Все права принадлежат составителю
Название: Обучение совершению ритуальной молитвы
Составитель: Зейналов Назим
Издатель: Религиозно-просветительская
организация "Аз-Захра"
Год издания: 2003 год
Тираж: 5000 экз.
Содержание
Предисловие. 6
Значение и необходимость молитвы.. 6
Идеологические и практические аспекты Ислама. 9
Тахарат – ритуальное очищение. 11
Малое омовение – вуду. 12
Объяснение действий совершения. 12
малого омовения (вуду) 12
Гусл - ритуальное омовение всего тела. 15
Процедура совершения. 15
ритуального омовения тела. 15
Условия правильного совершения гусла. 15
Обязательные омовения тела. 15
Тайаммум – совершение ритуального омовения землей или песком.. 16
Виды молитв. 17
Время совершения ежедневных молитв. 17
Время утренней молитвы.. 17
Время полуденной и послеполуденной молитвы.. 17
Время вечерней и ночной молитвы.. 18
Кибла – направление молящегося. 18
Одеяние молящегося. 19
Место молящегося. 19
Азан и икамат. 19
Перевод Азана и Икамата. 20
Порядок совершения молитвы.. 21
Обязательные действия молитвы.. 21
Заповеди для обязательных частей молитвы.. 21
Нийат (намерение) 21
Такбират аль-ихрам.. 21
Кийам (положение стоя) 22
Кира’ат (чтение) 22
Заповеди для кира’ат. 23
Руку‘ (поясной поклон) 24
Суджуд (земной поклон) 24
Обязанности того, кто не может. 25
совершать земной поклон как обычно. 25
Обязательные саджда Корана. 25
Ташаххуд (свидетельство) 25
Таслим (приветствие) 26
Тартиб (порядок) 26
Мувалат (непрерывность) 26
Кунут (молитва - просьба) 26
Та‘кибат - (мольбы, которые читаются после обязательных ежедневных молитв) 26
Действия, аннулирующие молитву. 28
Заповеди для действий, аннулирующих молитву. 28
Разговор. 28
Смех и плач, вызванный мирскими причинами. 28
Уклонение от киблы.. 28
Прием пищи и питье. 28
Совершение действий, 29
которые искажают вид молитвы.. 29
Сомнения, возникающие. 30
при совершении молитвы.. 30
Сомнения по поводу исполнения частей молитвы.. 30
Сомнения, аннулирующие молитву. 30
Сомнения, которые не аннулируют молитву. 30
Сомнения, на которые. 31
не нужно обращать внимания. 31
В следующих случаях на возникающие сомнения не нужно обращать внимания: 31
Молитва-ихтийат (молитва из предосторожности) 31
Саджда сахв (земной поклон из-за рассеянности) 32
Молитва путника. 33
Обстоятельства, при которых путник должен совершать четырехрак‘атную молитву. 33
Места, в которых необходимо совершать полную четырехрак‘атную молитву. 33
Какая местность подразумевается под понятием Родина (по предписаниям шариата)?. 34
Намерение о десятидневном пребывании. 34
Молитва-када (пропущенная молитва) 35
Молитвы, которые пропустил отец. 35
Общественная молитва. 36
Важнейшее значение общественной молитвы.. 36
Условия общественной молитвы.. 36
Присоединение к общественной молитве. 37
Заповеди для общественной молитвы.. 38
Пятничная молитва. 39
Как совершать пятничную молитву?. 39
Условия совершения пятничной молитвы.. 39
Обязанности молящегося. 39
при совершении пятничной молитвы.. 39
Молитва Айат, совершаемая при определенных природных явлениях и стихийных бедствиях. 40
Как совершать молитву Айат?. 40
Заповеди для молитвы Айат. 40
Желательные молитвы.. 41
Праздничные молитвы.. 41
Время совершения праздничных молитв. 41
Как совершать праздничную молитву?. 41
Ежедневные желательные молитвы.. 42
Ночная молитва (салят ал-Лайл) 42
Время ночной молитвы (салят ал-Лайл) 42
Молитва-гуфайла. 42
Как совершать молитву-гуфайла?. 42
Сорок преданий о молитве. 44
Значимость молитвы.. 44
Польза от совершения молитвы.. 44
Обучение молитве. 44
Времена молитв. 45
Молитва в мечети. 45
Пятничная молитва. 45
Пренебрежение молитвой. 45
Отказ от совершения молитвы.. 45
Во имя Аллаха
Всемилостивейшего, Милосердного!
