Понятие и сущность исполнительного права. Соотношение исполнительного производства и гражданского (арбитражного) процесса

Стадии исполнительного производства

Стадии исполнительного производства – это совокупность последовательных процессуальных действий участников исполнительного производства с целью выполнения требований исполнительного документа.

Стадии исполнительного производства обладают относительной логической обособленностью, имеют собственные цели и внутреннюю взаимосвязь.

Стадии исполнительного производства:

1. Возбуждение исполнительного производства.

2. Подготовка к принудительному исполнению.

3. Принудительное исполнение.

4. Распределение взысканных сумм.

5. Завершение исполнительного производства.

6. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Стадии исполнительного производства делятся на два вида:

· обязательные;

· факультативные.

К первым относятся:

· возбуждение исполнительного производства;

· подготовка к принудительному исполнению;

· завершение исполнительного производства.

Любое исполнительное производство проходит стадию возбуждения (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Далее следует подготовка к принудительному исполнению, на которой судебный пристав-исполнитель, в частности, устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Если в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требования были исполнены, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, за стадией подготовки к принудительному исполнению в приведенном примере сразу следует стадия завершения исполнительного производства.

Все остальные стадии исполнительного производства являются факультативными, поскольку их наступление (или ненаступление) будет зависеть от целого ряда обстоятельств, в некоторых случаях образующих сложный юридический состав.

Представительство

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.

Полномочия представителей, не указанных выше, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.

Права и законные интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве представляют их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители обязаны представить документы, удостоверяющие их статус.

Законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя.

Представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

Законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение, которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1. предъявление и отзыв исполнительного документа;

2. передача полномочий другому лицу (передоверие);

3. обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4. получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5. отказ от взыскания по исполнительному документу;

6. заключение мирового соглашения.

Роль суда в ИП

В настоящее время, несмотря на отделение службы судебных приставов от судебной системы, суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются субъектами исполнительного производства. В научной литературе отмечается, что поскольку судебное решение имеет специальный правовой статус, а также специфика процедуры его вынесения заключается, прежде всего, в системе гарантий, решение должно исполняться при активном непосредственном участии суда*(176); также отмечается, что исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под контролем суда*(177). Другие авторы считают, что роль судов сводится либо к предварительному, либо к последующему контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя*(178).

Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, - неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов.

Во-первых, суд (арбитражный суд) решает наиболее существенные вопросы исполнительного производства:

- выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. 428-430 ГПК; ст. 319, 323 АПК);

- прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК, ст. 322 АПК);

- разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК, ст. 179 АПК);

- решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм;

- приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительное производство в случаях, указанных в законе (ст. 434, 436-439 ГПК, ст. 183, 324, 327, 328 АПК).

Кроме того, только суд или арбитражный суд могут решать вопрос о повороте исполнения решения.

Во-вторых, суд (арбитражный суд) осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Закон устанавливает гарантии соблюдения прав взыскателя и должника, иных лиц в исполнительном производстве. Как уже отмечалось, любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд. Это гарантировано, в первую очередь, ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

2. Часть 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве регламентирует порядок обращения в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий или бездействия приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы судебных приставов.

Названная статья определяет территориальную подсудность дел этой категории: заявление подается в суд (арбитражный суд), в районе деятельности которого должностное лицо исполняет свои обязанности.

Также ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве разграничивает подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По общему правилу заявление подается в суд общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда исполняются:

- исполнительные документы, выданные арбитражным судом;

- требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях - в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью. Арбитражным процессуальным законодательством могут быть установлены и иные случаи обращения в арбитражный суд.

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции происходит по правилам производства, вытекающего из публичных правоотношений, регулируемых гл. 23, 25 ГПК, в арбитражных судах - по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, регулируемых гл. 22, 24 АПК.

Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Рассмотрение данных категорий дел происходит по правилам искового производства.

Исполнительные документы: понятие, виды. Требования, предъявляемые к ИД.

Исполнительные документы — это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются (ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

· Исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Исполнительный лист — это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных актов и актов иных органов, и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником.

· Судебные приказы. Судебные приказы — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом, выдача которых урегулирована гл. 11 ГПК РФ (ст. 121 — 130).

· Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) урегулировано гл. 16 Семейного кодекса РФ, заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов — между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

· Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам. В соответствии со ст. 387 ТК РФ комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в трехдневный срок, по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование, указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном

· Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Под таким актом в соответствии с действующим законодательством понимается постановление, вынесенное контролирующими органами о взыскании денежных средств с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

· Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

· Постановления судебного пристава-исполнителя. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, Главным судебным приставом Российской Федерации, Главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

· Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

· Исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, а именно п. 13 ч. 1 ст. 35 и ст. 89 во взаимосвязи со ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 91, нотариус совершает на документах, подтверждающих бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем, исполнительную надпись для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника, руководствуясь при этом Конституцией РФ, указанными Основами, другими законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами. Взыскание по исполнительной надписи нотариуса в силу ст. 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, согласно ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве». На основании этого исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может осуществлять такую меру принудительного исполнения, как изъятие у должника имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества (ст. 68 и 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1. наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2. наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3. дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4. дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5. сведения о должнике и взыскателе:

· для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также — дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также — дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

· для организаций — наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

· для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

· резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

· дата выдачи исполнительного документа.

В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа.

Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.

