Наличие большого и малого омовения

Положение 523: При совершении обязательного тавафа паломник должен иметь малое (вуду) и большое (гусль) омовение. Поэтому недействителен таваф паломника, вступившего в интимную близость и не совершившего после этого большое омовение, а также женщины, находящейся в состоянии менструального и послеродового кровотечения.

Положение 524: Наличие большого и малого омовения является непременным условием при совершении обязательного тавафа, но не является необходимым условием при совершении желательного тавафа. Однако будет лучше, если паломник будет иметь омовение и при совершении желательного тавафа.

Таким образом, если человек, не имеющий большое омовение, забудет о том, что он не имеет большое омовение и совершит желательный таваф, то его таваф будет верен. Но если он помнит, что не имеет большое омовение и несмотря на это совершит желательный таваф, то его таваф будет недействителен, так как запрещено умышленно входить в Запретную мечеть в состоянии ритуального осквернения.

При совершении желательного тавафа паломнику необязательно иметь малое омовение, но он должен иметь его при совершении обязательного тавафа.

Положение 525: Как уже было сказано ранее наличие большого и малого омовения является непременным условием при совершении обязательного тавафа (и при выполнении тавафа умры-таматту, и при выполнении тавафа хаджа-таматту и при выполнении тавафа ан-ниса). Даже если паломник войдет в ихрам для выполнения желательного хаджа или умры, то при совершении тавафа он должен иметь большое и малое омовение.

Положение 526: Если паломник, не имеющий малое или большое омовение, совершит обязательный таваф, то совершенный им таваф будет недействителен, даже если он совершит его без омовения вследствии забывчивости.

Положение 527: В некоторых случаях паломник не имеет доступа к воде, или же по уважительной причине использование воды представляет для него вред и он не имеет достаточного количества времени ждать устранения этой причины. В подобных случаях он должен совершить таяммум (вместо большого или малого омовения), а затем совершить таваф.

Положение 528: Если паломник выполнит таяммум вместо большого омовения, а затем совершит одно из действий, нарушающих малое омовение, то ему необязательно повторно выполнять таяммум вместо большого омовения. В этом случае ему достаточно будет выполнить таяммум вместо малого омовения.

Положение 529: Если паломник будет иметь надежду на то, что уважительная причина, по которой он не может совершить омовение водой, вскоре устранится, то согласно обязательной предосторожности он должен ждать до тех пор, пока позволяет время. И если эта причина не устранится, то он должен будет совершить таваф с таяммумом.

Положение 530: Если паломник совершит большое или малое омовение, а потом его охватит сомнение, нарушилось ли его омовение или нет, то он должен считать, что омовение не нарушилось. И ему необязательно совершать малое или большое омовение повторно.

Положение 531: Если паломник будет убежден в том, что он не имел большое или малое омовение, и в то же время будет сомневаться, совершил ли он после этого омовение или нет, то в этом случае он будет обязан совершить омовение (малое или большое).

Положение 532: Если после совершения тавафа паломник засомневается, имел ли он при совершении тавафа омовение или нет, то совершенный им таваф будет верен. Однако для выполнения следующих обрядов ему нужно будет совершить омовение (большое или малое).

Положение 533: Иногда в процессе совершения тавафа паломника охватывает сомнение, имеет ли он малое омовение или нет, а также он не знает, нарушил ли он ранее малое омовение или нет. Если подобное сомнение возникнет у него до четвертого обхода вокруг Каабы, то совершаемый им таваф аннулируется. А если это сомнение возникнет после окончания четвертого обхода, то ему следует прекратить таваф и затем совершить малое омовение. А после этого ему нужно продолжить выполнение тавафа с того места, в котором он прекратил его совершение. Но потом ему следует совершить таваф еще раз (согласно предосторожности).

Положение 534: Иногда в процессе совершения тавафа паломника охватывает сомнение, совершил ли он большое омовение, которое обязан был совершить, или нет (например, он вступил в интимную близость и теперь не помнит, совершал ли после этого большое омовение или нет). В этом случае он должен сразу же покинуть Запретную мечеть и вернуться туда только после совершения большого омовения. Если это сомнение возникло у него до четвертого обхода вокруг Каабы, то после возвращения ему нужно будет совершить таваф с самого начала. А если это сомнение возникло у него после окончания четвертого обхода, то после возвращения ему нужно продолжить выполнение тавафа с того места, в котором он прекратил его совершение. Но потом для предосторожности ему следует совершить таваф еще раз.