Предисловие
Ислам как религия явил людям знание во всем его совершенстве, столь необходимом для того, чтобы научить и воспитать людей, дать толчок восхождению человечества из глубин материального прозябания к беспредельным высотам духовного величия, когда каждый человек мог бы считать себя его последователем, приближаясь к Божественной благодати, доступной каждому искренне ее жаждущему ровно в той степени, в какой он сам того желает. Обуздание плотских желаний человека неизменно приводит к их естественной сублимации в область морали, которая постепенно выводит человеческий разум на путь восприятия и постижения более высоких жизненных ценностей. Для того, чтобы войти в мир духовного блаженства человек обязан достичь определенной ступени набожности и смирения. Все предыдущие религиозные доктрины, в особенности учения иудеев и христиан, ограничивались, как правило, какими-то экстремальными формами добровольного подвижничества и аскетизма, выходившими за грань соответствия естественным условиям общественной жизни людей. такого рода экстремальные формы поклонения, даже при свободе их выбора, могли стать достоянием лишь тех немногих, кто ради поставленной цели решился полностью отказаться от своей земной жизни. Большинство же в это время продолжало погружаться в трясину лицемерного формального соблюдения религиозных предписаний и обрядов.
Ислам как практическая религия, всесторонне регулирующая жизнь человека, зиждется, в первую очередь, на смирении человеческой души путем внушения ей понимания ее зависимости от Создателя и, таким образом, побуждения ее полностью подчиниться Его воле, чтобы она могла поклоняться ему в полном соответствии с ее скромным положением. Тем самым Ислам переносит человека в присутствие его Господа. Первым основополагающим предписанием Ислама является молитва (салят), благодаря которой у человека формируется необходимое ощущение своей связанности с Богом и устанавливается прямой контакт с атрибутами Абсолютного Божества.
Молитва, которая является ключом к общению с Аллахом, позволяет верующим находиться в постоянном контакте с великим Творцом, это связь с Аллахом и средство получить у Него прибежище и помощь. Им открывается путь в потусторонний мир, в мир сверхъестественного. Они склоняют головы только перед Аллахом и выражают покорность одному лишь великому Создателю Мира Бытия. В их жизни нет места для смирения и робости перед лицом угнетателей и тиранов. С помощью молитвы они просят помощи и поддержки у Источника Благосклонности и Милосердия.
Такие люди чувствуют, что стоят рангом выше всех других существ, ибо удостоены чести обращаться к Аллаху и напрямую говорить с Ним. Именно это необходимо в первую очередь для религиозного воспитания. Правоверные своей истинной верой, добрыми делами, искренностью и истовостью молитвы заслужили особого, исключительного снисхождения и сострадания, которого лишены все неверные.
Человек, который с открытой душой и сердцем пять раз в день обращается к Аллаху и искренне произносит слова молитвы, привносит в свои мысли, поступки и речи частицу Божественного света. И разве может такой человек совершить что-либо, что может вызвать недовольство Аллаха? Божественные повеления и религиозные предписания в Исламе служат благу людей и защите их прав. Другой цели у них нет. Этими установлениями Аллах направляет людей к достижению телесного и духовного очищения.
С помощью молитвы человек действительно устанавливает связь с вечной Силой, то есть с Аллахом, для которого нет сложных проблем и затруднительных положений. Само ощущение этого успокаивает человека, придает ему силы и стойкость в борьбе с неудачами.
