Торговля и уступки неверных
Итак, после того, как предложения многобожников были отвергнуты, они решили поторговаться с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали ему:
– Мы хотим сделать тебе одно предложение, и если ты согласишься, то это может принести тебе благо.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
– Какое же?
Они сказали:
– В течение года ты будешь поклоняться нашим божествам, а мы целый год будем поклоняться твоему Аллаху, и если правы мы, то это принесёт тебе счастье, если же прав ты, то оно принесёт счастье нам!
И после этого Всевышний Аллах ниспослал суру, начинающуюся с аятов, в которых говорилось:
«Скажи: “О вы, неверные, не поклоняюсь я тому, чему поклоняетесь вы…”» («Неверные», 1–2).
Кроме того, Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “О невежды, неужели велите вы мне поклоняться кому-либо, кроме Аллаха?!”» (Толпы, 64).
И Всевышний Аллах сказал также:
«Скажи: “Поистине, мне было запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете помимо Аллаха”» (Скот, 56).
Поскольку многобожники очень хотели уладить возникшие разногласия в надежде на то, что сбудется то, о чём говорил Утба ибн Раби‘а, они решили пойти на уступки и стали склоняться к тому, что предлагал им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако вместе с тем они говорили, что сделают это лишь при том условии, если он внесёт поправки и изменения в ниспосланные ему Откровения. Так, например, они говорили: «Представь нам другой Коран или замени его!» (Йунус, 15).
После чего Всевышний Аллах велел ему:
«Скажи: “Не должно мне менять его по своему усмотрению! Я лишь следую тому, что ниспосылается мне в Откровениях, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа своего, то постигнет меня наказание в День великий!”» (Йунус, 15)
Зная о мыслях, приходивших в голову Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний Аллах предупредил его о великой опасности, сказав:
«Они чуть было не увели тебя в сторону от того, что Мы ниспослали тебе в Откровениях, желая измыслить на Нас ложь, не имеющую ничего общего с ними[Откровениями]. И уж тогда ты стал бы им другом. И ты готов был склониться к ним, если бы Мы не поддержали тебя. Тогда вкусил бы ты наказание по Нашему велению вдвойне при жизни и вдвойне после смерти и не нашел бы ты против Нас заступника!» (Ночное путешествие, 73–75).
Услышав подобные жёсткие заявления, многобожники отчетливо поняли, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, несет на себе ответственность за дело призыва людей к этой религии, а не является торговцем, который может сделать скидку в цене на свой товар, однако они пожелали убедиться в этом и другим способом.
С этой целью они послали к иудеям человека, чтобы выяснить, что они думают о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует. В ответ им иудейские книжники сказали: «Задайте ему три вопроса, а если он даст на них ответ, это будет означать, что он – Пророк, посланный к людям Аллахом, а если нет, значит, он просто болтает вздор. Спросите его об отроках, которые ушли из дома в древние времена, ибо история их удивительна, и спросите его о том страннике, который достиг западных и восточных пределов Земли, и спросите его о духе — что это?»
И старейшины курайшитов задали эти вопросы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего была ниспослана сура «Пещера», в которой сообщалось об этих отроках, долгое время остававшихся в пещере, а также и о страннике, которым был не кто иной, как Зу-ль-Карнайн.
А в суре «Ночное путешествие» был ниспослан ответ на их вопрос о духе, который заключается в словах Всевышнего Аллаха:
«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления Господа моего, но дано вам знать об этом лишь немного”». (Ночное путешествие, 85).
Подобной проверки было бы вполне достаточно для того, чтобы убедиться в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является истинным посланником Аллаха, если бы курайшиты и в самом деле хотели узнать истину , однако эти притеснители отвергали всё, кроме своего неверия.
Похоже на то, что когда им стало ясно истинное положение дел, они проявили некоторую гибкость и выразили готовность выслушивать то, что станет говорить им Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, может быть, они согласятся с ним, однако при этом они потребовали, чтобы встреча с ним проводились в особом месте, куда не допускались бы не имеющие поддержки мусульмане, имея в виду рабов и бедняков, уже принявших Ислам. Объяснялось это тем, что неверные, выдвигавшие подобные условия, относились к числу старейшин и знатных людей Мекки, и поэтому они считали ниже своего достоинства сидеть рядом с бедняками, не обладавшими ничем, кроме веры и благочестия.
Похоже также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал склоняться к тому, чтобы удовлетворить часть их требований в надежде на то, что они уверуют в него, однако Аллах запретил ему делать это, ниспослав нижеследующий аят:
«Не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему по утрам и вечерам, стремясь к Его благоволению. Ты не в ответе за них нисколько, как и они не в ответе за тебя нисколько, и не следует тебе прогонять их, чтобы не оказаться одним из несправедливых» (Скот, 52).