Положение 535:Если во время выполнения умры-таматту у женщины начнется менструальное кровотечение, и она не сможет совершить таваф и молитву-таваф до стояния на Арафате, то есть до начала обрядов хаджа-таматту, то ей нужно будет поменять намерение на выполнение хаджа-ифрад. Так необходимо поступить независимо от того, когда у нее начнется кровотечение, до вхождения в ихрам или после. А после окончания обрядов хаджа ей нужно будет совершить умру-муфрада.

Положение 536: Женщинам-паломницам дозволяется принимать лекарственные препараты, задерживающие начало менструальных кровотечений. Принятие этих препаратов никак не повлияет на верность умры и хаджа.

Положение 537: Если малое омовение (вуду) нарушится в процессе выполнения обязательного тавафа, то паломнику необходимо прекратить выполнение тавафа, затем совершить малое омовение и вернуться обратно. Если его малое омовение было нарушено после совершения четырех обходов, то после возвращения ему следует продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился. Если же его малое омовение было нарушено до совершения четырех обходов, то ему нужно выполнить таваф с самого начала.

Если в процессе выполнения тавафа у женщины начнется менструальное кровотечение, то ей необходимо сразу же покинуть Запретную мечеть. После окончания кровотечения и совершения большого омовения (гусль) ей нужно вернуться и действовать в соответствии с положениями, относящимися к паломнику, у которого нарушилось малое омовение в процессе выполнения тавафа.

Положение 538:Иногда паломник прекращает выполнение тавафа в виду непредвиденных обстоятельств и в случаях крайней необходимости. В подобных случаях паломник должен действовать в соответствии с положениями, описанными в предыдущем пункте.

Положение 539: Если в процессе выполнения тавафа паломник неожиданно заболеет или его охватит невыносимая боль так, что он не сможет продолжить выполнение тавафа, то ему необходимо прекратить таваф. А после выздоровления, если он совершил четыре обхода, ему следует продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился. Если же он совершил менее четырех обходов, то ему следует выполнить таваф с самого начала. А если его болезнь затянется и он не сможет выполнить таваф самостоятельно, то ему должны помочь выполнить таваф, например, посадив его на кресло или носилки. В случае невозможности сделать это он должен будет нанять другого человека, который выполнит таваф от его имени.

Положение 540:Если паломник прекратит выполнение желательного тавафа (по уважительной или неуважительной причине), то после возвращения он может продолжить выполнение желательного тавафа с того места, где он остановился. В этом случае нет разницы когда он прекратит выполнение желательного тавафа, до или после совершения четырех обходов вокруг Каабы.

Положение 541: В процессе выполнения тавафа паломнику не запрещается ненадолго сесть, чтобы отдохнуть и снять усталость. Согласно обязательной предосторожности его отдых не должен затягиваться на длительное время, чтобы не нарушилась последовательность выполнения тавафа.

Чистота одежды и тела

Положение 542: Во время выполнения обязательного и желательного тавафа тело и одежда паломника должны быть чисты от любого вида скверны. Тело и одежда совершающего таваф паломника должны быть чисты даже от тех видов скверны, наличие которых допускается при выполнении молитвы (например, при выполнении молитвы допускается наличие крови на одежде, если ее площадь не превышает одного дирхама).

Исключением из этого правила является кровь раны. Если паломнику будет затруднительно промыть свою одежду от крови раны, то он может совершить таваф в этой одежде и его таваф будет верен.

Положение 543: Если осквернятся мелкие предметы одежды паломника (например, носки), которыми невозможно прикрыть интимные места, то совершенный в них таваф будет верен.

Положение 544: Если очищение одежды, на которой присутствует кровь раны, будет представлять трудности для паломника, то ему необязательно очищать ее. Но согласно обязательной предосторожности по мере своих сил и возможностей он должен очистить или поменять одежду.

