Лишь те, кто свидетельствует об истине, и они знают.

Сура “Украшения”, аят 86

Имя Аллаха стоит в этом свидетельстве после слова “кроме”, поскольку божественная природа присуща только Ему, а кроме Всевышнего никто не имеет права претендовать на это...

Произнесение слов свидетельства требует от тебя знания о том, что всё то, для чего характерными являются признаки изменения, не может быть Богом, и если ты произнёс слова “нет божества, кроме Аллаха”, то эти слова подразумевают собой то, что ничто, кроме Аллаха, божеством не является, а это обязывает тебя считать божеством одного лишь Всевышнего...

В целом польза этого свидетельства состоит в том, что ты узнаёшь о том, что эти слова указывают на необходимость неверия в тагута и веры в Аллаха, ибо отрицая обладание божественной природой кем-либо помимо Аллаха, слава Ему, и признавая это только за Ним, ты становишься одним из тех, кто не верует в тагута и верует в Аллаха” (сокращённо).

В своём толковании Корана Абу Абдуллах аль-Куртуби писал: “Слова “нет божества, кроме Него” означают, что не существует объекта поклонения, кроме Него”.

Аз-Замахшари сказал: “Слово “божество” относится к числу имён нарицательных, и в этом смысле оно не отличается о таких слов, как “человек” или “лошадь”. Это имя нарицательное употребляют для обозначения как истинного, так и ложных объектов поклонения, но в большинстве случаев оно применяется по отношению к истинному объекту поклонения”.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: “Божеством является тот, кому поклоняются и кому повинуются”. Он также сказал: “Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, является подтверждением того, что лишь Он обладает божественной природой, подразумевающей обладание Им совершенным знанием, могуществом, милосердием и мудростью, а также того, что Он оказывает благодеяния своим рабам. Поистине, божеством является тот, кого обожествляют, а обожествляемым является тот, кто обладает правом на поклонение. Если же говорить об обладания Им этим правом, то Он обладает им в силу обладания такими атрибутами, которые вызывают необходимость проявления по отношению к Нему высшей степени любви и высшей степени покорности”.

Ибн аль-Кайим сказал: “Божеством является тот, кого сердца обожествляют в силу своей любви и почитания, обращения и почтения, возвеличивания и покорности, смирения и страха, надежды и упования”.

Ибн Раджаб сказал: “Божеством является то, чему повинуются и чего не ослушаются из страха и почтения. Его любят и боятся, на него надеются и уповают, его просят и к нему взывают. Подобное неприемлемо ни к кому, кроме Великого и Могучего Аллаха. Если же кто-то обратит нечто из этого к какому-либо творению, чем сделает из него божество, то это умалит искренность его свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, и станет изъяном в его единобожии, ибо получиться, что он в чем-то начнёт поклоняться сотворённому, а все это в целом имеет отношение к различным ветвям многобожия”.

Аль-Бика‘и сказал: “Слова “нет божества, кроме Аллаха” означают полное отрицание того, что правом на поклонение может обладать кто-либо, кроме Величайшего Владыки, и знание об этом является наиболее действенным средством спасения от ужасов Дня воскресения. Однако знанием это может стать лишь в том случае, если будет приносить пользу, пользу же это может принести лишь тогда, когда человек станет проявлять покорность и действовать в соответствии с теми требованиями, которые эти слова предъявляют человеку, в противном же случае это останется чистым невежеством”.

Ат-Тыбби сказал: “Слово “божество” по форме является действительным залогом, по сути же речь идет о залоге страдательном, поскольку божество является объектом поклонения, и это подобно случаю со словом “книга”, которое подразумевает собой нечто написанное”.

Можно привести в пример ещё много подобных высказываний других авторитетов Ислама, которые сходились во мнении о том, что слово “божество” подразумевает собой “объект поклонения” в отличие от того, что понимают под этим поклоняющиеся могилам и им подобные, считающие, что под этим подразумевается “творец” или “способный к созданию нового” или нечто подобное в том же духе, и полагающие, что если они будут произносить это слово, вкладывая в него именно такой смысл, то достигнут высшей степени единобожия, даже если при этом они станут поклоняться не Аллаху, например, обращаясь с мольбами к покойным, прося их избавить их от печалей или удовлетворить их нужды, принося им обеты в беде, умоляя их стать их заступниками перед Господом земли и небес или совершая нечто иное, также имеющее отношение к поклонению. При этом они не осознают того факта, что их братья из числа арабских язычников фактически утверждала то же самое, полагая, что Аллах является всего лишь Творцом, способным создавать нечто новое, которому они поклонялись разными способами. Тем самым эти люди опускаются до уровня Абу Джахля, Абу Ляхаба и их последователей в Исламе из числа поклоняющихся могилам или же до уровня тех их братьев, которые поклонялись Вадду, Сува‘у, Йагусу, Йа‘уку и Насру, считая, что придерживаются религии Ислама. Однако если бы утверждения этих невежественных людей соответствовали истине, то между ними и Посланником Аллаха не возникало бы никаких конфликтов, и они поспешили бы ответить на его призыв и подчинились ему. И если бы он говорил им: “Скажите “Нет божества, кроме Аллаха””, — имея в виду то, что один лишь Аллах способен создавать новое, то они отвечали бы ему: “Слушаем и повинуемся”. Ведь сказал Всевышний Аллах:



Наши рекомендации