Может ли быть для слабого и беспомощного человека более надежный и короткий путь к Всемилостивому и Всемогущему Аллаху, чем просьба о помощи, вознесенная молитвой?
Значение и необходимость молитвы
Молитва – это один из столпов Ислама, средство сближения с Аллахом, выражение покорности Ему, благодарность за Его бесконечную милость, следование примеру святого Пророка и пречистых имамов, прочная нить, связывающая человека с Богом, а также дверь, которая постоянно открыта для испрашивания и получения у Аллаха помощи и наставления и закрыта для ошибок и прегрешений. Молитва – это единственный выход, через который вера, живущая в наших сердцах, может вылиться в поступки, обещая вступление в мир вечного счастья и на земле, и на небе.
Достоинствам обряда молитвы посвящено немало айатов в Священном Коране и множество высказываний, которые цитируют мусульманские источники. первостепенное значение молитвы подтверждают многие доводы как рационального, так и религиозного плана.
Ниже мы приводим мысли покойного автора книги «Джавахир аль-калам» (том 7, стр. 1). Его размышления основываются на содержании коранических стихов и ряда достоверных хадисов.
«Молитва – это действие, предотвращающее совершение гнусных и непристойных поступков. Во время молитвы остывает пламя геенны, а чистый душой верующий устанавливает с Аллахом связь, благодаря которой получает возможность духовного самосовершенствования. Подобно водной струе, что смывает грязь с тела, молитва смывает с верующих их грехи, а ее совершение пять раз в день можно сравнить с многократным омовением под этой струей. Ведь и Великому Иисусу, и другим пророкам Аллах повелел молиться на протяжении всей жизни.
молитва – это один из столпов Ислама. Это наилучший из поступков и наиважнейший из обрядов (предписанных Исламом). Она служит мерилом всех других деяний человека. Так, только совершив полный обряд молитвы, человек получает целиком воздаяние за свои прочие поступки, потому что все его добрые дела принимаются Небом только с молитвой. Подобно центральному шесту, на котором держится вся палатка, молитва является столпом, поддерживающим все остальные ритуалы и обряды, и всю религию в целом. Поэтому первое деяние смертного, которое будет взвешиваться в Иной жизни и за которое с него там спросится, - это молитва. Если его молитва будет принята, то и все остальные его [добрые] дела, которые он совершил на своем земном пути, будут оценены по достоинству и приняты. Но если она будет отвергнута, то остальные его благие поступки даже не будут рассматриваться и, непринятые, вернутся к нему. Учитывая сказанное, не стоит удивляться, когда тот, кто пренебрегает молитвой, получает прозвище 'неверующий'. И это соответствует истине, особенно, если причина отказа от молитвы кроется в непринятии самой религии. По словам имама Садыка, он не знает ничего лучше, выше и благостнее для Аллаха, чем молитва. Тот, кто молится все пять раз точно в положенное время, в день Суда встретится с Аллахом, ведь у него в руках находится договор, по которому он, благодаря каждодневной молитве, имеет право на пребывание в раю. Но тот, кто пренебрегает обязательной молитвой, или нарушает ее сроки, должен будет дожидаться решения Аллаха: простить его, или покарать. Такая молитва лучше, чем двадцать хаджей, каждый из которых, в свою очередь, предпочтительней, чем полная комната золота, розданного как подаяние ради Аллаха. Обязательная молитва лучше, чем тысяча хаджей, каждый из которых стоит больше, чем весь мир со всем, что в нем есть. Воистину, покорность Аллаху есть служение Ему на земле, а никакая служба не может сравниться с молитвой. поэтому ангел и принес Захарии благую весть именно во время молитвы в святилище. Когда человек готовится к совершению молитвы, Небеса осыпают его своими дарами, а вокруг него собираются ангелы. И ангел провозглашает, что если бы сей молящийся раб знал, что содержит в себе молитва, он ни за что не стал бы ею пренебрегать…
Восьмой Имам его светлость Риза писал по поводу проблем, возникших у Мухаммада ибн Санана, что значение молитвы объясняется тем, что она представляет собой признание человеком Власти Аллаха, Всемогущего и Достославного, и отрицание существования равного Ему. Творить молитву, значит смиренно, униженно и покорно предстать перед Всевышним Аллахом и просить у Него прощения за совершенные прегрешения. Во время молитвы человек несколько раз касается лбом земли в знак прославления Всевышнего и постоянной памяти о Нем. Обращенная к Аллаху молитва оберегает верующего от зла и помогает ему избежать любых безнравственных поступков и прегрешений».[1]
Посланник Аллаха, обращаясь к Повелителю правоверных Али ибн Аби Талибу, изволил сказать: «Существует три признака, отличающих правоверного: молитва, пост и подаяние. Существуют и признаки, выдающие лицемера: если он скажет, то солжет, если пообещает, то нарушит обещание, а если ему окажут доверие, он обманет».[2]
Коран, описывая богобоязненных и благочестивых, говорит: «Это Писание (т.е. Коран), нет сомнения в нем, руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное и совершают молитву»[3]. Поэтому, благочестивым может считаться лишь тот, кто совершает молитву.
