III. Закрепление изученного материала.
1. Учитель:
– Представим себя немного поэтами и подберем подходящие по смыслу слова.
Запись на доске:
Часть слова, которая изменяется,
_____________ называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы ___________.
(Окончанием, основа.)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Игра «Почтальон».
2. Даны слова: дома, реки, поля, грибы, руки, звери.
(Разнеси письма, ставя слова во множественном числе.)
3. Самостоятельная работа (упр. 29).
– Какими способами вы решали орфографические задачи: одинаково ли устроены слова?
IV. Итог урока.
Тест:
1. Корень – это:
а) главная значимая часть слова;
б) главная, но не значимая часть слова.
2. Основа – это:
а) все слово без окончания;
б) все слово без приставки.
3. Чтобы найти корень, надо:
а) изменить форму слова;
б) надо подобрать однокоренные слова.
& Домашнее задание: упр. 30.
– Приготовьтесь рассказать о тех значениях слов, которые передаются их основами.
Урок 6
решаем орфографические задачи
Цель: развивать умение находить опасные места в словах, развивать орфографическую зоркость, повторить корневые орфограммы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая минутка.
С..сна, л..сной, ши..ка, гр..за, похо..ка, про..снилось, ст..на, ду.., гара...
– Какие орфографические задачи вы смогли решить?
– Какие нет?
– Забыли, как их решать? Давайте обратимся к теме урока на с. 14 – «Сначала повторим».
– Одно из главных правил – проверка безударной гласной.
– Я предлагаю запомнить эти слова:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
– Второе главное правило – парные звонкие и глухие согласные.
Вывод: Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!
– А что делать, если орфограмма не проверяется? (Запомнить.)
III. Словарная работа.
– Вы правильно сказали, что словарные слова надо запомнить, но легче их запоминать в веселых стихах.
– Сегодня у нас знакомство с тремя словарными словами. Все они обозначают животных.
Догадайтесь, кто это?
П..туха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А м..дведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Л..са – л..сица, посмотри,
Очень любит букву «и».
– Так какие словарные слова нам надо запомнить? (Петух, лисица, медведь.)
Встань-ка, встань-ка!
Ванька-встанька!
Приседай-ка, приседай-ка!
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с собой!
IV. Закрепление пройденного материала.
Игра «Разложи в кузовок».
Морковка, кашка, снежки, петух, лисица, гнездо, солила, пошёл, сказка, сторона.
– Почему два кузовка с безударной гласной? (Проверяемая гласная и словарные слова.)
Выполнение работы. Проверка.
– Какое слово можно было положить в два кузовка?
Выполнение упр. 33.
V. Итог урока.
– Как решать орфографические задачи?
1. Объяснить значение слова.
2. Изменить это слово по числам или подобрать однокоренное слово.
& Домашнее задание: упр. 35.
– Используйте различные способы проверки.
Урок 7
решаем орфографические задачи –
известные и новые
Цель: развивать умения распознавать слова, которые нужно проверять, и обосновывать написание проверяемой орфографии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какими способами проверки вы пользовались? (Изменение числа и подбор однокоренных слов.)