Положение 545: Если для очищения одежды и тела паломник будет вынужден отложить выполнение тавафа, и в этом он сможет очистить одежду без затруднений, то согласно предосторожности он должен отложить таваф и очистить одежду. Но так нужно поступить только при условии, что он будет иметь достаточное количество времени для выполнения тавафа.

Положение 546: Если после завершения тавафа паломник поймет, что его тело или одежда были осквернены, то совершенный им таваф будет верен. Его таваф будет верен даже в том случае, если он знал об оскверненности одежды или тела, но забыл об этом.

Если в процессе совершения тавафа паломник поймет, что его одежда осквернена, то ему следует поменять одежду и продолжить выполнение тавафа в чистой одежде. Если он не имеет с собой чистой одежды, то ему нужно прекратить совершение тавафа, а потом очистить одежду или поменять ее. После этого ему нужно будет продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился, независимо от того, сколько обходов он совершил, четыре или меньше четырех. И его таваф будет верен.

Положение 547: Если паломника охватит сомнение, являются ли его одежда и тело чистыми или нет, то он может совершить таваф, даже если он не будет знать, были ли они чистыми ранее или нет. Но если он точно будет знать, что его одежда или тело ранее были оскверненными, но не будет знать, очистил он их или нет, то в этом случае ему нельзя совершать таваф. В этом случае сначала ему нужно очистить их и только после этого совершить таваф.

Положение 548: Если одежда или тело паломника осквернятся в процессе совершения тавафа, то ему следует прекратить его совершение, а потом очистить одежду или тело водой. После этого ему нужно будет продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился, независимо от того, сколько обходов он совершил, четыре или меньше четырех. И его таваф будет верен.

Обрезание для мужчин

Положение 549:Если мужчине не сделано обрезание, то совершенный им таваф будет недействителен. Для того чтобы его таваф был верен ему должно быть сделано обрезание. Если таваф совершает несовершеннолетний мальчик, то согласно обязательной предосторожности ему также должно быть сделано обрезание.

Положение 550: Если мужчина или мальчик, которым не сделано обрезание, войдут в ихрам (или же несовершеннолетнего мальчика введут в ихрам), то их ихрам будет верен. Однако совершенные ими тавафы будут недействительны, вследствии этого они не смогут выйти из ихрама, и на них будут продолжать действовать все запреты ихрама. Выйти из ихрама они смогут лишь в том случае, если сделают обрезание, а потом совершат таваф.

Положение 551: Если мужчина родится с обрезанной крайней плотью, то совершенный им таваф будет верен.

Положение 552: Если мужчина, которому не сделано обрезание, умышленно, вследствии забывчивости или по незнанию совершит таваф, то его таваф будет недействителен.

Прикрытие интимных мест

Положение 553: При совершении тавафа интимные места паломника должны быть прикрыты. Более того, он должен прикрыть свое тело так, чтобы нельзя было сказать, что он обнажен.

Положение 554: Согласно обязательной предосторожности одежда паломника, совершающего таваф, должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к одежде человека, выполняющего молитву. Таким образом, при выполнении тавафа женщинам необходимо соблюсти полный исламский хиджаб.

Вопросы об условиях тавафа

Вопрос 555: Мусульманин прибыл в Мекку для совершения хаджа от имени другого человека. Во время выполнения тавафа, а точнее во время совершения второго обхода, у него возникло сомнение, какое намерение он приобрел, намерение о выполнении тавафа от имени другого человека или о выполнении тавафа от своего имени. Что он должен делать?

Ответ: Согласно предосторожности ему нужно закончить начатый таваф с намерением его выполнения от имени другого человека, потом выполнить молитву-таваф. А после этого ему нужно будет повторно выполнить таваф и молитву-таваф.

Вопрос 556: После совершения обряда таксир в умре-таматту паломник понял, что во время выполнения тавафа и молитвы-таваф у него не было малого омовения (вуду). Как ему нужно поступить? Должен ли он вновь надеть особую одежду для ихрама и совершить таваф?