Просим Всемилостивого и Милосердного Аллаха принять этот скромный труд и простить за возможные упущения и ошибки. Надеемся на вознаграждение Всевышнего Аллаха в тот день, когда ничего дороже не будет зачтено, чем доброе деяние, искренне совершаемое в этой нашей жизни.
Зейналов Назим Алиевич, 24.10.2003
Идеологические и практические аспекты Ислама
Религиозные принципы подразделяются на две группы:
1. основные религиозные принципы (усул ад-дин);
2. второстепенные религиозные принципы (фуру‘ ад-дин).
Усул ад-дин – это ряд убеждений, которые составляют основу Ислама; к ним относятся:
а) Таухид (монотеизм) – вера в то, что Аллах Един в Своей сущности и атрибутах. В Священном Коране говорится: «Он – Бог, нет бога, кроме Него. Властелин Он, Пресвятой, мир дарующий...»[4].
‘Адл (справедливость) – вера в то, что Аллах Справедлив. В Священном Коране говорится: «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям…»[5].
б) Нубувват (пророчество) – вера в то, что Наимудрейший Аллах для наставления людей на истинный путь посылал пророков и посланников, и что Адам (мир ему!) первый из них, а Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) последний: «…Помните о милости, оказанной вам Аллахом, когда назначил Он пророков среди вас…»[6];
Имамат (духовное и светское руководство) – вера в то, что после кончины Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) Аллахом были назначены двенадцать имамов (руководителей) из рода Пророка (мир им!) для предостережения исламской общины от отклонения с истинного пути. Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Воистину, не истечет срок этого предписания (предписания Ислама) до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов…»[7].
в) Ма‘ад (воскресение) – вера в то, что Всевышний Аллах воскресит людей из мертвых для расплаты за совершенные ими в этой жизни деяния. В Священном Коране говорится: «А тем, которые не веруют в будущую жизнь, [возвещаем] о том, что Мы приготовили им мучительное наказание»[8].
Мусульманином считается тот, кто уверует в вышеперечисленные принципы (Таухид, Нубувват, Ма‘ад) и тот, кто отрицает их - не является мусульманином.
Каждый человек обязан сам осознать основные принципы своей религии и подражание в них недопустимо.
Под второстепенными вопросами (фуру‘ ад-дин) подразумеваются практические предписания, а именно:
1)Ас-салят - молитва.
В Священном Коране сказано: «Воистину, молитва для правоверных предписана в строго определенное время»[9].
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Молитва (намаз) – опора вашей религии».
2) Саум - пост, который вменил Всемогущий и Великий Аллах в обязанность общине Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), как и тем, кто был до него, ибо сказано Всевышним в Коране: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, быть может, вы будете богобоязненны»[10].
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Аллах сказал: “Все деяния сынов Адама для него самого, кроме поста. Так пост, он для Меня и Я воздам ему”».
