Обязана ли женщина совершать искупительные действия за половой акт, если не была заставлена.
https://youtu.be/WNFVHSC36Zk
Вопрос:Если человек совершил половой акт со своей женой в светлое время дня в месяц Рамадан. Касается ли искупление только мужчины или и женщины тоже?
Ответ:
В этом вопросе два мнения:
Первое мнение: То, что она также как и муж должна совершить искупительные действия. И это мнение имама Малика, Абу Ханифы, Абу Саура, ибн Мунзира, один из риваятов от имама Ахмада, и это одно из мнений имама Шафии, и это мнение приписал Хафиз ибн Хаджар к большинству ученых. И в довод привели один из риваятов хадиса о том человеке, который пришел к Пророку, салля Ллаху алейхи уа салляма. В одном из риваятов сказано: «Я погиб сам и стал причиной гибели своей жены!».И отсюда взяли слова «погиб и погубил» т.е. сам привел себя к совершению искупительных действий и заставил ее совершать эти искупительные действия. И сказали, разъяснение Пророком, салля Ллаху алейхи уа салям, этому мужчине является также разъяснением и этой женщине, т. е. он должен был передать об этом постановлении и своей жене. Потому что им обоим запрещено нарушать уразу в месяц Рамадан. И это мнение посчитал правильным и шейх ибн Усаймин.
Второе мнение: То, что она не обязана совершать искупительных действий, но их совершает только муж. И этого мнения придерживался аль-Хасан аль-Басри, а также аль-Аузаи, и это один из риваятов от имама Ахмада, одно из мнений имама Шафии, и шафииты считают именно это мнение имама Шафии правильным, и это мнение Дауда аз-Зохири, а также вообще зохиритов и ибн Хазма. И в довод привели слова Пророка, салля Ллаху алейхи уа салям, когда он дал ему большую корзину с финиками он сказал: «Раздай это как садака» приходит добавка вне сборника Бухари и Муслима «раздай это от тебя».И поддерживается этот риваят в Бухари со словом:
«накорми людей этим (или этими финиками) за тебя» и выделил Пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, только этого мужчину, и Пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, никоим образом не говорил в этом постановлении о женщине. А также слова Пророка, салля Ллаху алейхи уа салям, «Способен ли ты? Находишь ли ты? Что-нибудь чем ты можешь накормить бедняков», т. е. вообще об этой женщине ни слова не упомянул в этих постановлениях. И также привели в довод, что Пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, никак не сообщил этому мужчине, что его жена должна совершить искупительные действия, вместе с тем, что нужда в этом есть, но вместе с этим пророк салля Ллаху алейхи уа салям, промолчал.
Что касается доводов первого мнения, то привеженцы второго мнения ответили на эти доводы следующим:
Во-первых: слова «я погиб, и я погубил»этот риаят является слабым. Аль-Байхаки упомянул, что аль-Хаким написал сразу три отдельные части в разъяснении слабости этого риваята. И Хафиз ибн Хаджар привел это разъяснение вкратце в своей книге «Фатх аль-Бари» о том что этот риваят является слабым. И сказал ибн Хаджар: «И не следует за этим необходимость многократности искупительных действий женщиной (т.е. даже если бы мы сказали что этот риваят достоверный «я погиб и погубил» не означает что слова «и погубил» и на нее тоже были возложены искупительные действия) и не следует из его слов «я погиб и погубил», что она обязана совершать искупительные действия, но возможно что под своими словами «я погиб» он имел ввиду что совершил грех, а под словами «я погубил» то, что и она совершила грех, подчинившись мне, потому что нет ни у кого сомнения, что тот, кто добровольно подчинился для совершения греха, также получает грех. Но из этого не обязательно следует наличие искупительного действия, а также отрицание этого искупительного действия. Или может быть смысл слов этого человека «я погиб» попал в такое дело, которое не могу искупить, и слова «и погубил» т. е. погубил сам себя, посредством действия которое совершил».
Во-вторых: и не обязательно, то, что оба они совершили греховное действие во время уразы, не указывает на то, что они оба должны совершить искупительные действия. Наоборот этот хадис указывает на то, что она не обязана совершать никаких возместительных действий, потому что Пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, не приказал этой женщине совершать эти искупительные действия.
Но большинство ученых ответило, что это умозаключения приверженцев второй стороны и сказали: «что возможно Пророк, салля Ллаху алейхи уа саллям, не указал на то, что эта женщина тоже должна совершить эти искупительные действия, потому что это была какая-то конкретная ситуация, и возможно эта женщина была оправдана чем-то и тому подобное. И то, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салям, о ней умолчал еще не значит что это постановление о том что она не должна совершать искупительных действий.