Ответ: Этому паломнику нужно повторно совершить таваф и молитву-таваф, и его умра-таматту будет верной. Надевать при этом особую одежду для ихрама необязательно.

Вопрос 557: Паломник выполнял таваф и при совершении последнего (седьмого) обхода Каабы у него нарушилось малое омовение. Он закончил в этом состоянии седьмой обход, затем совершил малое омовение и повторно выполнил таваф с самого начала. После этого он совершил молитву-таваф, обряд саи и обряд таксир. Являются ли верными совершенные им обряды?

Ответ: Выполненный им второй таваф и все обряды, совершенные после этого, являются верными. Хотя после нарушения малого омовения он мог прекратить выполнение первого тавафа, совершить малое омовение, а затем продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился.

Вопрос 558: По уважительной причине паломник не может совершить малое омовение, вместо этого его обязанностью является совершение таяммума. Однако в результате забывчивости (или по незнанию) он выполняет таваф и последующие обряды умры-таматту без таяммума. Затем он узнает о своей ошибке. В чем заключается его дальнейшая обязанность?

Ответ: Он должен повторно выполнить таваф и молитву-таваф. И согласно предосторожности ему следует также повторно выполнить последующие обряды, то есть обряд саи и обряд таксир.

Вопрос 559: Помогите мне разобраться в следующем вопросе. Недавно я совершал хадж. Во время утреннего азана я и мои попутчики вошли в Запретную мечеть. Руководитель нашей группы сказал нам, что таваф мы совершим после утренней молитвы. Я был очень уставшим и после утренней молитвы ненадолго заснул. После того как проснулся я совершил таяммум, и выполнил таваф и молитву-таваф с таяммумом. Правильно ли я поступил?

Ответ: Если у вас была возможность совершения малого омовения (даже если для этого вам пришлось бы отправиться в отель, и даже если пришлось бы совершить таваф на следующий день), то ваш таваф, совершенный вами с таяммумом, не является верным. В данный момент вашей обязанностью является повторное выполнение тавафа и молитвы-таваф. И если вы не обладаете возможностью выполнить их самостоятельно, вам необходимо нанять человека, который отправится в Мекку и выполнит их от вашего имени.

Вопрос 560: Во время выполнения обязательного тавафа паломнику показалось, что его малое омовение нарушилось, а одежда осквернилась. Но он не обратил на это внимания и продолжил выполнение тавафа и последующих обрядов. Затем он осмотрел свою одежду и понял, что она действительно осквернилась во время выполнения тавафа. Несмотря на это он не выполнил таваф и последующие обряды повторно, а возвратился к себе на родину. В чем заключается его нынешняя обязанность? Вышел ли этот паломник из ихрама?

Ответ: Если непосредственно в процессе выполнения тавафа он не был уверен в том, что его омовение нарушилось, а одежда осквернилась, то он вышел из ихрама и на него не действуют запреты ихрама. Однако он должен повторно выполнить таваф и молитву-таваф. И если он не обладает возможностью выполнить их самостоятельно, то ему необходимо нанять человека, который выполнит их от его имени.

Вопрос 561: Каким образом должен выполнять таваф и молитву-таваф больной человек, страдающий постоянным непроизвольным выделением мочи?

Ответ: Если в определенное время суток у него перестает выделяться моча, так что он сможет выполнить таваф и молитву-таваф с малым омовением и чистым телом, то он должен будет выполнить эти обряды в данное время суток. Если же моча выделяется постоянно, то в случае возможности ему следует обновлять малое омовение после каждого его нарушения. А если постоянное совершение малого омовения будет представлять для него затруднения, то он может совершить таваф с одним малым омовением (даже если оно нарушится в процессе совершения тавафа), и выполнить молитву-таваф с другим малым омовением (даже если оно нарушится в процессе выполнения молитвы). Для совершения этих обрядов ему необязательно нанимать другого человека.

Это же положение относится к больным людям, страдающим постоянным непроизвольным выделением кала и кишечных газов.

Вопрос 562: Возраст женщины составляет более 50-ти лет по солнечному календарю. На протяжении полутора лет она не наблюдала менструальных кровотечений. Однако во время совершения хаджа у нее началось небольшое кровотечение. Является ли это кровотечение менструальным? Какова ее дальнейшая обязанность в отношении обрядов хаджа?