3) Хумс - выплата одной пятой части дохода, согласно определенным законам, нуждающимся потомкам Пророка[11] (да благословит Аллах его и род его!). Всевышний в Коране о хумсе говорит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, …»[12].
Когда около Имама Казима (да будет мир с ним!) прочли айат о хумсе, он изволил сказать: «То, что Аллаху, так это для посланника и то, что для посланника, так это для нас».
4) Закят - налог, определенный Кораном и обязательный для всех мусульман. Имущества, подлежащие уплате закята являются следующими: золото, серебро, пщеница, ячмень, финики, изюм, верблюд, корова и баран. Выплата закята и хумса имеет определенные условия. Священный Коран о закяте говорит: «А то, что вы даете из очищения (закят), желая Лика Аллаха, - это те, которые удваивают»[13]. В многочисленных преданиях от непорочных Имамов (мир им!) рода пророческого говорится: «Тот, кто уклоняется от уплаты закята, вне религии».
Имам Садик (да будет мир с ним!) изволил сказать: «Не принимается молитва того, кто не дает закят и не принимается закят того, кто не страшится Аллаха».
5)Хадж - паломничество в Священную Мекку, обязателен для тех, кто имеет возможность совершить это и при определенных условиях. О хадже Коран говорит: «… и возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений»[14].
Имам Али (да будет мир с ним!) изволил сказать: «Хадж является джихадом каждого слабого».
6)Джихад - священная война за утверждение божественных указов. Всевышний в Коране о джихаде говорит: «Поистине, те которые уверовали, которые выселились и боролись на пути Аллаха, те надеются на милость Аллаха, …»[15].
Имам Али (да будет мир с ним!) изволил сказать: «Джихад является опорой религии и путеводителем счастливых (людей)».
У Имама Садыка есть такое высказывание: «После обязательных предписаний (молитва, пост, хадж и закят) Священная война – это лучшее, что есть в Исламе».[16]
7)Аль-амр биль-ма‘руф - призыв к добру.
8)Ан-нахй ‘ан аль-мункар - предотвращение зла. Священный Коран об этих двух деяниях говорит: «Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали (совершать) добро и удерживали (от совершения) зла и веровали в Аллаха…»[17].
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Тот, кто призывает к совершению добра и предотвращает зло, является наместником Аллаха и наместником Его посланника».
9)Ат-тавалли ли аулийаиллях - любить друзей Аллаха и следовать им (путем непорочных Имамов рода пророческого (мир им!)).
«Те, кто ищет покровительства Аллаха, Посланника Его и уверовавших [входят в партию Аллаха], - воистину суть [приверженцы] партии Аллаха одержат победу!»[18]
10)Ат-табарри мин а‘да’иллях - (неприязнь) отречение от врагов Аллаха. В Священном Коране сказано:
«Отречение Аллахом и Его посланником от многобожников…»[19].
Тахарат – ритуальное очищение
В Священном Коране говорится: «…[Не совершайте молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути. Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Прощающий, Извиняющий».[20]
Соответственно воли Всевышнего Аллаха, изложенной в нескольких местах Корана, общение предавшегося раба со Всевышним, должно происходить в безупречной чистоте, достижение которой осуществляется путем соблюдения правил тахарат. Очевидно, что именно в должном сотворении обряда молитвы проявляется благодарность рабов Божиих своему Господу за Его наставление им молиться, будучи ритуально очищенными.
Тахарат (чистота тела и окружающей среды) в Исламе имеет огромное значение. Каждый человек должен воздерживаться от принятия еды и питья оскверненных вещей (наджис), а тело и одежда для совершения молитвы, которая является лучшим способом богослужения, должны быть чистыми. Все в мире является чистым, кроме одиннадцати вещей и того, что в результате соприкосновения с ними, становится оскверненным. Это моча, кал, сперма, мертвечина, кровь, собака, свинья, напитки, вызывающие опьянение, алкогольное пиво, безбожник, пот животного, съевшего оскверненное. Так как в основе нашей религии – Ислам – лежит чистота, поэтому Аллах предписывает нам очищать наши помыслы и деяния от грехов, а тело, одежду, дом и еду от грязи и нечистот. Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Ислам – религия чистоты. Очищайтесь, ибо в рай войдет только чистый».
