Последовательность и непрерывность
Положение 595: Одним из обязательных условий верности тавафа является последовательность и непрерывность в его выполнении. То есть паломник должен последовательно совершить семь обходов вокруг Каабы. Совершение менее семи обходов делает таваф недействительным.
Положение 596: Иногда паломник прекращает выполнение тавафа для того, чтобы снять усталость, выпить воды или по другой уважительной причине. Если он не покинет Запретную мечеть и при этом не нарушится последовательность выполнения тавафа, а затем продолжит выполнение тавафа с того места, в котором он прекратил его выполнение, то выполненный им таваф будет верен. Независимо от того, когда он прекратил выполнение тавафа, до или после совершения четырех обходов вокруг Каабы.
Прекращение выполнения тавафа приблизительно на пять минут не нарушает последовательности его выполнения.
Положение 597: Иногда паломник занят совершением тавафа и в это время наступает время выполнения обязательной молитвы или организуется коллективное выполнение молитвы. В этом случае он может прекратить совершение тавафа и выполнить обязательную молитву. А после окончания молитвы ему следует продолжить совершение тавафа с того места, где он остановился. Независимо от того, когда он прекратил совершение тавафа, до или после совершения четырех обходов вокруг Каабы.
Положение 598: Если паломник приступит к совершению тавафа тогда, когда останется мало времени для выполнения обязательной молитвы, то он должен будет прекратить совершение тавафа и выполнить молитву. А после окончания молитвы ему следует продолжить совершение тавафа с того места, где он остановился, в случае если он уже совершил четыре обхода вокруг Каабы. Если же он совершил менее четырех обходов, то тогда ему следует начать совершение тавафа с самого начала (согласно предосторожности).
Положение 599: Если паломник умышленно и без уважительной причины прекратит выполнение тавафа и при этом нарушится последовательность его выполнения, то, если он прекратит его выполнение после четырех обходов вокруг Каабы, ему следует продолжить выполнение тавафа (согласно предосторожности). А затем он должен выполнить его с самого начала. Но он может сразу же выполнить таваф с самого начала.
Положение 600: Иногда паломник прекращает выполнение тавафа по причине нарушения малого омовения или из-за появившейся боли. Если он прекратит выполнение тавафа после совершения четырех обходов вокруг Каабы, то вернувшись ему следует продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился. Если же он прекратит выполнение тавафа до совершения четырех обходов, то вернувшись ему необходимо выполнить таваф с самого начала. Это положение относится также к женщинам, которые прекращают выполнение тавафа из-за наступления месячных.
Положение 601: Если причина, по которой паломник прекратил выполнение тавафа (например болезнь), не устранится до того момента, когда времени на выполнение тавафа останется совсем мало, то в случае возможности этого паломника нужно привести в Запретную мечеть и помочь ему выполнить таваф. А в случае невозможности сделать это, необходимо нанять человека, который выполнит таваф от его имени.
Положение 602: Если в процессе совершения обряда саи паломник вспомнит, что он выполнил таваф не полностью, то ему нужно будет прекратить совершение обряда саи, вернуться в Запретную мечеть и завершить выполнение тавафа. А затем ему необходимо продолжить совершение обряда саи с того места, где он остановился. В этом случае обряд саи и таваф будут действительны.
Однако, согласно обязательной предосторожности, необходимо помнить, что если он совершил менее четырех обходов вокруг Каабы, то ему нужно будет завершить оставшиеся обходы, а затем выполнить таваф заново. То же самое касается совершения обряда саи. Если паломник прекратит совершение обряда саи до выполнения четырех хождений между Саффой и Марвой, то после возвращения ему нужно будет завершить оставшиеся хождения, а затем совершить обряд саи заново.
Но в любом случае паломник может начать совершать таваф или обряд саи сразу же с самого начала, не завершая несовершенный полностью первый таваф или саи.
Положение 603: Паломнику не запрещается прекращать выполнение тавафа для того, чтобы поцеловать Священную Каабу. И после возвращения ему следует продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился. Но будет лучше, если он не станет прекращать выполнение тавафа.
Вопросы об обязательных действиях в тавафе
Вопрос 604: Один из паломников выполнил таваф следующим образом. Он начал совершать обход (с намерением выполнения тавафа) с того угла Каабы, в который встроен черный камень, а прекратил на йеменском углу Каабы. Расстояние между йеменским углом и черным камнем он прошел без намерения выполнения тавафа. Второй обход он также начал совершать с черного камня и прекратил на йеменском углу, а оставшееся расстояние вновь прошел без намерения выполнения тавафа. Таким образом он совершил семь обходов. Правилен ли совершенный таким образом таваф?