Ответ: Менструальные кровотечения прекращаются в возрасте 50-ти лунных лет, что равняется примерно 48-ми годам и 6-ти месяцам по солнечному календарю. Если после 50-ти лунных лет у женщины начнется кровотечение, которое не будет обладать признаками менструального кровотечения (хайд), то оно будет считаться вагинальными выделениями (истихада). В этом случае женщине необходимо действовать в соответствии с положениями, касающимися вагинальных выделений. И если она поступит так, то выполненные ею таваф и остальные обряды будут правильны.

Вопрос 563: Если у женщины старше 50-ти лет начнется кровотечение, которое будет продолжаться в течение нескольких дней и будет обладать всеми признаками менструального кровотечения, то должна ли она в этом состоянии выполнять таваф и молитву-таваф?

Ответ: Если кровотечение будет обладать всеми признаками менструального кровотечения, то оно является менструальным кровотечением. В этом состоянии не дозволяется выполнять таваф и молитву-таваф. Более того, в этом состоянии не дозволяется входить в Запретную мечеть.

Вопрос 564: Если в процессе выполнения тавафа у женщины начнутся незначительные вагинальные выделения (истихада), то что она должна делать?

Ответ: Если это произойдет после совершения четвертого обхода вокруг Каабы, ей нужно будет прекратить таваф, затем совершить малое омовение и очистить одежду и тело. После этого ей нужно будет вернуться и продолжить выполнение тавафа с того места, где она остановилась. А если это произойдет до завершения четвертого обхода, то после совершения малого омовения и очищения одежды и тела ей нужно будет выполнить таваф с самого начала.

Вопрос 565: Для того чтобы задержать менструальные кровотечения некоторые женщины используют лекарственные препараты, особенно это касается сезона хаджа. Но несмотря на это, будучи в ихраме, они замечают у себя небольшие кровяные выделения. Чем необходимо считать эти кровяные выделения, менструальным кровотечением (хайд) или вагинальными выделениями (истихада)? Не мешают ли они совершению обрядов хаджа?

Ответ: Если вышеописанные кровяные выделения не будут наблюдаться непрерывно в течение трех дней, то они не считаются месячными (хайд), а считаются вагинальными выделениями (истихада). В этом случае они не мешают совершению обрядов хаджа. В подобных ситуациях женщинам необходимо соблюсти положения, касающиеся вагинальных выделений. Эти положения подробно описаны в сборнике фетв «Разъяснение шариатских положений».

Вопрос 566: Женщина вошла в ихрам для совершения умры-таматту, но до совершения тавафа и молитвы-таваф у нее начались менструальные кровотечения. В этом состоянии ей не дозволяется входить в Запретную мечеть и выполнять таваф с молитвой-таваф. Если ее кровотечение не прекратится до начала стояния на Арафате, что ей нужно делать?

Ответ: В этом случае ей нужно поменять свое намерение на совершение хаджа-ифрад, а после окончания хаджа ей нужно будет совершить умру-муфрада.

Вопрос 567: Во время совершения хаджа у моего родственника нарушилось большое омовение (гусль). Так случилось, что в то время вода представляла для него вред, и по этой причине он не мог совершить большое омовение. Вместо этого он совершил таяммум, и выполнил таваф и молитву-таваф с таяммумом. Правильно ли он сделал? Может ему нужно было нанять другого человека, который выполнил бы таваф и молитву-таваф от его имени?

Ответ: Совершив таяммум, ваш родственник сделал все правильно. В этом случае нет необходимости в найме другого человека.

Вопрос 568: В процессе выполнения тавафа (на шестом обходе вокруг Каабы) я обнаружил на своем теле скверну и стал уверен в том, что она присутствовала и при выполнении прежних пяти обходов. Не обратив на это внимания, я довел до конца выполнение тавафа. А после очищения тела и одежды я выполнил таваф еще раз. Затем я приступил к совершению последующих обрядов умры-таматту. Являются ли верными совершенные мною деяния?

Ответ: Да, совершенные вами деяния являются верными.

