Занятие исполнительного старта и взлет.
Старт - первый диспетчерский пункт, где требуется соблюдать определенное эшелонирование, т.е. интервалы между ВС. При вылете, ВС выходит на связь с диспетчером «Старта» при подходе к предварительному. После выхода на связь необходимо оценить воздушную обстановку и дать команду на разрешение исполнительного, взлета или ожидание на предварительном старте перед ВПП. При этом ЭВС предоставляется право запросить, а в последствие выполнить взлет по двум различным методикам:
· традиционный метод (с остановкой на исполнительном старте)
· взлет с ходу (без остановки на исполнительном старте)
В зависимости от выбранной методики будет различаться и фразеология радиообмена:
Э: Пулково-Старт, АФЛ101, на предварительном, информацию Альфа имею, разрешите исполнительный
Такая форма запроса экипажем говорит диспетчеру СДП о том, что ЭВС принял решение использовать традиционную методику взлета. В этом случае диспетчер СДП в случае разрешения исполнительного старта использует следующую фразеологию:
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, исполнительный 28 правая разрешаю, ветер 270 градусов 3
Э: Понял, исполнительный 28 правая разрешили, АФЛ101
Если экипаж хочет использовать процедуру «взлет с ходу», то ЭВС и диспетчер «Старта» в этом случае действуют следующим образом:
Э: Пулково-Старт, АФЛ101, на предварительном, информацию Альфа имею, разрешите исполнительный, к взлету готов.
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, исполнительный 28 правая и взлет разрешаю, ветер 270 градусов 3
Э: понял, взлетаю, АФЛ101
Если диспетчер в силу определенных обстоятельств считает, что взлет пока разрешать нельзя, а исполнительный можно, то фраза диспетчера выглядит следующим образом:
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, исполнительный 28 правая разрешаю, взлет по команде.
Э: Понял, исполнительный 28 правая разрешили, взлет по команде, АФЛ101
Сейчас практика применения фразеологии радиообмена между экипажами ВС и диспетчерами «Старта» не только в нашей стране, но и за рубежом показывает, что диспетчеры не дожидаются от ЭВС доклада о готовности к взлету и сразу при разрешении исполнительного старта разрешают и взлет. Эту тенденцию можно
Интервалы при взлете ВС
При разрешении занятия исполнительного старта диспетчер «Старта» обязан учитывать определенные интервалы между ВС. Этот процесс во многом зависит от того, между какими ВС рассматривается минимально безопасный интервал. ВС делятся на категории по турбулентности в следе:
· Легкие ВС – максимальная взлетная масса 7000 кг или менее
· Средние ВС – максимальная взлетная масса более 7000 кг, но менее 136000 кг
· Тяжелые ВС – максимальная взлетная масса более 136000 кг
Интервалы в режиме взлет - взлет:
От начала ВПП.
Легкие или Средние ВС взлетающие за Тяжелым ВС – 2 минуты.
Легкие ВС за Средним ВС – 2 минуты.
Со средней части ВПП.
Легкие или Средние ВС взлетающие за Тяжелым ВС – 3 минуты.
Легкие ВС за Средним ВС – 3 минуты.
Все остальные случаи – 1 минута.
Интервалы в режиме посадка - посадка:
При посадке воздушных судов, применяется следующие минимумы эшелонирования по причине турбулентности в следе:
а) для легких воздушных судов, следующих за тяжелыми или средними воздушными судами, - 3 минуты;
б) для средних воздушных судов, следующих за тяжелыми воздушными судами, - 2 минуты.
Но на самом деле за временными интервалами на посадку можно не следить, т.к. они соблюдаются автоматически, если соблюдены продольные интервалы Аэродромного Диспетчерского Обслуживания
(АДО):
за тяжелыми ВС по ППП 10 км
за средними ВС по ППП 5 км
Рис. 4. Взлет тяжелого ВС (А-310) с ВПП 28 правая.
Интервалы между взлетом и посадкой:
За основу рекомендуется брать следующие цифры. Если ВС на исполнительном не начало разбег, а ВС на прямой находится на удалении 6 км, то необходимо запретить взлет и дать команду заходящему на посадку ВСоб уходе на второй круг. При этом диспетчеру «Старта» всегда необходимо учитывать, что экипажу ВС предоставляется право начать производство взлета в течение 1 минуты после получения разрешения на взлет. ЭВС обязан предупредить диспетчера о задержке только в том случае, если время задержки будет превышать 1 минуту. В этой ситуации диспетчеру всегда рекомендуется при разрешении исполнительного старта или давать информацию о нахождении на предпосадочной прямой другого ВС:
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, исполнительный 28 правая разрешаю, ветер 270 градусов 3, для информации: на прямой на удалении 12 км Boeing787
или уточнить у экипажа не планирует ли он задержку на исполнительном:
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, вы готовы к немедленному взлету?
Если ЭВС утвердительно ответит на заданный диспетчером вопрос, это будет означать, что экипаж не планирует задержку на исполнительном. Например,
Э: да, готов, АФЛ101.
Если же ЭВС ответит:
Э: к взлету готов, АФЛ101,
то это будет означать, что экипаж готов к выполнению процедуры «взлет с ходу», т.е. без остановки на исполнительном старте.
Диспетчеру СДП запрещается давать разрешение на взлет, если:
· поверхность ВПП не отвечает установленным требованиям;
· другое ВС взлетает или уходит на второй круг и(или) его местоположение не обеспечивает безопасный интервал;
· на летной полосе или по курсу взлета имеются препятствия, обход которых не возможен;
· экипаж ВС не имеет всей необходимой для взлета информации
Если в текущий момент невозможно занятие ВПП экипажем ВС, следует довольно простая, но предельно понятная команда:
Д: АФЛ101, Пулково-Старт, ждать на предварительном, рассчитывайте взлет после второй посадки
Э: Понял, жду на предварительном, информацию принял, АФЛ101
Давать информацию об очередности взлета крайне желательно, чтобы исключить «лишние» вопросы со стороны ЭВС, а также для поддержания оптимального режима работы двигателей ВС на земле.
И, наконец, когда все варианты ведения радиосвязи «экипаж-диспетчер» перед вылетом нами рассмотрены, остается разрешить взлет.
Э: АФЛ101, к взлету готов
Д: АФЛ101, взлет разрешаю
Э: взлетаю АФЛ101
Если после разрешения на взлет возникла угроза безопасности ВС, то необходимо немедленно запретитьвзлет.
Д: АФЛ505, ждать на исполнительном, взлет запрещаю, повторяю, взлет запрещаю (на ВПП препятствие, другое ВС уходит навторой круг и т.д.)
Взлет не от начала ВПП разрешается (по запросу экипажа ВС), если это предусмотрено Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома).
С момента начала разбега ВС и до набора высоты,на которой ЭВС выходит на связь с ДПК диспетчеру СДП запрещается вызывать экипаж ВС за исключением случаев, когда возникает угроза безопасности полетов ВС.
ЭВС после производства взлета должен выйти на связь с диспетчером «Круга» на определенной высоте или в диапазоне высот. Эта высота или диапазон высот изложены в ИПП аэродрома вылета. Пилоты получают эту информацию из сборника аэронавигационной информации.
рис.5 Деление воздушного пространства