Ритуальная чистота (тахарат) необходима мусульманину для:
1. общения со Всевышним во время молитвы (кроме молитвы по усопшему);
2. при совершении ритуального хождения вокруг святой Каабы во время хаджа;
3. при прикосновении к записям Священного Корана и имени Аллаха.
После действий, связанных с физиологией человека:
1. после отправления естественных нужд;
2. после семяизвержения у мужчин;
3. для очищения после месячного цикла и послеродовой адаптации женского организма.
В Коране указывается, что состояния ритуальной чистоты можно достичь следующими методами:
1. методом вуду (частичное омовение определенных частей);
2. путем гусла (ритуальное омовение всего тела);
3. методом тайаммум - сухое обтирание, когда невозможно совершить гусл и вуду, когда отсутствует чистая вода, или же имеют место какие-то препятствия для совершения омовения.
Малое омовение – вуду
В Священном Коране говорится о необходимости при определенных условиях совершать омовение лишь некоторых частей тела:
«О вы, которые уверовали! Когда приступаете к совершению молитвы обрядовой, омойте лица ваши и руки до локтей, проведите [рукой мокрой] по голове и ногам до щиколоток…»[21].
Обряд вуду, как и любой другой вид поклонения начинается с намерения (нийат), которое должно быть искренним, без капли притворства, и с желанием только лишь достичь довольства Всевышнего. Словами это можно выразить в следующей форме:
«Совершаю вуду чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху».
Объяснение действий совершения
малого омовения (вуду)
При совершении малого омовения (вуду) вначале один раз или дважды умывают лицо. Омывать лицо следует строго сверху вниз, т.е. от верхней части лба, где растут волосы до конца подбородка. Набрав в ладонь правой руки воду, омывают лицо, охватывая его шириной ладони от конца указательного и до конца большого пальцев кисти правой руки. Предшествующие этой процедуре обмывание кистей рук, полоскание ротовой и носовой полости не являются обязательными, но поощряются.
После того как омыли лицо, необходимо омыть руки. Причем вначале необходимо омыть правую руку, а затем левую. Набрав левой ладонью воду, моют правую руку, начав от локтевого сгиба до кончиков пальцев. Для того чтобы убедиться в том, что локти промыты, необходимо помыть чуть выше их. Хотя бывает, что кисти рук моют до омовения, но при совершении малого омовения все равно необходимо помыть свои руки от локтей и до кончиков пальцев, так как если руки будут омыты только до запястий, то такое омовение считается недействительным.
Омыв правую руку, точно таким же образом омываем левую руку.
После омовения рук совершают обтирание головы влажной рукой в области темени. Обтирание головы необходимо совершать так, чтобы со стороны было понятно, что человек протирает рукой голову, а не голову протирает о руку. Желательно обтирание головы совершать тремя сомкнутыми пальцами и длиной в один палец.
Затем, необходимо провести влажными руками по ногам до их сгиба. Вначале необходимо провести по правой ноге, а затем по левой. Необходимо упомянуть, что темя головы и поверхности ног во время обтирания должны быть сухими.
При совершении омовения (вуду) необходимо строго придерживаться некоторых правил:
· Вода должна быть чистой и в порядке предосторожности она не должна быть запачканной вещами, которые являются чистыми, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу).
· Вода должна быть дозволенной к использованию (шариатом). Не должна быть узурпированной.
· Вода не должна быть смешанной с чем-либо, поэтому, предосудительно использовать для омовения соки, чай, кофе и т.д.
· Посуда для омовения должна быть дозволенной (не узурпированной).
· Посуда для омовения не должна быть золотой или серебренной.