Ответ: Совершенный таким образом таваф неправилен. Совершение каждого из семи обходов необходимо начинать с того угла Каабы, в который встроен черный камень и на этом же углу заканчивать его. Поэтому паломнику необходимо выполнить этот таваф еще раз.
Вопрос 605: Если паломник начнет выполнять таваф до достижения им угла Каабы, в который встроен черный камень и там же прекратит его выполнение, то аннулируется ли этот таваф?
Ответ: Да, в этом случае таваф аннулируется.
Вопрос 606: Ответьте пожалуйста на такой вопрос. По ошибке паломник начал выполнять таваф с йеменского угла Каабы и там же прекратил его выполнение. Затем он выполнил молитву-таваф и только после этого понял свою ошибку. Нужно ли ему выполнить таваф еще раз? Нужно ли ему еще раз выполнить молитву-таваф?
Ответ: Да, ему нужно повторно выполнить таваф и молитву-таваф.
Вопрос 607: Паломник первый раз посетил Мекку и Запретную мечеть, и он был уверен в том, что выполнение тавафа необходимо начинать с йеменского угла. Поэтому он выполнил таваф, начав и закончив его выполнение на йеменском углу. Затем он понял свою ошибку. Что он должен делать в этом случае?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности выполненный им таваф недействителен и ему нужно будет выполнить его еще раз в правильном виде.
Вопрос 608: Во время выполнения тавафа я остановился, подошел к Каабе, чтобы поцеловать ее, а затем вернулся и продолжил выполнение тавафа. После окончания тавафа у меня возникло сомнение в том, что я продолжил выполнение тавафа не с того места, где остановился, а несколькими шагами далее. Скажите, действителен ли выполненный мною таваф?
Ответ: Так как это сомнение появилось у вас после окончания тавафа, то выполненный вами таваф является действительным.
Вопрос 609: В процессе выполнения тавафа паломник остановился, подошел к Каабе, чтобы поцеловать ее и дотронуться до нее рукой, а затем вернулся обратно, но его охватило сомнение, в каком именно месте он прекратил выполнение тавафа. Как необходимо поступать в подобных случаях?
Ответ: В подобных случаях необходимо начать выполнение тавафа заново.
Вопрос 610: По причине огромного скопления народа паломник неправильно совершил часть обхода вокруг Каабы. Вместо того чтобы вернуться и верно совершить эту часть обхода, он совершил другой обход. В результате он совершил семь полных обходов и один неполный. Верен ли в этом случае таваф?
Ответ: В этом случае верность тавафа сомнительна. Поэтому паломнику необходимо выполнить таваф еще раз.
Вопрос 611: Меня волнует такой вопрос. В сезон хаджа в Запретной мечети собирается огромное количество паломников. Поэтому иногда при выполнении тавафа волей-неволей паломник теряет способность двигаться самостоятельно и вокруг Каабы его движет толпа. Иногда таким образом паломник выполняет часть тавафа, а иногда и весь таваф. Скажите, могу ли я приобрести намерение о том, что то расстояние, когда я потеряю способность двигаться самостоятельно и буду ведом толпой, также будет являться частью тавафа? Будет ли в этом случае верен таваф?
Ответ: Да, вы можете приобрести такое намерение, и ваш таваф будет верен. Но при условии, что толпа будет двигаться против часовой стрелки и ваше тело не повернется к Каабе передней или задней частью. Также при большом скоплении паломников возле Каабы вы можете выполнить таваф чуть дальше от Каабы, в том месте где паломников меньше. Так как выполнять таваф дозволяется на всей территории Запретной мечети, даже на ее верхних этажах.
Вопрос 612: Во время выполнения тавафа у паломника появилась уверенность в том, что при совершении первого и второго обхода вокруг Каабы несколько метров он прошел не самостоятельно, а невольно был ведом огромным скоплением паломников. Что должен делать паломник в подобной ситуации?
Ответ: Если с самого начала выполнения тавафа он приобрел намерение о том, что то расстояние, когда он будет ведом толпой, также будет являться частью тавафа, то его таваф будет верен. И ему следует продолжить выполнение тавафа.
Вопрос 613: Пожилая женщина не способна самостоятельно выполнять таваф. Даже если посадить ее на носилки, то по причине большого скопления паломников и в этом случае будет невозможно совершить таваф в пространстве между Каабой и Макамом Ибрагима. Можно ли посадить ее на носилки и совершить таваф на более отдаленном расстоянии от Каабы?
