Другие школы отечественной психологии

Школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна—далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.

Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному

долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д. Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д. Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность— основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д. Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме—внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась примерно следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача—например, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая задача предъявлялась 10—15 раз, с тем, чтобы установка—готовность оценивать шары как больший и меньший — зафиксировалась. Затем в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же—в силу сформировавшейся готовности—оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого. В таких—на первый взгляд, простых—опытах было выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие: так, установка, созданная в гаптической («на ощупь») сфере при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее Удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Д. Н. Узнадзе, Деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, но не отражает его сущности. Специфически человеческим является явление «объекти-

вации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892—1973), представляющая особый подход — в рамках марксистской методологии — к проблемам личности.

В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по В. Н. Мя-сищеву — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

Система отношений — психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера—превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В. Н. Мясищев рассматривал неврозы.

Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972). Б. Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины—человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути

человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б. Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»).

В своем подходе к человеку Б. Г. Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности. Развитие индивида—это онтогенетическое природное развитие человека—зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость. Личность же — субъект общественного поведения и общения (общение Б. Г. Ананьев рассматривал как особую деятельность наряду с предметной деятельностью и познанием); начало личности человека наступает намного позже, чем начало индивида и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств общения и деятельности.

Б. Г. Ананьев значительное внимание уделял проблеме методов исследования, и с его именем мы встретимся в разделе, этому посвященном.

Итак, мы завершаем краткий обзор; в него вошли некоторые основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем. Вы наверняка обратили внимание на разнообразие—и в ряде случаев принципиальную несовместимость—некоторых основных принципов понимания сути психологии в различных шквлах—например, в бихевиоризме и гуманистической психологии,—и, соответственно, разнообразие в понимании предмета психологии, начиная с периода психологического кризиса. Вспомните, что выступало в разных школах в качестве основного предмета изучения: закономерности строения сознания (структурализм); его функции (функционализм); закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ); поведения (бихевиоризм); формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления);

формирования высших психических функций (культурно-историческая теория), деятельности (деятельностный подход), установки (теория установки), отношений (теория отношений), самоактуализации (гуманистическая психология), измененных состояний сознания (трансперсональная психология). Быть может, вы уже обратили

внимание на то, что представление о душе только как о внутреннем мире субъекта оказывается недостаточным: в ряде подходов психическое как бы выносится и во внешний план, план взаимодействий субъекта с миром (в том числе с другими людьми), за пределы индивидуальности. Поэтому «психика» понимается сейчас содержательно иначе, чем «душа» в традиционном смысле; определение же психологии как науки о душе обычно сопровождается существенными оговорками.

Далее, вы обратили внимание, что в ходе обзора оказался затронут ряд проблем; большинство из них остаются актуальными до настоящего времени и определяют главные линии психологических поисков—как теоретических, так и практических. Вспомним некоторые из них:

Что такое психика? Как определить критерий психического? Каково строение психики? Ее функции? Виды? Уровни развития? Каковы закономерности развития психики в филогенезе, в онтогенезе? В каком соотношении оказываются врожденное и приобретенное? Биологическое и социальное? Индивидуальное и социальное? Обучение и развитие? Как связаны человек и мир? Как человек познает мир? Каковы основные психологические уровни и формы познания? Как соотносятся чувственное познание и мышление? Какую роль играют эмоции и воля? Как соотносятся сознательное и бессознательное? Произвольное и непроизвольное? Что такое личность? Какова ее структура? Критерии и уровни развития? Как строятся взаимоотношения личности и общества? Какую роль в жизни личности играет потребност-но-мотивационная сфера? Как она строится? Что такое нормальное и аномальное в психическом? Каковы механизмы появления и развития психических отклонений? На каких принципах, какими методами возможно строить психологическую помощь?

Мы отметили лишь некоторые важнейшие вопросы. Ответы на большинство из них спорны, и разобраться в этих проблемах более детально вам предстоит при изучении более специальных—сравнительно с «Введением» — курсов.

ТЕРМИНЫ ДЛЯ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ

миф

субстанция душа материя аффект ощущение память мышление дуализм монизм

«животные духи» афферентный эфферентный

психофизическая проблема психофизиологическая проблема страсть рефлекс ассоциация ассоцианизм рефлексия теории среды теории развития структурализм функционализм личность самосознание психоанализ дензура

бессознательное сознание конфликт либидо комплекс

Оно * Я

Сверх-я эащита

идентификация яроекция

рационализация вытеснение с^бчимация невроз

индивидуальная психология комплекс неполноценности характер

аналитическая психология коллективное бессознательное архетип «Тень» анимус анима

вегетотерапия ^евога эго-психология идентичность бихевиоризм активность стимул реакция научение генерализация

промежуточные переменные социобихевиоризм гештальтпсихология гештальт фигура фон

ага-решение поле

квазипотребность валентность полевое поведение гештальтерапия

гуманистическая психология самоактуализация креативность Я — концепция неконгруэнтность логотерапия смысл

парадоксальная интенция дерефлексия

трансперсональная психология ребефинг

измененные состояния сознания

рефлексология реактология

культурно-историческая теория орудие знак

натуральные психические функции

высшие психические функции зона ближайшего развития деятельность панпсихизм биопсихизм нейропсихизм антропопсихизм интериоризация поведение

элементарная сенсорная психи ка

перцептивная психика интеллект раздражимость


чувствительность потребность мотив цель действие

операция

ведущая деятельность

установка

отношение

человекознание

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите основные этапы становления предмета психологии до периода «открытого кризиса».

2. Воспроизведите по памяти основные направления в психологии XX века за рубежом (из перечисленных в пособии).

3. В чем вы видите принципиальные отличия в зарубежной и отечественной психологии? (имеются в виду содержательно-психологические различия).

4. Раскройте содержание основных психологических концепций отечественных авторов (из обсуждавшихся в пособии).

Вопросы для размышления

1. Возможно ли создание универсальной психологической теории?

2. Психоанализ—одно из наиболее популярных и «громких» направлений в психологии. Наверняка вы встречали о нем самые разноречивые отзывы. Как вы полагаете, почему трудно выработать объективную, беспристрастную точку зрения на эту теорию?

3. Среди известных вам уже подходов — постарайтесь найти противоположные по основным принципам.

4. Практика обучения в нашей стране долгие годы была связана с теорией деятельности. Вспомните свой опыт обучения, понаблюдайте за чужим и постарайтесь найти конкретные примеры методических приложений теории деятельности.

Раздел IV

Наши рекомендации