И то, что лишь пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, о ней умолчал, еще не означает, что это постановление, как, например, возможно, она вообще не была постящейся, потому что у нее может быть есть оправдательная причина. Или возможно пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, умолчал о постановлении этой женщины, потому что увидел в этом мужчине что-либо, как, например, то, что она не способна освободить раба, не может держать два месяца уразы, и нет денег, чтобы накормить бедняка. Увидел, что даже этого он не может выполнить и тем более и это не сможет выполнить, может быть, поэтому умолчал.
Но приверженцы второго мнения (большинство ученых) сказали, что пророк салля Ллаху алейхи уа салям, умолчал о ней, вместе с тем, что не расспрашивал, есть ли у нее уважительная причина или нет? Но остался на основе, что эта женщина из тех, кто держит уразу и она все-таки совершила, то, что является запретным и при этом умолчал о постановлении, и не сказал, что она тоже должна совершить искупительные действия. И не спросил этого человека, есть ли у нее какая-то уважительная причина для того, чтобы она совершила такое действие или нет? Не спросил так же его, должна ли она совершить искупительные действия или нет? Т.е. мы можем предположить, что если он не способен прокормить бедняков, то и она не способна прокормить бедняков, потому что обычно так и есть. Но относительно уразы пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, не спросил, т.е. если он не способен держать два месяца уразы еще не значит, что она не способна. Потому что может его здоровье не позволяет, а ее позволяет.
Автор книги говорит: «И оба эти мнения являются сильными, но, кажется, что второе мнение более правильно, уа Ллаху А'лям»
Поэтому мы говорим, что если кто-то хочет наложить обязанность на женщину, в отношении этих искупительных действий, то он должен привести довод. Но явного довода из этого хадиса не следует. Поэтому обязанность на совершении искупительных действий ложиться только на мужчину, уа Ллаху А'лям.
[Примечание редактора стенограммы]:
Имам Абн Кудама аль-Макдиси сказал: «Должна ли женщина искупать нарушенный пост (если у неё не было причины, чтобы не поститься)? На этот счёт передаются два мнения. Согласно первому, она обязана искупить пост. Такого мнения придерживались Абу Бакр, Малик, Абу Ханифа, Абу Саур и Ибн аль-Мунзир. Ведь она нарушила пост в рамадане посредством вступления в половую близость, и поэтому она должна совершить искупление, как и мужчина. Согласно второму мнению, женщина не обязана совершать искупление. Абу Дауд передаёт, что однажды Ахмада спросили о том случае, когда мужчина вступает в близость со своей женой днём в рамадан: должна ли женщина совершать искупление? Он ответил: “Мы не слышали, что женщина обязана совершать искупление”». Такого же мнения придерживался аль-Хасан. У аш-Шафии было два мнения на этот счёт. Дело в том, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) велел человеку, который вступил в близость с женой днём во время рамадана, освободить одного раба, но не дал никаких распоряжений относительно жены этого человека, хотя и знал, что она тоже участвовала в этом. Ещё одна причина — искупление в данном случае подобно махру, выплатить который является обязанностью мужчины». Источник: «Аль-мугни», т. 3, с. 58.
Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал после хадиса Абу Хурайры, приведённого выше: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Раздай это в качестве милостыни”— используют в качестве доказательства те, кто считает, что искупление обязан совершать только мужчина. Это мнение аль-Авза‘и и наиболее правильное из двух мнений аш-Шафи‘и. Большинство учёных сказали, что женщина обязана совершать искупление. При этом между ними существуют разногласия относительно свободной и невольницы, вступившей в близость добровольно и сделавшей это по принуждению, а также относительно того, кто должен совершать это искупление — сама женщина или же его должен взять на себя мужчина». Источник: «Нейль аль-автар», т. 4, с. 295.
Когда шейха Аль-Албани спросили: «Должен ли мужчина всегда совершать искупление за вступление в близость днём во время рамадана или же искупление ложится на того, кто стал причиной произошедшей близости?» Он ответил: «В любом случае искупление совершает мужчина».
В довод за большинство ученых можно привести:
‘Аиша рассказывала: “Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: «Ему следует искупаться». А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: «Он не обязан купаться». Умм Суляйм тогда спросила: “А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?” Он ответил: «Да. Поистине, женщины – родные сестры мужчин»” Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: “Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства”. См. “Ма’алиму-Ссунан» 1/161.
То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), обратившись к Му’азу сказал: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и я завещаю тебе, о Му’аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”». Абу Дауд, ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7969.
Несмотря на то, что это завещание и наставление обращены к Му’азу, они касаются и всей уммы.
Думаю, таких хадисов с таким смыслом, где обращение идет только к мужчинам, но туда входят и женщины, можно найти, не мало.
В общим этот вопрос нуждается в более подробном разборе, так как за мнение большинства ученых не приведено доводов в их защиту.
[Конец примечания].