Ответ: Необязательно выполнять таваф в ограниченном пространстве между Каабой и Макамом Ибрагима. Таваф можно выполнять на всей территории Запретной мечети. Поэтому можно посадить ее на носилки и совершить таваф на более отдаленном расстоянии от Каабы.
Вопрос 614: Паломник уверен в том, что при выполнении тавафа в пространстве между Каабой и Макамом Ибрагима он невольно прижмется к паломнику противоположенного пола, являющемуся для него чужим человеком. Дозволяется ли в таком случае выполнять таваф за Макамом Ибрагима, в том месте где паломников меньше?
Ответ: Да, дозволяется. Ранее уже было сказано, что нет необходимости выполнять таваф в пространстве между Каабой и Макамом Ибрагима. Таваф можно выполнять на всей территории Запретной мечети, даже на ее верхних этажах. Согласно желательной предосторожности будет лучше выполнять таваф в пространстве между Каабой и Макамом Ибрагима лишь в том случае, когда в Запретной мечети не будет большого скопления народа.
Вопрос 615: Паломник приступил к выполнению тавафа, и при совершении им первого обхода в Запретной мечети началось коллективное выполнение обязательной молитвы. Поэтому он прекратил выполнение тавафа и присоединился к коллективной молитве. После окончания молитвы он начал выполнять таваф заново и выполнил семь полных обходов вокруг Каабы. Правилен ли его таваф?
Ответ: Да, его таваф правилен. Также он мог продолжить выполнение тавафа с того места, где он прекратил выполнять его.
Вопрос 616: Можно ли прекратить совершение наполовину выполненного тавафа и начать его выполнение заново. Будет ли в этом случае верен заново выполненный таваф и последующие после тавафа обряды?
Ответ: Да, можно оставить выполнение начатого тавафа и начать его выполнение заново. Таваф и последующие обряды будут верны.
Вопрос 617: В вашем сборнике фетв сказано, что если паломник по какой-либо причине прекратит выполнение тавафа, то затем ему следует продолжить его выполнение с того места, где он остановился, то есть с того места, где он прекратил его выполнение. А если в результате большого скопления паломников он не сможет добраться до того места, где он прекратил выполнение тавафа, то может ли он продолжить его выполнение с этого же места, но чуть дальше от Каабы?
Ответ: Необязательно продолжать выполнение прекращенного тавафа строго с того места, где он прекратил его выполнение. Он может продолжить выполнение тавафа чуть дальше от Каабы, то есть с линии того места, где он прекратил выполнение тавафа. Главное не начать выполнение прекращенного тавафа, уйдя вперед от того места, где он остановился.
Вопрос 618: Один из паломников приобрел в сердце намерение о выполнении тавафа и начал его выполнять. При совершении первого обхода он подумал, что может быть он сделал неправильно, приобретя намерение лишь в сердце, может быть намерение о выполнении тавафа необходимо произносить вслух. Поэтому он прекратил выполнение тавафа, затем произнес намерение вслух и начал совершать таваф с самого начала. Будет ли действителен его таваф?
Ответ: Да, его таваф будет действителен. Однако намерение необязательно произносить вслух.
Вопрос 619: Если паломник прекратит выполнение тавафа и начнет выполнять таваф с самого начала, а затем прекратит выполнение и этого тавафа и начнет выполнять его с самого начала в третий раз, то будет ли верен совершаемый им таваф?
Ответ: Да, совершенный им с третьего раза таваф будет верен. Однако не пристало паломникам прекращать выполнение тавафа без уважительной причины.
Вопрос 620: Во время совершения шестого обхода вокруг Каабы пожилого паломника охватила усталость. Поэтому он прекратил выполнение тавафа для того, чтобы отдохнуть. После прекращения тавафа он нанял другого человека, который завершил выполнение тавафа от его имени. Затем пожилой паломник самостоятельно выполнил молитву-таваф. Уже потом от своих попутчиков он узнал о том, что отдых при выполнении тавафа не нарушает последовательности его выполнения. Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Ему следует самостоятельно завершить выполнение начатого им тавафа, а затем повторно выполнить молитву-таваф.
Вопрос 621: В процессе выполнения тавафа паломник потерял сознание и пришел в себя только спустя несколько часов. Может ли он продолжить выполнение тавафа с того места, где он потерял сознание? Или же он должен начать выполнять его заново?
Ответ: Если он потерял сознание до завершения четырех обходов вокруг Каабы, то после совершения малого омовения ему следует начать выполнение тавафа заново. А если это случилось после совершения четырех обходов, то после совершения малого омовения он может продолжить выполнение тавафа с того места, где он потерял сознание.
