Тема «Развитие отечественной психологии: московская и ленинградская школы»

Самостоятельная работа заключается в анализе литературных источников,

затрагивающих вопросы теории, задач, методов, разрабатываемых в работах представителей московской и ленинградской школ в отечественной психологии, сравнительном анализе найденных результатов и подготовке реферата на данную тему.

Литература:

1. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М.,

1983.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

4. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.

5. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.

6. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..

8. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

9. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.

10.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.

11.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.

12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

13.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

14.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

15.Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.

Основная литература по курсу:

1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

2. Адлер А. Понять природу человека. Спб, 1997.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

8. Брушлинский А. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1968.

9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж,

1996.

10. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.

11. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. – М., 2001.

13. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

14. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992.

16. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

17. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М.,

1983.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.

19. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.

20. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

21. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.

22. Маслоу А. Мотивация и личность

23. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. - Спб, 2001.

24. Петровский А.В. Психология в России в ХХ в. – М.: Издательство УРАО,

2000.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1994.

27. Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории.

– М.: Институт психологии РАН, 1997.

28. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1986.

29. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа, - Спб, 1995.

30. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб: Университетская книга, 1997.

31. Райх В. Сексуальная революция. - СПб: Университетская книга, 1997.

32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994

33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений окружающего мира. – М., 1957.

34. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.

35. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1966, №7.

36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)//Вопросы философии, 1969, № 8.

37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи) В

сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.

38. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.

39. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М., 1995.

40. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.

Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: МГУ, 1984.

41. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М.,

1992.

42. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. – М., 1970.

43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1995.

44. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

45. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1994.

46. Фромм Э. О душе современного человека

47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.

49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.

50. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия.

1998.

51. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

52. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М., 1998.

53. К.Г.Юнг о современных мифах. М., 1994.

54. Якунин В.А. История психологии. - СПб, 1998.

55. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

56. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.

57. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

58. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. - СПб, 1993.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.

2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - Л., 1964.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

4. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже/В кн. Пиаже Ж.

Речи и мышление ребенка. – М., 1994.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн., 1998.

6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.

7. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.

8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..

9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999.

11. Роджерс К. К науке о личности/ В кн. История зарубежной психологии.

Тексты. М., 1986.

12. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.

13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - СПб., 1998.

15. Рубинштейн С.Л. Философия и психология//Вопросы философии, 1957, №1.

16. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957, №2.

17.Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО- пресс, 2001.

18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

19. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.

20. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

21. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека// Вопросы психологии, 1968, №1.

22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже//Психологический журнал, №2, 2000.

Темы рефератов:

1. Представления о душе философов Милетской школы.

2. Понимание природы души Гераклитом.

3. Естественнонаучные представления Алкмеона.

4. Психологические воззрения Эмпедокла.

5. Учение о душе Анаксагора.

6. Стоики и их учение о душе.

7. Научные взгляды Авиценны.

8. Научные взгляды Альгазена.

9. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.

10.Р.Декарт о познании.

11.Р. Декарт о страстях души.

12.Учение Б. Спинозы о единой субстанции.

13.Учение Б. Спинозы об аффектах.

14.Психофизический параллелизм Г. Лейбница.

15.Ассоцианизм в философии и психологии.

16.Солипсизм в философии.

17.Концепция «человека – статуи» Э.Кондильяка.

18.Ж.-Ж. Руссо о воспитании.

19.Ч. Дарвин и его труд «Происхождение видов».

20.Ч. Дарвин: психология эмоций.

21.Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.

22.Учение о сознании В. Вундта.

23.Психологическая лаборатория В. Вундта.

24.Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.

25.Зоопсихология и этология.

26.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

27.Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.

28.М. Мид: типы культур в истории человечества.

29.Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.

30.«Описательная психология» В. Дильтея.

31.Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.

32.Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.

33.И.П. Павлов: рефлекс свободы.

34.В.М. Бехтерев: «Коллективная рефлексология».

35.Принцип удовольствия и принцип реальности.

36.Символика сновидения (фрейдистский подход).

37.Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.

38.Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии.

39.Концепция психологических типов К.Г. Юнга.

40.Ассоциативный эксперимент.

41.Символ и его функция в аналитической психологии.

42.Сновидения и их толкование в аналитической психологии.

43.Понимание личностного развития в аналитической психологии.

44.Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии.

45.Проблема рода/пола в аналитической психологии.

46.Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера.

47.Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера.

48.А. Адлер. Концепция агрессивного характера.

49.А. Адлер. Психология власти.

50.Идеология и психология авторитарной семьи.

51.Церковь и подавление сексуальности.

52.Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха.

53.Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха.

54.Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма.

55.Э. Фромм: психология любви.

56.Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма.

57.Коннекционизм Э.Ли Торндайка.

58.Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена.

59.Бихевиоризм К.Л. Халла.

60.Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением.

61.А. Бандура: теория викарного научения.

62.Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей.

63.Бихевиоральная психотерапия.

64.Гуманистическая психология как «третья сила» в психологической науке.

65.Концепция самоактуализации в творчестве А. Маслоу и К. Роджерса.

66.Теория личности К. Роджерса.

67.Теория личности А. Маслоу.

68.Гуманистическая психология: новая исследовательская парадигма.

69.Теория поля К. Левина.

70.Жизнь и творчество Ж. Пиаже.

71.Теория интеллекта Ж. Пиаже.

72.Ф. Хайдер: теория структурного баланса.

73.Л. Фестингер: теория когнитивного диссонанса.

74.Т Ньюком: теория коммуникативных актов.

75.Российская наука о поведении в начале ХХ в.

76.Российская психология «внутреннего опыта».

77.Развитие русской религиозно-философской психологии в начале ХХ в.

78.Особенности развития психотехники в Советской России.

79.Особенности развития педологии в Советской России.

80.Рефлексология В.М. Бехтерева.

81.Психоанализ в Советской России.

82.Л.С. Выготский: построение «новой психологии».

83.Л.С. Выготский: основные принципы культурно-исторической теории.

84.Проблема метода в культурно-исторической теории.

85.Л.С. Выготский и Ж. Пиаже: проблема речи и мышления ребенка.

86.Л.С. Выготский: психология искусства.

87.Московская психологическая школа: деятельность и личность.

88.Развитие идей культурно-исторической психологии.

89.Московская психологическая школа: сознание и речь.

90.Структура мыслительной деятельности.

91.Б.Г. Ананьев: психология индивидуального развития.

92.Б.Г. Ананьев: психология чувственного познания.

93.Общение и деятельность.

94.С.Л. Рубинштейн – психолог и философ.

95.С.Л. Рубинштейн: понятие личности.

96.С.Л. Рубинштейн: мышление как деятельность и как процесс.

97.С.Л. Рубинштейн: диалектика субъективного и объективного.


Наши рекомендации