение составлять числа из двух меньших чисел.

Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

В подготовительной группе на основе предметно-практиче­ских действий знакомим с составом чисел из двух меньших чи­сел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Фрагмент:

Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал: круги голубые и красные, цифровые карточки ).

Ход:

—Что это?

—Какие?

—Сколько?

—Какой цифрой можно обозначить?

—А теперь сколько всего?

—Сколько каких?

—Обозначьте цифрами.

—Как мы составили число 4?

—Как можно по-другому?

Вывод:

— Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.

Усложнения

Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.

Замечание: состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.

Примерные задания и вопросы:

—На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?

—Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?

—У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?

—Нарисуйте на листе фигуры: треугольники — слева, квад­раты — справа, всего — 7 фигур.

—Расскажите, кто как на­рисовал.

—На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.

—Покажите две карточки, чтобы всего было 9.

—Какое число и как я составила?

—Как можно составить число 10?

—Составьте число 5 из двух меньших чисел.

—Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.

Наши рекомендации