· Части тела, которые моют во время вуду или обтирают, должны быть чистыми.
· Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела (используемые во время вуду).
· Вуду должно совершаться с искренним намерением, без притворства.
· Во время вуду необходимо соблюдать порядок действий, совершая их в том порядке, в котором было сказано.
· Действия вуду должны совершаться беспрерывно и последовательно.
· Человек сам должен совершать вуду без чьей-либо помощи, кроме случаев, когда он сам не в состоянии сделать это самостоятельно.
· Использование воды не должно навредить ему (его здоровью).
· Наличие времени для совершения вуду.
При соблюдении вышеперечисленных условий вуду считается действительным, но если хотя бы одно из этих положений не будет соблюдено, то в таком случае вуду не действительно.
Во время омовения желательно произносить следующие слова:
При виде воды:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ الْمَاءَ طَهُورًا وَ لَمْ يَجْعَلْهُ نَجِسًا
Транскрипция:
Аль-хамду ли-ль-ляхи-ль-лязи джа‘аля-ль-ма’а тахура ва лям йадж‘аль-ху наджиса
Перевод:
Хвала принадлежит лишь Аллаху, Который установил воду для очищения и не сделал ее скверной!
Во время омовения рук:
بِسْمِ اللَّهِ وَ بِاللَّهِ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِى مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِى مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ
Транскрипция:
Бисми-л-ляхи ва би-л-ляхи Аллахумма-дж‘альни мина-т-таввабина ва-дж‘альни мина-ль-мутатаххирин
Перевод:
Во имя Аллаха и с Аллахом, Боже сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся!
После полоскания рта:
اَللَّهُمَّ لَقِّنِى حُجَّتِى يَوْمَ أَلْقَاكَ وَ أَطْلِقْ لِسَانِى بِذِكْرِكَ
Транскрипция:
Аллахумма ляккини худджати йавма алькака ва атлик лисани бизикрика
Перевод:
Боже, дай мне доказательство в день, когда Ты будешь давать его, развяжи язык мой, чтобы я упоминал Тебя.
После полоскания полости носа:
اَللَّهُمَّ لاَ تُحَرِّمْ عَلَىَّ رِيحَ الْجَنَّةِ وَ اجْعَلْنِى مِمَّنْ يَشُمُّ رِيحَهَا وَ رَوْحَهَا وَ طِيبَهَا
Аллахумма ля тухаррим аляййа риха-ль-джаннати ва-дж‘альни мимман йашумму рихаха ва равхаха ва тибаха
Перевод:
Боже, не запрещай мне запаха рая, и сделай меня из тех, кто почувствует его запах, [ощутит] его ветер и благовония!
Во время омовения лица:
اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِى يَوْمَ تَسْوَدُّ فِيهِ الْوُجُوهُ وَ لاَ تُسَوِّدْ وَجْهِى يَوْمَ تَبْيَضُّ فِيهِ الْوُجُوهُ
Аллахумма баййид ваджхи йавма тасвадду фихи-ль-вуджух ва ла тусаввид ваджхи йавма табйадду фихи-ль-вуджух
Перевод:
Боже, осветли лицо мое в день, когда потемнеют лица, и не затемняй его в день, когда осветлятся лица!
Во время омовения правой руки:
اَللَّهُمَّ اعْطِنِى كِتَابِى بِيَمِينِى وَ الْخُلْدَ فِى الْجَنَانِى بِيَسَارِى وَ حَاسِبْنِى حِسَابًا يَسِيرًا
Аллахумма-‛тини китаби бийамини ва-ль-хульда фи-ль-джанани бийасари ва хасибни хисабан йасира
Перевод:
Боже! Дай запись [деяний] моих в правую [руку], вечное [пребывание] в раю - в левую, и сделай мою расплату легкой!