Вопрос 569: Во время выполнения тавафа у одного из паломников пошла кровь из носа. Он вытер кровь носовым платком и продолжил выполнение тавафа. Правильно ли он поступил? Верен ли его таваф?

Ответ: Нет, он поступил неправильно. Если его нос осквернился кровью, то ему нужно было прекратить выполнение тавафа и промыть нос водой. А после возвращения ему следовало продолжить выполнение тавафа с того места, где он остановился. Так как он не сделал этого, то согласно предосторожности после очищения водой ему необходимо продолжить выполнение тавафа с того места, где осквернился его нос, затем выполнить молитву-таваф. А после этого выполнить таваф и молитву-таваф еще раз.

Вопрос 570: Если грудные младенцы заснут во время выполнения тавафа или обряда саи, или обмочатся в пеленки, то будут ли верными обряды хаджа или умры, которые они совершают с помощью своих родителей?

Ответ: Да, в этих случаях совершаемые ими обряды будут верными. Но необходимо помнить, что одним из условий обязательности хаджа является совершеннолетие. Поэтому если несовершеннолетние дети совершат хадж, то этот хадж не будет считаться обязательным хаджем в Исламе. И если после достижения совершеннолетия они будут обладать всеми возможностями для совершения хаджа, им нужно будет совершить хадж еще раз.

Вопрос 571: Юноше 17 лет и ему не сделано обрезание. Доктора говорят, что ему нельзя делать обрезание, так как оно представляет для него вред. В данный момент этот юноша обладает всеми возможностями для совершения хаджа. Что он должен делать?

Ответ: Если обрезание представляет для него вред, то он должен войти в ихрам и совершить все обряды умры и хаджа, и они будут верными. И ему необязательно нанимать другого человека для выполнения тавафа от его имени.

Вопрос 572: Допустим что мужчине сделали неправильное обрезание и после этого он отправился в Мекку для совершения хаджа. Будет ли верен совершенный им хадж?

Ответ: Согласно обязательной предосторожности ему следует сделать правильное обрезание и после этого повторно выполнить тавафы и молитвы-таваф. А если он не будет иметь возможности вернуться в Мекку, то ему следует нанять человека, который выполнит тавафы и молитвы-таваф от его имени.

Вопрос 573: Один из мусульман должен выплачивать хумс, но не выплачивает его. На деньги, с которых не был выплачен хумс, он приобретает одежду для ихрама и в этой одежде выполняет таваф и молитву-таваф. Действительны ли его умра и хадж?

Ответ: Если он сделал это умышленно, зная, что нельзя покупать одежду для ихрама на деньги, с которых не выплачен хумс, то согласно обязательной предосторожности совершенные им умра и хадж будут недействительны. Если же он сделал это нечаянно или по незнанию, то в этом случае его умра и хадж будут верными. А в том случае если он мог узнать о данном шариатском положении, но, проявив беспечность и халатность, не узнал об этом, то согласно обязательной предосторожности ему нужно будет повторно выполнить таваф, молитву-таваф и обряд жертвоприношения.

Вопрос 574: Если в процессе выполнения тавафа паломник будет иметь при себе деньги, с которых не был выплачен хумс, то будет ли верен совершаемый им таваф?

Ответ: Да, его таваф будет верен. Наличие этих денег никак не повлияет на верность совершаемого тавафа.

Вопрос 575: Существует ли разница между одеждой женщин во время выполнения молитвы и одеждой во время выполнения тавафа?

Ответ: Да, такая разница существует. Во время выполнения молитвы женщинам необязательно укрывать стопы ног, однако во время выполнения тавафа согласно предосторожности их следует укрыть, например, надеть носки или чулки. Также во время выполнения тавафа женщинам запрещается укрывать лицо, например никабом, тогда как в молитве это дозволительно.

Вопрос 576: Во время выполнения тавафа из-под платка некоторых женщин виднеются волосы или же часть их тела, которая обязательно должна быть укрытой, остается открытой. Верен ли в этом случае выполняемый ими таваф?

Ответ: Выполняемый ими таваф верен, однако этим они совершают греховный поступок.

Наши рекомендации