Возбуждение ИП. Требования к постановлению о возбуждении

Возбуждение исполнительного производства это самостоятельная стадия возбуждения исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий. Для возбуждения исполнительного производства необходимо следующее:

  1. Предъявление заявления или исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю
  2. Принятие исполнительного документа судебным приставам исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства

Основания возбуждения исполнительного производства определены статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» и включают в себя:

· Наличие исполнительного документа (судебный приказ, исполнительный лист, другие акты гос. органов).

· Волеизъявление (желание) взыскателя начать процедуру исполнительного производства, выраженное в письменном заявлении.

· Постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства вынесенное на основании первых двух документов.

Порядок возбуждения исполнительного производства

Для того чтобы было проще понять порядок возбуждения исполнительного производства разобьем его на пронумерованные этапы. И тогда он предстанет в следующем виде:

1. Получение взыскателем исполнительных документов от соответствующих гос. органов или нотариуса.

2. Написание взыскателем заявления о возбуждении исполнительного производства.

3. Предъявление взыскателем заявления и исполнительного документа судебному приставу по месту совершения взыскания (т.е. в службу судебных приставов того района где проживает должник или находится имущество на которое планируется наложить взыскание). Можно лично передать документы в канцелярию службы судебных приставов или послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Во втором случае не придется стоять в очереди и общаться с сотрудниками канцелярии, которые, как правило, не отличаются вежливостью и тактичностью.

4. В течение трех дней с момента получения вышеуказанных документов судебный пристав должен на их основании вынести либо постановление о возбуждении исполнительного производства, либо постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

5. Не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав обязан выслать его копию взыскателю, должнику, а так же в орган, выдавший исполнительный документ.

6. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом для должника устанавливается срок добровольного исполнения (срок не может быть более пяти дней). В случае если должник не исполнит требования добровольно, то на него налагается ответственность - исполнительский сбор, который представляет собой по сути штраф в размере 7% от суммы взыскания. Важно отметить, что срок для добровольного исполнения начинает течь с момента получения должником постановления от судебного пристава, а не с момента его вынесения или отправки.

7. Если должник добровольно не исполнит предъявляемые к нему требования изложенные в исполнительных документах - начинается принудительное взыскание задолженности. Этот вопрос уже выходит за рамки стадии возбуждения исполнительного производства, поэтому его мы рассматривать не будем.

Решение судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства оформляется постановлением. Нормативные предписания содержат общие требования, предъявляемые ко всем постановлениям должностных лиц службы судебных приставов (ст. 14 Федерального закона об исполнительном производстве), и специальные - к постановлению о возбуждении исполнительного производства (ст. 30 данного Федерального закона).

Согласно общим требованиям постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать:

- наименование и адрес подразделения судебных приставов;

- дату вынесения постановления;

- должность, фамилию и инициалы судебного пристава-исполнителя, который вынес постановление;

- номер исполнительного производства, его наименование;

- вопрос, решение которого необходимо осуществить (возбуждать исполнительное производство или отказать);

- основания, по которым судебный пристав-исполнитель принимает решение, при этом обязательно ссылаясь на нормативно-правовые акты;

- решение, которое принимается;

- порядок обжалования постановления.

Вместе с тем, как было указано, в постановлении о возбуждении исполнительного производства необходимо указывать:

- срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа (за исключением требований, подлежащих немедленному исполнению);

- уведомление должника о правовых последствиях неисполнения требований в срок, установленный для добровольного исполнения, т.е. о принудительном исполнении исполнительного документа, а также о взыскании с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий;

- в случае отказа взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для него ограничений, предусмотренных законом, судебный пристав должен указать в постановлении мотивы, по результатам которых он принял такое решение;

- при исполнении требований о выселении должника или о вселении взыскателя разумно указать дату и время принудительного исполнения данных требований;

- предупредить должника, если таковыми являются: представитель власти, государственный или муниципальный служащий, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, об ответственности за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнения согласно ст. 315 УК.

Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит время и место составления постановления; необходимые реквизиты судебного пристава-исполнителя, взыскателя и должника; реквизиты исполнительного документа, в отношении которого ставится вопрос о его принятии и возбуждении исполнительного производства.

Описательно-мотивировочная часть заключает в себе требование взыскателя, дату поступления исполнительного документа в службу судебных приставов, вывод о его соответствии всем требованиям, к нему предъявляемым.

В резолютивной части постановления формулируется окончательный вывод судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, устанавливается должнику срок для добровольного исполнения, если требование не подлежит немедленному исполнению; разрешение ходатайства взыскателя, если оно было заявлено, об аресте имущества должника или ограничениях для него; предупреждение должника о возможности принудительного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, а также предупреждение об уголовной ответственности по правилам, изложенным в ч. 18 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве; срок и порядок обжалования постановления.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются в адрес взыскателя и должника, а также в юрисдикционный орган, который выдал исполнительный документ, на следующий день после вынесения постановления.

Самостоятельная реализация имущества должником.

При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Должник вправе в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества, если его стоимость не превышает 30 000 рублей. В таком случае пристав выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения, в котором определяет, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены им на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления, и предупреждает должника об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации. В случае нереализации должником в установленный срок имущества судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении за собой такого имущества, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, копия которого направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Обжалование действий (бездействия), постановлений судебного пристава-исполнителя в административном порядке. Постановления судебного пристава-исполнителя, для обжалования которых установлен исключительно судебный порядок.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

1. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

2. В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

3. Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

Должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

1.1) обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные частями 1 и 2 статьи 124 настоящего Федерального закона;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

2. Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы.

3. Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

3. В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

4. Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездейст

Наши рекомендации