Вопрос 622: В некоторых случаях после выхода из ихрама паломник должен повторно выполнить таваф и молитву-таваф. Нужно ли ему надевать при этом особую одежду для ихрама?
Ответ: В этих случаях надевать особую одежду необязательно.
Положения о тавафе
Положение 623: Невыполнение паломником обязательного тавафа в умре-таматту можно представить в трех случаях:
Первый случай: Если паломник умышленно не совершит таваф умры-таматту до тех пор, когда останется совсем мало времени для совершения стояния на Арафате, то согласно обязательной предосторожности он должен будет поменять намерение на совершение хаджа-ифрад. А после окончания хаджа ему нужно будет совершить умру-муфрада. На следующий год он должен будет повторно совершить хадж. Согласно обязательной предосторожности временем совершения стояния на Арафате является 9-ое зуль-хиджа с полудня до захода солнца.
Второй случай: Если паломник не совершит таваф умры-таматту по причине незнания, то совершаемый им хадж меняется на хадж-ифрад. Согласно обязательной предосторожности после окончания хаджа ему нужно будет совершить умру-муфрада. А на следующий год он должен будет повторно совершить хадж. Согласно желательной предосторожности будет лучше, если в качестве искупления он заколет одного верблюда.
Третий случай: Если паломник не совершит таваф умры-таматту по забывчивости, то совершаемый им хадж будет верен. И как только он вспомнит о том, что не совершил таваф, ему нужно будет совершить его. Согласно желательной предосторожности будет лучше, если после этого он совершит повторно и обряд саи. Если он вспомнит о невыполненном тавафе будучи у себя на родине и не будет иметь возможности для возвращения в Мекку, то ему нужно будет нанять другого человека, который совершит таваф от его имени. В течение всего этого времени на него не будут распространяться запреты ихрама. Согласно предосторожности в качестве искупления ему нужно будет заколоть одну овцу. Сделать это нужно в Мекке, а в случае невозможности на своей родине.
Положение 624: Невыполнение паломником обязательного тавафа в хадже-таматту также можно представить в трех случаях:
Первый случай: Если паломник умышленно не совершит таваф хаджа-таматту до конца месяца зуль-хиджа, то его хадж аннулируется. На следующий год он должен будет еще раз прибыть в Мекку для совершения хаджа.
Второй случай: Если паломник не совершит таваф хаджа-таматту по причине незнания, то его хадж также аннулируется. На следующий год он должен будет еще раз совершить хадж и согласно предосторожности в качестве искупления ему нужно будет заколоть одного верблюда.
Третий случай: Если паломник не совершит таваф хаджа-таматту по забывчивости, то совершаемый им хадж будет верен. И как только он вспомнит о том, что не совершил таваф, ему нужно будет совершить его. Желательно чтобы после этого он совершил повторно и обряд саи. Если он вспомнит о невыполненном тавафе будучи у себя на родине и не будет иметь возможности для возвращения в Мекку, то ему нужно будет нанять другого человека, который совершит таваф от его имени. В течение всего этого времени на него не будут распространяться запреты ихрама. Согласно предосторожности в качестве искупления ему нужно будет заколоть одну овцу. Сделать это нужно в Мине, а в случае невозможности на своей родине.
Положение 625: Иногда время выполнения тавафа уже истекает, но паломник не может выполнить его по причине болезни. В этом случае по возможности ему нужно помочь выполнить таваф, например усадив его на носилки. Если сделать это будет невозможно, тогда нужно нанять другого человека, который выполнит таваф от его имени.
Положение 626: Если паломник вспомнит о невыполненном тавафе во время совершения обряда саи, то есть хождения между холмами Саффа и Марва, то ему нужно будет прекратить совершение саи, вернуться в Запретную мечеть и выполнить таваф, а затем выполнить молитву-таваф. После этого ему нужно будет повторно совершить обряд саи.
Положение 627: Если паломник выполнит таваф без малого или большого омовения (вуду и гусль), то его таваф будет недействителен. Он будет недействителен независимо от того, по какой причине паломник не имел омовения, умышленно, по причине незнания или забывчивости. Затем паломник должен будет выполнить таваф повторно.
Положение 628: Разговор, смех и даже принятие пищи во время выполнения тавафа не аннулируют его. Но будет лучше, если во время выполнения тавафа паломник не станет совершать каких-либо действий, которые могут помешать ему сосредоточиться на выполнении данного обряда. И будет лучше, если он не станет произносить никаких речей, кроме поминания и восхваления Всевышнего Аллаха.