Во время омовения левой руки:
اَللَّهُمَّ لاَ تُعْطِنِى كِتَابِى بِشِمَالِى وَ لاَ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِى وَ لاَ تَجْعَلْهَا مَغْلُولَةً إِلِى عُنُقِى وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُقَطِّعَاتِ النِّيْرَانِ
Аллахумма ля ту‘тини китаби би шимали ва ля мин вараи захри ва ля тадж‘альха маглулятан иля ‘унуки ва а‘узу бика мин мукатти‘атин-нийран
Перевод:
Боже! Не дай письмо [деяний моих] мне в левую [руку] и не из-за спины, и не закованным в мою шею, и ищу спасения у Тебя от огненных обломков [ада]!
Во время обтирания головы:
اَللَّهُمَّ غَشِّنِى بِرَحْمَتِكَ وَ بَرَكَاتِكَ وَ عَفْوِكَ
Аллахумма гашшини бирахматика ва баракатика ва ‘афвика
Перевод:
Боже! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением!
Обтирая ноги:
اَللَّهُمَّ ثَبِّتْنِى عَلَىَّ الصِّرَاطَ يَوْمَ تَزِلُّ فِيهِ الْأَقْدَامُ وَ اجْعَلْ سَعْيِى فِي مَا يُرْضِيكَ عَنِّى يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الْإِكْرَامِ
Аллахумма саббитни аляййас-сырата йаума тазиллу фихи-ль-акдам вадж‘аль са‘йи фи ма йурдика ‘анни йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам
Перевод:
Боже! Укрепи для меня мост в день, когда будут скользить на нем ноги и сделай так, чтобы я усердствовал в том, чем Ты доволен. О, Обладатель величия и милости!
По окончании омовения:
اَللَّهُمَّ إنِّى أَسْأَلُكَ تَمَامَ الْوُضُوءِ وَ تَمَامَ الصَّلاَةِ وَ تَمَامَ رِضْوَانِكَ وَ الْجَنَّةَ وَ الَحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
Аллахумма инни ас’алука тамама-ль-вуду’и ва тамама-с-саляти ва тамама ридваника ва-ль-джанната ва-ль-хамду ли-ль-ляхи рабби-ль-‘алямин
Перевод:
Боже! Поистине, я прошу у Тебя полного омовения и полной молитвы и полного Твоего довольства и рая. Хвала Аллаху, Господу миров!
Гусл - ритуальное омовение всего тела
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«…а если вы осквернены (половым контактом), то очиститесь…».[22]
«…[Не совершайте молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения…».[23]
Процедура совершения
ритуального омовения тела
Будь то обязательное омовение тела (например, гусл-джанабат - омовение, вызванное половым контактом) или желательное (например, гусл-джум‘а - пятничное омовение) необходимо вымыть полностью голову, шею и тело. Иными словами, все категории гусла в совершении не имеют разницы, и разница только в их намерениях.
Гусл можно выполнить двумя способами, совершая гусл-тартиби (омовение по частям в строго определенном порядке) и гусл-иртимаси (одновременное омовение всего тела).
Совершая гусл-тартиби и определив его как таковое, в порядке обязательной предосторожности, необходимо вымыть сначала голову и шею, затем все тело и желательно сначала правую часть тела, а затем левую.
Ритуальное омовение гусл-иртимаси будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий его сразу полностью окунется в воду или будет погружаться в воду постепенно, до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения гусл-иртимаси необходимо такое количество воды, чтобы человек мог полностью погрузить себя в нее.
Условия правильного совершения гусла
Все те условия, которые необходимы для вуду, типа чистоты воды и принадлежности ее совершающему омовение, являются также обязательными и для ритуального омовения категории гусл. Однако при совершении омовения гусл нет необходимости мыть тело сверху вниз, так же как и при совершении гусл-тартиби нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую его часть.
Тот, кто должен совершить несколько омовений тела, может посредством намерений всех их, совершить один гусл.
Тот, кто совершит ритуальное омовение тела после полового акта гусл-джанабат, не должен совершить вуду для молитвы и с другими видами омовения тела может также совершить молитву (даже с желательным - гусл-мустахаб), но с омо